Тенденции совершенствования налогового администрирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 23:31, доклад

Краткое описание

Одним из основных способов контроля добросовестного выполнения налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов в бюджет является проведение налоговых проверок.
Налоговая проверка является важнейшим инструментом налогового контроля, позволяющим наиболее полно проверить правильность уплаты налогов (сборов) и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах.
Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются.

Вложенные файлы: 1 файл

4.doc

— 41.50 Кб (Скачать файл)

                                                  Борзунова Светлана ВДЭ-2

     "Тенденции совершенствования налогового администратирования"

Одним из основных способов контроля добросовестного выполнения налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов в бюджет является проведение налоговых проверок.

 

Налоговая проверка является важнейшим инструментом налогового контроля, позволяющим наиболее полно проверить правильность уплаты налогов (сборов) и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах.

 

Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются.

 

Во-первых, наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налогового органа, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей.

 

В Российской Федерации для отнесения налогоплательщика к категории крупнейших применяются следующие критерии:

 

показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской отчетности организации;отношения взаимозависимости между организациями.

 

Кроме того, для отнесения налогоплательщика к категории крупнейших анализу подлежат показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год:

 

суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов;суммарный объем выручки от продажи товаров (продукции, работ, услуг);размер активов (сумма внеоборотных и оборотных активов).

 

Для организаций, осуществляющих производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, предусмотрен отличный состав показателей финансово-экономической деятельности. Помимо суммарного объема начислений федеральных налогов и сборов анализу и оценке подлежат:

 

суммарный годовой объем производства;суммарная производственная мощность по выпуску продукции.

 

Для организаций, проводящих закупку, хранение и поставку алкогольной, спиртосодержащей или табачной продукции, помимо начислений федеральных налогов и сборов оценивается также суммарный объем выручки.

 

Критерий отношения взаимозависимости между организациями применяется для определения крупнейших налогоплательщиков только в том случае, если организации, отношения с которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации (ст. 20 НК РФ), имеют показатели финансово-экономической деятельности, позволяющие признать их крупнейшими налогоплательщиками.

 

Таким образом, выделение из состава налогоплательщиков отдельной группы ее крупнейших представителей в настоящее время происходит только на основе качественных признаков, базирующихся на результатах деятельности субъекта.

 

Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современной России.

 

Во-вторых, применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков.

 

Здесь необходимо указать на возможность всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

 

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством, а также самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

 

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе из общедоступных источников – СМИ, Интернет.

 

По данному вопросу немаловажно отметить опыт стран Евросоюза, где налоговые органы наделены правом доступа к информации о движении денежных средств по счетам налогоплательщика, отсутствует понятие банковской тайны. Для Российской Федерации такое положение позволило бы эффективно оценивать реальную налоговую нагрузку на налогоплательщиков, а также повысило бы качество проводимых выездных налоговых проверок.

 

Также возможно внедрение системы самостоятельной оценки налогоплательщиком рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по следующим критериям:

 

налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли;отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов;опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);выплата заработной платы сотрудникам ниже прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации;построение финансово-хозяйствен­ной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин;непредставление пояснений на уведомления налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах организации в связи с изменением места нахождения (“миграция” между налоговыми органами).

 

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

 

В-третьих, использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.

 

Полезным может быть введение системы балльной оценки работы специалистов, осуществляющих налоговые проверки. Сущность такой оценки состоит в том, что в зависимости от категории каждого проверенного налогоплательщика (исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности) специалисту засчитывается определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый специалист должен набрать определенное минимальное количество баллов. Количество набранных баллов может служить основанием для вывода о его служебном соответствии занимаемой должности. Кроме того, балльный норматив может служить основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными специалистами.

 

Однако необходимо отметить, что никакое совершенствование форм работы не даст положительных результатов, если специалист, участвующий в проведении налоговых проверок, не будет постоянно совершенствовать свои знания в области налогообложения.

 

Для этого необходимо выработать общегосударственную систему подготовки кадров, когда для работы в налоговые органы будут привлекаться лишь профессионалы, получившие необходимый набор знаний в данной области. В настоящее время немного высших учебных заведений готовит таких сотрудников, при этом, учитывая уровень оплаты труда в государственных органах, большое количество потенциальных государственных служащих уходит в коммерческую деятельность. В связи с изложенным скорейшее принятие новой системы оплаты труда государственных служащих, по нашему мнению, на сегодняшний день является наиболее острой проблемой и должно стать первоочередной задачей, стоящей перед государством. Министерство финансов Российской Федерации совместно с Федеральной налоговой службой начало разрабатывать концепцию об оплате труда работников налоговых органов, которая будет зависеть от разных факторов, в том числе и от эффективности проделанной контрольной работы каждым сотрудником.

 

Налоговое администрирование должно быть построено на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые – к обоснованному контролю за деятельностью хозяйствующих субъектов.

 

Электронный способ налогового администрирования

Развитие бесконтактных способов взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами – одно из приоритетных направлений совершенствования налогового администрирования. Очевидно, что первым шагом на этом пути стало введение обязательного представления налоговой отчетности налогоплательщиками в электронной форме. Обязанность законодательно закреплена в ст. 80 НК РФ. Как известно, ее возникновение зависит от средней численности занятых на предприятии или организации работников. Данный показатель имеет понижательную тенденцию − с 250 чел. до 100 чел. в настоящее время и до 50 чел. в будущем. По данным ФНС России, количество организаций и индивидуальных предпринимателей, представляющих налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам связи, растет. Так, за III квартал 2012 года данный показатель по организациям составил 75,8%, по индивидуальным предпринимателям – 69,4% от общего числа налогоплательщиков по каждой группе [6].

 

Вторая составляющая обозначенного направления, динамично развиваемого налоговыми органами, – это электронные сервисы.

 

В настоящее время на сайте ФНС России доступны 32 онлайн-сервиса, тогда как в 2011 году их было 22. Они позволяют, например, налогоплательщикам – юридическим лицам пройти процедуру государственной регистрации, проверить своих контрагентов, познакомиться с разъяснениями ФНС России по вопросам налогового законодательства, обязательными для применения налоговыми органами, адреса массовой регистрации и получить другие услуги в электронном виде.

 

Для всех налогоплательщиков – физических лиц с 1 октября 2012 года заработал интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», который позволяет зарегистрированному физическому лицу увидеть свои налоговые обязательства по имущественным налогам, перечень и характеристики объектов имущественного налогообложения, обратиться в налоговую инспекцию, отследить статус проверки налоговой декларации по форме 3-НДФЛ в случае ее подачи, при необходимости произвести оплату имущественных налогов. Оплата налоговых платежей в режиме онлайн осуществляется через кредитные организации, с которыми ФНС России заключила соглашение о сотрудничестве. По итогам 2012 года 13 кредитных организаций предоставляют такую возможность налогоплательщикам – физическим лицам, среди которых Сбербанк России, ВТБ 24, Газпромбанк. В 2012 году было проведено тестирование аналогичного сервиса для организаций − «Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц» с участием двух крупнейших российских компаний, с целью его распространения в будущем для всех налогоплательщиков − юридических лиц [4].

 

Весьма информативным для всех налогоплательщиков является сервис «Имущественные налоги: ставки и льготы», включающий в себя нормативную правовую базу органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц. Нормативная база по вышеперечисленным налогам доступна, начиная с 2009 года. Согласно статистике налоговых органов в среднем 5 млн. чел. ежемесячно посещают интернет-сайт ФНС России.

 

Дорожная карта "Совершенствования налогового администрирования"

Внедрение системы электронного документооборота логично вытекает и связано с развитием первого направления и не является новым.

 

Говоря о прошедшем 2012 годе, нельзя не отметить в рамках этого направления появившуюся возможность для налогоплательщиков обмениваться электронными счетами-фактурами. Однако практическая реализация данной нормы при всех существующих и не вызывающих сомнения достоинствах, направленных, прежде всего, на сокращение объема бумажного документооборота в бизнес-среде, на первом этапе может сопровождаться возникновением различного рода трудностей как объективного, так и субъективного характера. И хотя возможность использования и предоставления таких документов налогоплательщиками налоговым органам для проведения контрольных мероприятий законодательно установлена (ст. 93, 93.1 НК РФ), но в полной мере не может быть реализована в настоящее время ввиду ограниченной технической готовности налоговых органов и отсутствия обязательного требования в применении налогоплательщиками.

Информация о работе Тенденции совершенствования налогового администрирования