Теория обмена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:44, контрольная работа

Краткое описание

Налоговая теория – это система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в жизни общества. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения.
Существуют как обобщенные разработки (общие теории налогов), так и исследования по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов). В данной работе анализируется одна из таких теорий – договорная теория или теория обмена.

Содержание

Введение……………………..………………………………………………….....3
1. Зарождение и развитие налоговой теории обмена………………….....5
2. Современные трактовки налоговой теории обмена……………….....14
Заключение……………………….……………………………………………....22
Список использованной литературы ……………………………..…................24

Вложенные файлы: 1 файл

история налогообложения.rtf

— 169.44 Кб (Скачать файл)

Кроме инерционности мышления, причина того, что государство, взимающее налоги и ничем за это не обязанное своим гражданам, продолжает существовать в воображении авторов процитированных работ, кроется, видимо, в том, что изменения законодательства пока не привели к изменению сущности налоговых отношений частного и публичного субъектов.

Несмотря на то, что изменившиеся права и обязанности субъектов уже зафиксированы в налоговом законодательстве, еще предстоит приложить усилия, чтобы они стали реально проявляться в налоговых правоотношениях.

Полноценное рассмотрение основных интересов публичного и частного субъектов налоговых отношений крайне затруднительно в рамках только налогового права, без учета институтов и подотраслей, составляющих финансовое право. Целостный подход к анализу налоговых интересов возможен лишь в рамках финансового права как единой отрасли.

Анализ тенденций развития финансового права позволяет предложить новый подход к налогу. От представлений о налоге как об обязательном безвозмездном платеже, взимаемом государством у частного субъекта, как он определяется в рамках налогового законодательства, следует переходить к пониманию налога как "кредита", передаваемого публичному субъекту на социально значимые цели.

За эффективность использования налоговых поступлений публичный субъект должен отчитываться или отвечать перед "кредиторами" - частными субъектами. Однако, поскольку налоговое право преимущественно регулирует отношения по аккумулированию средств, в рамках только налоговых отношений обязательства всегда будут односторонними.

При отношении к налогу как к социальному "кредиту" в форме предварительной оплаты "общественных услуг", оказание которых должен обеспечить публичный субъект, отношения могут рассматриваться как возмездные. Именно поэтому обе стороны налогово-бюджетных отношений должны, в частности, нести имущественную (правовосстановительную) ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей.

Следует последовательно и скрупулезно зафиксировать в индивидуальном и общественном правосознании, концептуально закрепить принципиальное отличие, состоящее в том, что налоги только уплачиваются, а взыскиваются только недоимки. Да и недоимка не обязательно взыскивается, а может быть уплачена добровольно. Когда этот важный вывод будет зафиксирован не только в законодательстве, но и в правосознании граждан, можно будет сделать вывод, что налоги для их плательщиков становятся признаком свободы.

В настоящее время нашим государством предпринимаются шаги по выполнению своих обязательств в рамках договорной теории. С одной стороны, происходит повышение качества оказываемых государством налогоплательщику услуг. С другой стороны - происходит снижение и оптимизация налогового бремени, которое и будет рассмотрено подробно в следующем разделе.

 

 

Заключение

 

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической.

С помощью первой формируется бюджетный фонд - государство получает возможность "содержать" себя: оплачивать расходы на образование, здравоохранение, оборону, выплачивать пенсии и т.д. Происходит перераспределение денежных средств в отрасли, сами по себе дохода не приносящие, но, без существования которых государство не может полноценно функционировать. Реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

При изучении правовой природы налога возникает вопрос: "За что частный субъект производит этот обязательный денежный платеж?". Один из возможных ответов состоит в том, что налог - это плата публичному субъекту за оказание определенных услуг. Такой взгляд на сущность налога назван в финансово-правовой науке договорной теорией налога или теорией обмена.

История развития этой теории восходит к договорной теории происхождения государства. Суть ее заключается в том, что государство и налогоплательщик заключают между собой неписаное соглашение, согласно которому государство поддерживает порядок в обществе, защищает налогоплательщика от внешних врагов, осуществляет иные общественно полезные услуги, а налогоплательщик оплачивает эти услуги государства налогами. С точки зрения последователей данной теории, налог - это цена, которую платят за возможность использовать общественные ресурсы для определенных общих целей, например обороны, и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. А. В. Жданко Эволюция управляемых систем. Единая теория общества и истории: -- Санкт-Петербург, Алетейя, 2008 г.- 812 с.
  2. Александр Долгин Экономика символического обмена: -- Москва, Фонд научных исследований "Прагматика культуры", Институт эконом, 2007 г.- 640 с.
  3. И. И. Кучеров Теория налогов и сборов: -- Москва, ЮрИнфоР, 2009 г.- 480 с.
  4. Л. Д. Столяренко, Л. С. Николаева, В. Е. Столяренко, С. И. Самыг Культурология. Экспресс-справочник для студентов вузов: -- Москва, МарТ, 2007 г.- 256 с.
  5. Л. Л. Нелюбин, Г. Т. Хухуни Наука о переводе. История и теория с древнейших времен до наших дней: -- Москва, Флинта, МПСИ, 2006 г.- 416 с.
  6. Лыкова Л.Н. Налоговая система России. Общее и особенное: -- Санкт-Петербург, 2006 г.- 444 с.
  7. Ольга Медушевская Теория исторического познания. Избранные произведения: -- Санкт-Петербург, Университетская книга, 2010 г.- 576 с.
  8. Фернан Бродель Материальная цивилизация и капитализм, XV-XVIII вв. Том 2. Игры обмена: -- Москва, Весь Мир, 2006 г.- 656 с.
  9. Фернан Бродель Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV--XVIII вв. Том 2. Игры обмена: -- Санкт-Петербург, Весь Мир, 2011 г.- 672 с.

 

1 Новгородцев П.И. Становление и развитие гражданского общества. М., 2009. С. 20.

2 Витюк В. В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М.: Институт социологии РАН, 2009. С. 14.

33 Тургенев Н.И. Опыты теории налогов. М., 1997. С. 3.

4 Тургенев Н.И. Опыты теории налогов. М., 2007. С. 3.

5 Соловьев В.А. О правовой природе налога.// Журнал российского права. 2010. №3.

6 Соловьев В.А. О правовой природе налога.// Журнал российского права. 2010. №3.

7 Нитти Ф. Основные начала договорной науки. М., 2006. С. 241.

8 Орлов М.Ю. Основные вопросы теории налогового права как подотрасли финансового права: Дисс. канд. юрид. наук. М., 2006. С. 48.

9 Соловьев В.А. О правовой природе налога.// Журнал российского права. 2005. №3.

10 Карасева М.В. Налоги и налогообложение. М., 2004. С. 45.


Информация о работе Теория обмена