Сущность и функции налогов с населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 12:27, контрольная работа

Краткое описание

Изучение налогов с населения в развитии предоставляет возможность сделать выводы о том, что налогообложение граждан в различных странах базировалось на сопоставимых принципах. Первый из них – обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, второй – обеспечение государством населению определенного набора «неделимых благ». Нарушение этого хрупкого баланса отношений в пользу государства приводит к нежеланию граждан уплачивать налоги и к сокрытию ими своих доходов, иначе говоря, налогоплательщиков нельзя лишать платежеспособности.

Содержание

Введение
1. Сущность и функции налогов с населения…………………………………4
1.1. Общие положения……………………………………………………….....8
1.2. Ставки налогов……………………………………………………………..9
1.3. Льготы налогам на имущество физических лиц.………………………10
1.4. Порядок исчисления налога……………………………………………...13
1.5. Порядок уплаты налога…………………………………………………..14
2. Практическая часть………………………………………………………. .20
2.1. Задача 1…………………………………………………………………... 20
2.2. Задача 2…………………………………………………………………... 21
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги и налогообложение.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Введение

1. Сущность и функции налогов  с населения…………………………………4

1.1. Общие положения……………………………………………………….....8

1.2. Ставки налогов……………………………………………………………..9

1.3. Льготы налогам на имущество физических лиц.………………………10

1.4. Порядок исчисления  налога……………………………………………...13

1.5. Порядок уплаты  налога…………………………………………………..14

2. Практическая  часть………………………………………………………. .20

2.1. Задача 1…………………………………………………………………... 20

2.2. Задача 2…………………………………………………………………... 21

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изучение налогов с  населения в развитии предоставляет  возможность сделать выводы о  том, что налогообложение граждан  в различных странах базировалось на сопоставимых принципах. Первый из них – обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, второй – обеспечение государством населению определенного набора «неделимых благ». Нарушение этого хрупкого баланса отношений в пользу государства приводит к нежеланию граждан уплачивать налоги и к сокрытию ими своих доходов, иначе говоря, налогоплательщиков нельзя лишать платежеспособности.

В налоговых отношениях государства с гражданами наиболее ярко проявляется философский закон  единства и борьбы противоположностей. Поэтому действия, осуществляемые в целях удовлетворения фискальных потребностей государства, должны обязательно анализироваться на предмет их возможных социальных последствий. Повышение налогов с населения увеличивает доходы бюджета только на один налоговый период, поскольку уже в следующем база для их уплаты может резко сократиться.

Снижение же налогов  с граждан стимулирует рост доходов  населения, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг  и, как следствие, рост всех налоговых  поступлений. В России взимание налогов с граждан имеет длительную историю, но общая тенденция развития была нарушена продолжительным периодом централизованного управления экономикой страны.

 Сущность и функции  налогов с населения.

Налоги являются одним из основных финансовых инструментов рыночной экономики,

финансовой  основой бюджетов разных уровней. Они  оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения.

Проведение  рыночных преобразований в России невозможно без создания

эффективной системы  налогообложения. Проблемы бюджета, бюджетного процесса неразрывно связаны с налоговой системой.

Источником  налогов является созданная в процессе производства стоимость -

национальный  доход. Первичное распределение  национального дохода дополняется вторичным распределением, или перераспределением, где налогам принадлежит важное место.

Участвуя в  процессе перераспределения новой стоимости, налоги выступают

частью единого  процесса воспроизводства, специфической  формой

производственных  отношений, которая формирует их общественное содержание.

Кроме общественного  содержания, налоги имеют материальную основу,

представляют  собой часть денежных доходов, национального дохода, отчужденную государством.

Налоги составляют значительную долю в доходной части  бюджетов различных уровней. Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых системой законодательства РФ о налогах и сборах, а также законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации.

В условиях рыночной экономики налоги выполняют четыре основные функции, каждая из которых проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной финансовой категории.

Функции налогов:

     1.Фискальная функция (фиск - казна), т.е. обеспечение государства

необходимыми  ресурсами.

С помощью данной функции образуются государственные  денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства в условиях рыночной экономики. В рыночных условиях налоги стали основным источником доходов государственного бюджета Российской Федерации. Фискальная функция усиливается во всех странах в связи с расширением регулирующей роли государства в обществе.

     2. Распределительная функция

С помощью налогов  происходит распределение и перераспределение  национального дохода и создаются условия для эффективного государственного управления.

Налоги как  активный участник перераспределительных процессов оказывают

серьезное влияние  на воспроизводство, стимулируя или  сдерживая его темпы, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Экономический механизм системы налогообложения  может достичь поставленной цели в случае создания равных экономических условий для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Он должен обеспечивать заинтересованность предприятий в получении большего дохода через использование таких элементов налога, как ставки, льготы, сроки уплаты, что в свою очередь позволит решить задачи насыщения товарами и услугами потребительского рынка, ускорение научно-технического прогресса, обеспечения насущных социальных потребностей населения.

     3. Регулирующая функция

Регулирующая  функция налогов реализуется  путем:

- регулирования  дохода и прибыли юридических  и физических лиц;

- стимулирования  роста производства товаров или  сдерживания их,

стимулирования  инвестиций, проведения мероприятий  в области экологии, выпуска продукции для государственных нужд, деятельности предприятий малого бизнеса и т.д. Стимулирующее воздействие налогов обеспечивается через систему материальных и финансовых санкций.

     4.Контрольная функция

При помощи налогов  контролируется своевременное поступление части выручки, прибыли и дохода организаций и физических лиц в бюджет и внебюджетные фонды.

Налоговая система  базируется на ряде принципов налогообложения,

основными из которых  являются:

     1. Всеобщность и равенство налогообложения - каждое юридическое и

физическое  лицо должно платить налоги, установленные  законодательством. Не допускается предоставление индивидуальных льгот и привилегий в уплате налога, не обоснованные с позиции конституционно значимых целей. Равенство в налогообложении требует учета фактической способности к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов.

     2. Справедливость налогообложения - каждое физическое и

юридическое лицо должно платить налоги в зависимости  от получаемой прибыли, дохода.

Налоги и  сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно

применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

     3.Экономическая обоснованность налогов.

Налоги и  сборы должны иметь экономическое  обоснование и не могут быть

произвольными.

     4.Однократность налогообложения - один и тот же объект

налогообложения у каждого субъекта может быть обложен налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.

     5.Определенность налогообложения.

При установлении налогов должны быть определены все  элементы налогообложения.

Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

     6. Нейтральность налогов - налоги не должны вредить деятельности

предприятий и жизнедеятельности граждан.

Данный принцип  реализуется в ряде стран в  отношении налогообложения

физических  лиц, в частности, путем введения не облагаемого налогом дохода, связанного с размером прожиточного минимума.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах трактуются в пользу налогоплательщика.

     7.Простота, доступность и ясность налогообложения.

Наиболее простыми с точки зрения исчисления считаются  прямые налоги. В

соответствии  с мировой практикой прямые налоги составляют около 60% общей суммы доходов, поступающих от налоговой системы.

     8.Применение наиболее оптимальных форм, методов и сроков уплаты налогов.

Контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов и сборов осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Правительство Российской Федерации участвует  в координации налоговой политики с другими государствами, входящими в Содружество Независимых Государств, а также заключает международные налоговые соглашения об избежании (устранении) двойного налогообложения с последующей ратификацией этих соглашений.

 

 

     Общие положения

 
Плательщиками налогов на имущество  физических лиц являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и  лица без гражданства (далее -физические лица), имеющие на территории Российской Федерации в собственности имущество, признаваемое Законом Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" объектом налогообложения. 
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. 
В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций). 
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом налогоплательщиком может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними. 
Объектами налогообложения являются находящиеся в собственности физических лиц: 
жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (далее - строения, помещения и сооружения); 
самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства, за исключением весельных лодок (далее - водно-воздушные транспортные средства). 
 
Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации. 
Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. 
Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу. 
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения исходя из оценки (инвентаризационной, страховой или рыночной) стоимости этого объекта.  
Порядок и правила оценки стоимости объектов налогообложения, а также органы, осуществляющие оценку стоимости этих объектов, устанавливаются представительным органом местного самоуправления.  
Не допускается одновременное использование различных методик оценки объектов налогообложения на территории одного города или района.  
Налоговой базой для исчисления налога на водно-воздушные транспортные средства является мощность двигателя, валовая вместимость, пассажиро-место.

 
Ставки налогов 
 
Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:

 
Стоимость имущества           

 
Ставка налога      

 
До 300 тыс. рублей                    

 
До 0,1 процента          

 
От 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей

 
От 0,1 до 0,3 процента   

 
Свыше 500 тыс. рублей                 

 
От 0,3 до 2,0 процента   


 
Налоги зачисляются в местный  бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

 

Льготы по налогам на имущество физических лиц.

 
От уплаты налогов на имущество  физических лиц освобождаются следующие  категории граждан : 
- участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан; 
- лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии; 
 
- лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более; лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего. 
 
Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается: 
- пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации; 
- гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации; 
- родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак; 
- со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования; 
- с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров. 
Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками.

Информация о работе Сущность и функции налогов с населения