Теоретико-методологические основы налогового планирования предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 07:43, курсовая работа

Краткое описание

В России целью налогового планирования, как на федеральном, так и на территориальном уровне выступает оценка соотношения налогового потенциала и фактических поступлений налогов и сборов и определение объемов экономически обоснованных поступлений налогов и сборов в бюджетную систему в планируемом периоде. При этом налоговое планирование осуществляется с ориентацией на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему.
Налоговое планирование обусловлено тем, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая кобзева.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Рисунок 1 - Виды налогового планирования

 

1.3 Принципы, этапы и уровни налогового  планирования на предприятии

 

Налоговое планирование конкретного субъекта предпринимательской деятельности - это выбор оптимального, с точки зрения конкретного налогоплательщика, сочетания и построения правовых форм деятельности в целях снижения налогового бремени в рамках действующего налогового законодательства.

Назовем основные принципы налогового планирования, которые можно сформулировать следующим образом:

1) законность, то есть соответствие действующему законодательству;

2) знание и подробное изучение  позиции налоговых органов, а  также судебной практики по  тем аспектам налоговых правоотношений, которых касается оптимизация;

3) перспективность. Налогоплательщик  должен предвидеть последствия некорректного применения различных методов и схем налоговой оптимизации, которые могут повлечь за собой крупные финансовые потери;

4) этапность планирования;

5) предварительный расчет финансовых  последствий планирования (расчет  вариантов сумм налогов, в том числе с оборота, по результатам общей деятельности по отношению к конкретной сделке или проекту в зависимости от различных правовых форм ее реализации);

6) индивидуальность налогового  планирования. Налоговая схема работы каждой организации и финансовая схема каждой сделки во многом уникальны, и практические советы могут даваться в каждом конкретном случае после предварительной правовой экспертизы специалистов;

7) коллегиальность в принятии  решений о методах и формах  налоговой оптимизации. Специалисты отмечают, что процесс налоговой оптимизации - это:

- совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя (менеджера);

- постоянный поиск новых оригинальных  решений и схем работы организации;

- постоянное изучение  специальной литературы, изучение и анализ опыта других организаций этого профиля и смежных сфер бизнеса. [14, c. 54]

Процесс налогового планирования на предприятии можно разбить на несколько этапов.

1. Принятие решения. На основе  подготовленной информации первый  руководитель или его заместители осуществляют акт решения;

2. Подготовка решения. Комплексная  подготовка решения с привлечением  указанных в матрице подразделений или должностных лиц;

3. Участие в подготовке решения, заключающегося в подготовке  отдельных вопросов или информации по поручению подразделений или должностного лица, ответственного за подготовку решения;

4. Обязательное согласование на  стадии подготовки решения или  его принятия;

5. Исполнение решения;

6. Контроль исполнения решения.

Помимо создания адекватной сегодняшним экономическим реалиям структуры налогового планирования, определения полномочий и требований к участникам процесса планирования налоговых платежей, для успешной постановки деятельности по планированию налогов необходимо наличие финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов, которые формируются при составлении ежегодного налогового плана.

Материально-технические ресурсы, задействованные в процессе налогового планирования, определяются до создания группы планирования мероприятий по оптимизации налогового портфеля, и формируются из двух частей: первая часть состоит из элементов материально-технической базы, находящейся в распоряжении тех подразделений предприятия, сотрудники которых заняты планированием налоговых платежей; вторая часть создается специально в целях функционирования налоговой группы. Среди всего перечня материально-технических ресурсов, необходимых для успешного осуществления функций налогового планирования, существенное место должны занимать: обеспечение налоговой группы современными информационно-вычислительными комплексами, необходимыми для применения статистико-математических методов определения вариантов распределения мероприятий по налоговой оптимизации; использование в процессе работы обширного библиотечного фонда, состоящего из нормативной, научной, практической и периодической литературы; применение баз данных законодательства РК, облегчающих поиск необходимой документации нормативно-правового характера.

Финансовая база организации налогового планирования формируется исходя из потребностей в осуществлении мероприятий по налоговой оптимизации. Кроме того, руководство предприятия должно сформировать политику стимулирования работников налогового сектора за достижение положительных результатов процесса налогового планирования.

В целях повышения интеллектуального уровня специалистов системы налогового планирования составляется график участия в тематических семинарах, конференциях, учебных курсах, курсах повышения квалификации, на что отводятся дополнительные финансовые ресурсы. Указанный график также входит в налоговый план предприятия.

Таким образом, налоговый план предприятия должен иметь следующие разделы:

1. Календарь налогоплательщика по каждому налогу;

2. Перечень мероприятий  по оптимизации налоговых потоков, временные параметры реализации  оптимизационных мероприятий, ответственные исполнители, ресурсы и инструментарий, необходимые для реализации указанных мероприятий;

3. График налоговых выплат с  учетом применения мероприятий  по оптимизации налогового портфеля  и налоговых льгот по конкретным  налогам;

4. График повышения квалификации  специалистов налоговой сферы;

5. Иные вопросы.

Заключительным этапом постановки налогового планирования на предприятии является организация работы по формированию, ведению и хранению базы данных планово-экономической информации, внесению изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке налоговых данных.

Налоговое планирование предусматривает несколько уровней, каждый из которых требует определенных знаний и навыков:

  • уровень первый - выучить налоговые законы и научиться своевременно и правильно платить налоговые платежи. Для этого нужно знать только перечень всех налогов и сборов, их объекты налогообложения, ставки, источник и сроки уплаты. Вычислить базу налогообложения, умножить ее на ставку и отнести за счет соответствующего источника - это все, что нужно сделать, чтобы налог был начислен. При принятии решения относительно осуществления любой хозяйственной операции следует внимательно выучить законодательное поле и пользоваться только официальными нормативными документами;
  • уровень второй - научиться оптимально платить налоговые платежи (планировать соразмерность доходов и затрат в одном налоговом периоде, избегать дебиторской задолженности, то есть не платить лишнего), анализировать финансовое состояние предприятия;
  • уровень третий - научиться платить минимально, используя законные методы уменьшения налогового давления.

Таким образом, эффективность налогового планирования значительно повышается при условии правильной и целенаправленной организации, которая предусматривает формирование коллектива людей, которые будут заниматься этой работой, разработкой плана, целей и задач налогового планирования, а также разработкой и реализацией схем минимизации налоговых платежей.

 

2 Налоговое планирование на предприятии ООО «МЕХСТРОЙМАШ»

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Мехстроймаш»

Общество с ограниченной ответственностью «Мехстроймаш» является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации. Сокращенное наименование на русском языке ООО «Мехстроймаш».

 ООО « Мехстроймаш» имеет  в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права,  а также нести обязанности. ООО «Мехстроймаш» создано без ограничения срока его деятельности.

Правовое положение Общества определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», иными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом предприятия.

Место нахождения ООО «Мехстроймаш»: индекс: 309504, Белгородская область, г. Старый Оскол, микрорайон Молодогвардеец, дом 17; ИНН: 3128059780, КПП: 312801001.

Целями деятельности ООО «Мехстроймаш» являются извлечение прибыли за счет осуществления предоставляемых Обществом услуг. Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Предметом деятельности ООО «Мехстроймаш» являются:

- деятельность автомобильного  транспорта;

- строительство;

-буровые работы;

- свайные работы;

- осуществление других видов  хозяйственной деятельности, не противоречащих законодательству России.

 Таблица 2.1

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности

ООО «Мехстроймаш» за 2010- 2012 гг.

 

Наименование показателей

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Абсолютное отклонение (±)

Относительное отклонение (%)

2011 г. к 2010 г.

2012 г. к 2011 г.

2011 г. к 2010 г.

2012 г. к 2011 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Выручка от реализации работ, услуг, тыс. руб.

             

2.Себестоимость выполненных работ, услуг, тыс. руб.

             

3.Прибыль от продаж, тыс. руб.

             

4.Чистая прибыль, тыс. руб.

             

5.Среднегодовая стоимость основных средств тыс. руб.

             

6.Среднегодовая сумма дебиторской задолженности, тыс. руб.

             

в т. ч. покупателей и заказчиков

             

7.Сумма кредиторской задолженности, тыс. руб.

             

в т. ч. поставщикам и подрядчикам

             

8.Среднесписочная численность  чел.

             

9.Производительность труда тыс. руб.

             

10.Фондоотдача тыс. руб.

             

11.Рентабельность, %

             

12.Чистая рентабельность продаж, %

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы развития налогового планирования в России

      Налоговое планирование в организации является составной частью финансового планирования - управления финансами. Налоговое планирование также можно рассматривать как легальный способ снижения налоговой базы и минимизации налоговых платежей, а следовательно, и снижения налоговой нагрузки организации. Оно осуществляется на основе использования льгот, зафиксированных в Налоговом кодексе РФ, а также способов и приемов бухгалтерского учета, закрепленных в законодательных и нормативных актах, в стандартах бухгалтерского учета.

       Налоговое планирование - составная часть стратегии в процессе управления организацией, обеспечивающего ее оптимальное финансовое состояние.На практике можно избрать разные модели поведения: осуществлять налоговое планирование либо пытаться уклоняться от уплаты налогов. Элементами налогового планирования являются: учетная политика организации по бухгалтерскому и налоговому учету; налоги; ставки налогов; льготы по налогам и сборам; календарь бухгалтера; документация и документооборот; инвентаризация; аудит; отчетность.

       Налоговое планирование связано с учетом системы факторов и условий функционирования организации и существующего налогового законодательства. При создании организации важно правильно выбрать вид деятельности организации, уровень концентрации производства, место ее расположения и т.д. Оптимизация налогового бремени должна строиться на выборе критерия оптимизации и системы ограничений. Критерием оптимизации налогового бремени может быть максимизация чистой прибыли организации при заданной системе ограничений. В качестве ограничений могут служить производственная программа, объем продаж и т.д. Решать данную задачу необходимо с использованием экономико-математических методов, методов статистики, математического программирования.

       Этапы налогового планирования, связанные с оптимизацией налогового бремени, могут быть следующими: определение юридического статуса организации, ее организационно-правовой формы; определение целей и сфер деятельности; разработка программы анализа системы налогообложения (например, проведение оценки с применением современных методик и технологий экспресс-анализа); формирование информационной базы; тестирование состояния системы налогообложения (например, для начала проведение сверки расчетов с бюджетами всех уровней); составление бизнес-плана деятельности (бывает, что сметная система, действующая на предприятии и предлагаемая контролирующим органом, не способна отразить гибкость использования средств, как собственных, так и целевого финансирования); выбор стратегии оптимизации налогового бремени - к этому этапу переходят лишь после осуществления подготовительной работы и оздоровления финансового положения в организации в целом; оптимизация учетной политики (оптимизация способов ведения бухгалтерского и налогового учета); установление системы факторов и условий для конкретных временных периодов, определяющих налоговые последствия принимаемых управленческих решений в краткосрочной и долгосрочной перспективе; расчет налоговой экономии при разных условиях хозяйствования, сроков внесения налоговых платежей; выявление резервов снижения налогового бремени - представляется перспективным полем для деятельности; произведя расчет налогового бремени и рассмотрев его структуру, становится более очевидным влияние тех или иных факторов на его размер, в результате становится возможным управление этими факторами; выявление сильных и слабых сторон организации; аудит состояния системы налогообложения; разработка оргтехмероприятий - относится к практической, прикладной стороне вопроса для конкретной организации и предполагает создание эффективной локальной сети для обмена информацией между отделами финансово-хозяйственных служб с разграничением прав доступа в данную сеть и программные продукты по бухгалтерскому учету и реализации. [27, c.3-5]

Информация о работе Теоретико-методологические основы налогового планирования предприятий