Сущность налога на прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:08, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение сущности и функций налогов, порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. Задачи:
рассмотреть теоретические основы сущности и функций налогов;
проанализировать порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

В  настоящее время в экономической  науке  нет единой устоявшейся  точки зрения на количество выполняемых налогом функций.

При этом отдельные ученые называют только две такие функции  —фискальную и экономическую. Они  полагают, что указанные функции  охватывают весь спектр налоговых отношений, включая их влияние как на экономику в целом, так и на отдельные хозяйствующие субъекты. По мнению других ученых, кроме фискальной и экономической функции, налоги выполняют, по меньшей мере, еще три функции: распределительную, стимулирующую и контрольную.

Таким образом, различия во взглядах  на количество  выполняемых  налогом функций  не являются принципиальными. Разграничение  функций  налога носит в значительной мере достаточно условный характер, поскольку они осуществляются  одновременно,  и отдельные  черты  одной  функции  непременно присутствуют в других функциях.

Единство функций обусловливает  взаимную и внутреннюю  противоречивость,  а  также самостоятельность  каждой  функции  налогов. Вместе с тем в совокупности все функции налогов предопределяют  государственную налоговую политику и ее влияние на экономическую ситуацию в стране. Схематично функции налога показаны на рис. 1.5.

 

Рис. 1.5. Функции налога

 

Основная задача органов власти  как раз и состоит в том,  чтобы  при  умелом сочетании всех присущих налогу функций, исходя из экономической,  социальной и политической обстановки в обществе, усиливать влияние  одних функций и ослаблять действие  других. Однако в последнее  время  отдельные исследователи выдвигают достаточно  оригинальные теории, обосновывающие наличие у налогов исключительно одной лишь  фискальной  функции.

 Фискальная функция (от  лат.  fiscus  — фиск,  т.е.  государственная казна) является основной функцией налога. Фиском в Древнем Риме  называлась военная касса, где хранились предназначенные к выдаче  деньги.  С конца I в. до н.э.  фиском  стала  называться частная казна императора, находившаяся в ведении чиновников и пополнявшаяся доходами с императорских провинций. С I в.н.э.  фиск  —  единый общегосударственный  центр Римской империи, куда  стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. Отсюда, собственно, и пошло обозначение государственной казны термином  «фиск».

Фискальная функция  носит всеобъемлющий характер, распространяется на всех физических лиц и все юридические лица, которые  согласно действующему налоговому законодательству обязаны уплачивать налоги. Данная функция изначально характерна для любого налога, любой налоговой системы любого государства. И это естественно, ведь главное предназначение налога —  образование  государственного  денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций — обороны страны и защиты правопорядка,  решения социальных, природоохранных  и  ряда  других задач.  Часто  считается,  что все  остальные функции  налогов  в  какой-то мере являются производными фискальной  функции,  поскольку фискальная направленность  налога  хотя и  не является  исключительной, но всегда остается основообразующей. Именно благодаря фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в  экономические отношения,  т.е.  в процесс перераспределения части стоимости ВВП.

Ведь в конечном счете  с помощью фискальной функции налогов  происходит  огосударствление строго  необходимой  части стоимости  ВВП. При этом с развитием рыночных отношений и повышением экономического  благосостояния общества значение фискальной функции возрастает, что  является ответной реакцией на международное обобществление капитала  в условиях глобализации, расширение деятельности государства, усложнение  процесса современного производства, возникновение  новых социальных проблем. Именно фискальная функция предопределяет появление  и  проявление  других функций налога. [4, с. 38]

С фискальной наиболее тесно связана распределительная функция налога, выражающая его экономическую сущность как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет  финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет  финансирование  крупных межотраслевых целевых  программ, имеющих общегосударственное значение. Несомненно, особо важным  представляется направление перераспределяемых финансовых ресурсов  инвестиции  в капитале  и фондоемкие  секторы экономики с длительными сроками окупаемости затрат, т.е. переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство. Система налоговых ставок, права органов государственной власти субъектов РФ и местного  самоуправления по их установлению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по территориям страны. Иногда аккумулирование средств на восстановление используемых ресурсов, воспроизводство минерально-сырьевой базы рассматривают как воспроизводственную подфункцию налогов.

Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченных членов общества на содержание наименее обеспеченных граждан.

Именно за счет данного перераспределения обеспечивается социальная стабильность в стране. Поэтому не случайно распределительную функцию достаточно часто называют еще и социальной, поскольку она выражается в перераспределении доходов в масштабах всего общества. Как активные элементы распределительных  и перераспределительных процессов налоги не могут не  оказывать существенного воздействия на сам процесс воспроизводства. Здесь  находит свое проявление стимулирующая функция налогов.  Ее практическая  реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой  функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других. [3, с. 79]

Налоги в существенной мере влияют на уровень и структуру  совокупного спроса, который в свою очередь может содействовать как развитию производства, так и его сдерживанию. От уровня налогов во многом зависит соотношение между издержками производства и ценой  продукции, которое  является  определяющим для производства.

Влияние налогов на совокупный спрос осуществляется также через налоговое регулирование оплаты труда. Очень часто государство широко использует протекционистские меры, направленные на поддержку отечественных производителей, с помощью высоких импортных таможенных пошлин. Иногда эти меры государственной протекционистской экономической политики рассматриваются как дестимулирующая подфункция налогов.

С помощью налогов государство целенаправленно влияет  на  развитие  экономики  в целом и ее отдельных  отраслей, структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление  капитала,  ресурсосбережение, платежеспособный  спрос  населения  и  др.  В этом проявляется тесная  связь стимулирующей функции налогов с распределительной функцией.

Одновременно следует отметить, что и распределительная, и стимулирующая функции налогов направлены на обеспечение устойчивого развития как экономики в целом, так и отдельного хозяйствующего  субъекта. Хотя регулирующая функция преимущественно реализуется в макроэкономическом аспекте, а стимулирующая функция налогов в основном посредством определенной мотивации хозяйствования ориентирована на микроэкономические процессы.

С распределительной  и фискальной функциями тесно  связана  контрольная функция налогов. Механизм этой функции  проявляется, с  одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики  государства. Действительно, в условиях острой  конкуренции, свойственной  рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, обоснованностью источников  доходов, их легитимностью и направлениями расходования финансовых средств. При  прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает  в первую  очередь тот,  кто не способен рассчитаться с государством.

Развитая контрольная  функция  позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления налогов в государственный бюджет. Одновременно эффективная контрольная  функция налогов препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики, поскольку уплата налогов с  доходов означает признание их законности, и напротив, сокрытие доходов от  налогообложения в силу их нелегального характера преследуется государством.  Именно контрольная функция обеспечивает необходимый  уровень устойчивой мобилизации  налоговых доходов  в государственный  бюджет, который  должен быть достаточным хотя бы на  минимальном  уровне для качественного выполнения государством конституционных функций. Вместе с тем нехватка в бюджете финансовых ресурсов  сигнализирует государству о необходимости внесения изменений или непосредственно в налоговую систему, или в социальную сферу, или в бюджетную политику. [6, с. 23-26]

Действительно, налоговое регулирование неразрывно связано с воспроизводственным процессом в целом и развитием отдельных отраслей  и сфер. Так, например, в налоговой практике большинства стран  применяются налоговые  платежи за пользование  природными ресурсами, формируются  отраслевые и  другие фонды.

 

 

2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ  И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ  ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1. Сущность налога  на прибыль организации

В Российской Федерации налог на прибыль организаций был включен  в налоговую систему с первых дней ее формирования. Он  является, пожалуй,  единственным налогом, который с момента его принятия в 1991г.  претерпевал в течение всего хода экономических реформ в России серьезные  принципиальные изменения.

Уплата этого  налога  сопровождается необходимостью  ведения  налогоплательщиком дополнительного  налогового учета, поскольку установленный НК РФ порядок группировки и учета отдельных объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения отличается  от  порядка, действующего в бухгалтерском учете.

Налог на прибыль играет существенную роль в экономике  и  финансах  любого государства. В настоящее время указанный вид налогообложения применяется во всех без исключения развитых странах мира. И это не  случайно, поскольку он является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее  активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого  налога с размером полученного налогоплательщиком  дохода  через механизм  предоставления  или  отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную  активность  в различных отраслях экономики и регионах. [9, с. 143]

Этим же целям служит и механизм инвестиционного налогового  кредита, предоставляемого  налогоплательщикам  и погашаемого ими за счет прибыли.

Значительную роль в  регулировании экономики играет также  амортизационная политика государства, напрямую связанная с налогообложением прибыли организаций. [6, с.201]

Плательщиками налога на прибыль организаций признаются (ст. 246 НК РФ):

  • российские организации;
  • иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Освобождаются от обязанностей плательщика налога на прибыль организации:

  • перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, указанным в пп. 3 и 4 статьи 284 НК);
  • применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, указанных в пп. 3 и 4 статьи 284 НК);
  • осуществляющие виды деятельности, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход (в части доходов, полученных от деятельности, попадающей под ЕНВД)
  • занимающиеся игорным бизнесом (в части доходов, полученных от деятельности, по которой уплачивается налог на игорный бизнес). [2]

С 2008 по 2017 г. не относятся  к налогоплательщикам иностранные организаторы Олимпийских и Параолимпийских игр в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи (п. 2 ст. 246 НК РФ). Кто относится к иностранным организаторам, закреплено в ст. 3 федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ.[1, ст.246] 

Объектом налогообложения является прибыль, которой признаются (ст. 247 НК РФ):

  • для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ;
  • для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ;
  • для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со ст.309 НК РФ.

По прибыли, облагаемой по разным ставкам, налоговая база определяется отдельно.

Доходы, полученные в  натуральной форме, включая товарообменные операции, учитываются при определении  налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений ст. 40 НК РФ.

Налоговая база определяется нарастающим итогом с начала налогового (отчетного) периода.

Налоговой базой для целей исчисления налога на прибыль признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 Налогового кодекса как полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов.

Прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Ставка налога на прибыль  организаций - 20%, в том числе:

-в федеральный бюджет - 2%,

- в бюджет субъекта  РФ  - 18%.

В соответствии со ст. 284 Налогового кодекса законом субъекта Российской Федерации размер налоговой ставки может быть понижен для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации. При этом налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.

Налоговый и отчетный периоды

1. Налоговым периодом по налогу согласно ст. 285 Налогового кодекса признается календарный год.

Информация о работе Сущность налога на прибыль