Сущность и функции налогов. Налоговый кодекс РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 13:22, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является: изучить сущность и функции налогов, рассмотреть структуру Налогового кодекса и определить его место и роль в налогом законодательстве РФ.
Задачами работы являются:
- раскрыть понятие налога;
- рассмотреть классификацию налогов;
- выделить функции налогов;
- изучить структуру и содержание Налогового кодекса РФ:
- определить место и роль Налогового кодекса в налоговом законодательстве РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и функции налогов 4
1.1 Понятие и классификация налогов 4
1.2 Функции налогов 8
Глава 2. Налоговый кодекс РФ 10
2.1 Структура Налогового кодекса РФ 10
2.2. Место и роль Налогового кодекса в налоговом законодательстве РФ 13
Заключение 19
Список используемых источников 20

Вложенные файлы: 1 файл

Налогово-бюджетная система.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

 

Первая часть кодекса  введена в действие с 1 января 1999 г. Она устанавливает систему налогов и сборов, общие правила исполнения обязанности по их уплате, основы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и др.

Вторая часть введена в действие с 1 января 2001 г. Она содержит положения о конкретных налогах (федеральных, региональных и местных), сборах и специальных налоговых режимах.

К федеральным налогам относятся  НДС, акцизы, НДФЛ (введены одновременно со вступлением в силу второй части), налог на прибыль организаций  и НДПИ (взимаются с 1 января 2002 г.), водный налог (уплачивается с 1 января 2005 г.). С 1 января 2001 г. по 1 января 2010 г. взимался ЕСН (заменен взносами на конкретные виды страхования). Также в федеральный бюджет уплачиваются сборы за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов, госпошлина. Они взимаются соответственно с 2004 и 2005 гг.

В число региональных налогов входят транспортный (введен в 2002 г.), на игорный бизнес и на имущество организаций (взимаются с 1 января 2004 г.). В период с 1 января 2002 г. по 1 января 2004 г. также уплачивался налог с продаж.

Единственный местный налог  – земельный – был введен в 2005 г.

С 2002 г. действует раздел о специальных налоговых режимах. Первоначально он содержал только положения о ЕСХН. Позже раздел дополнили главами об УСН и ЕНВД (применяются с 1 января 2003 г.), а также главой «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции».1

По своей сущности Налоговый кодекс РФ подразделяется на две части: общую и особенную. Первая часть включает в себя 7 разделов, вторая – 4 раздела. Разделы, в свою очередь, делятся на главы (всего 31 глава), состоящие из статей (398 статей).

Рассмотрим поподробнее  структуру общей части Налогового кодекса. Итак, общая часть включает в себя 7 разделов:

  • Раздел I. Общие положения (Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах; система налогов и сборов в Российской Федерации) 
  • Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях (Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты; консолидированная группа налогоплательщиков; представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах) 
  • Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц (Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц; органы внутренних дел. Следственные органы) 
  • Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (Объекты налогообложения; исполнение обязанности по уплате налогов и сборов; изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа; требование об уплате налогов и сборов; способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм) 
  • Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль (Налоговая декларация; налоговый контроль) 
  • Раздел V.1. Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании (Взаимозависимые лица. Порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации; общие положения о ценах и налогообложении. Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми; методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица; контролируемые сделки. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля. Уведомление о контролируемых сделках; налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами; соглашение о ценообразовании для целей налогообложения) 
  • Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение (общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений; виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение; издержки, связанные с осуществлением налогового контроля; виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение) 
  • Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц (Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц; рассмотрение жалобы и принятие решения по ней)

Структура второй части  Налогового кодекса РФ, она состоит  из 4 разделов: 

  • Раздел VIII. Федеральные налоги

 

 (Налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог (утратила силу); налог на прибыль организаций; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; водный налог; государственная пошлина; налог на добычу полезных ископаемых)

  • Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы (Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; патентная система налогообложения) 
  • Раздел IX. Региональные налоги и сборы (Налог с продаж (утратила силу); транспортный налог; налог на игорный бизнес; налог на имущество организаций
  • Раздел X. Местные налоги (Земельный налог)

 

 

2.2. Место и  роль Налогового кодекса в  налоговом законодательстве РФ

 

Кодекс занимает особое место в системе законодательства. При этом необходимо отметить, что используемый в НК РФ термин «законодательство о налогах и сборах» подразумевает только НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы, а также законы субъектов РФ и решения представительных органов местного самоуправления об отдельных налогах. Однако применявшийся до принятия НК РФ термин «налоговое законодательство» имел более широкий смысл. Представляется, что в научном плане было бы более логично использовать именно его, поскольку сведение законодательства о налогах и сборах только к законам о налогах имеет много недостатков и ведет к проблемам в правовом регулировании и применении отдельных положений, о чем будет сказано ниже.

Несомненно, право должно иметь свое внешнее выражение. В отечественной и зарубежной литературе это внешнее выражение права в одних случаях называют формой или формами права, в других - источниками, а в третьих их именуют одновременно и формами, и источниками права.

Каково место НК РФ среди других источников? Все источники налогового права можно разделить на три большие группы: законы, подзаконные акты, нормативные договоры. Необходимо отметить, что нормативный правовой акт, для того чтобы стать источником налогового права, должен обладать следующими признаками: общеобязательность, формальная определенность, законность. 

Эти признаки объединяют их с другими источниками права. Вместе с тем источники налогового права имеют характерные черты, отличающие их от совокупности нормативных  правовых актов, регулирующих иные отрасли:

- они регулируют общественные  отношения, составляющие предмет  налогового права;

- они принимаются только  теми органами, правотворческая  компетенция которых закреплена  НК РФ. Вопросы, регулирующие налогообложение,  не могут выноситься на референдум. В Конституции РФ также предусмотрена усложненная процедура для принятия налоговых законов: обязательное заключение Правительства РФ, обязательное рассмотрение Советом Федерации;

- несовпадение источников  налогового права и законодательства о налогах и сборах, которым оперирует НК РФ. Законодательство о налогах и сборах в НК РФ понимается в узком смысле, в него не входят подзаконные акты и международные договоры. Этот сознательный шаг законодателя порождает множество проблем, и прежде всего в правотворчестве. Налоговое законодательство на федеральном уровне должно регулироваться только НК РФ. Законодатель стремится к тому, чтобы исключить все не входящие в НК РФ законы.

В иерархии источников налогового права особое место занимает Конституция РФ. Нормы Конституции РФ, регулирующие налоговые отношения, можно разделить на две группы:

- нормы, прямо посвященные  налоговым отношениям (ст. ст. 57, 72 и  др.);

- нормы, косвенно регулирующие  налоговые отношения (ст. ст. 7, 8 и  др.). Данные нормы прямо не посвящены налоговым отношениям, но они определяют всю финансовую и экономическую политику в стране, что не может не отразиться на правовом регулировании налоговых отношений.

Следующая группа источников - федеральные конституционные законы. Например, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» устанавливает, что Правительство РФ разрабатывает и реализует налоговую политику в стране. НК РФ не содержит ссылок на федеральные конституционные законы и не упоминает Правительство как главный орган, регулирующий налоговые отношения.

Федеральные законы можно  разделить на две группы: налоговые  законы и неналоговые законы. К  налоговым законам относятся  НК РФ, законы о внесении изменений  и дополнений в НК РФ. До недавнего  времени в налоговом законодательстве был большой блок законов, посвященный отдельным видам налогов. 

Неналоговые законы непосредственно  не посвящены регулированию налоговых  отношений, но при этом содержат налоговые  нормы. Например, Федеральный закон  от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» предусматривает порядок заключения соглашений о разделе продукции при использовании соответствующего налогового режима.

Основным источником налогового права является НК РФ, который  состоит из двух частей.

Кодификация позволяет выстроить жесткую иерархию в совокупности источников налогового права, необходимую для любой системы нормативных актов. НК РФ содержит положение о его приоритете по отношению к иным нормативным правовым актам о налогах и сборах. В статье 6 НК РФ определены признаки, по которым тот или иной нормативный правовой акт может быть признан ему несоответствующим. Таким образом, НК РФ - не просто закон, он «первый среди равных» в системе налоговых законов. Тем самым подчеркивается особое значение кодифицированного акта в системе отраслевого законодательства.

Сущность кодификации  также состоит в создании правотворческим  путем единого, логически цельного и внутренне согласованного нормативного акта, закладывающего правовые основы отрасли права, подотрасли или крупного правового института. Цель кодификации - по возможности наиболее адекватно «отразить социальные интересы, юридически оформить (закрепить) наиболее принципиальные, устойчивые общественные отношения и создать определенный правовой фундамент для дальнейших социальных преобразований».

Именно такую роль играет НК РФ в системе источников налогового права. Кодификация позволила  сформировать общую часть налогового права, включающую общеотраслевые принципы и терминологию, понятие и содержание элементов налогообложения, правовой статус субъектов налогового права, процессуальные основы налогового контроля и ответственности и т.д. Однако, как верно заметил А.В. Брызгалин, НК РФ нельзя рассматривать как «панацею от всех налоговых, бюджетных и экономических бед России»2.

Следующим источником налогового права являются законы субъектов  Российской Федерации. Установление общих  принципов налогообложения и  сборов в Российской Федерации находится  в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. А установление региональных налогов находится в исключительном ведении субъектов Федерации (ст. 73 Конституции РФ). Принимая соответствующие законы, субъекты Федерации вводят на своей территории региональные налоги или предусматривают налоговые льготы по отдельным налогам. Например, Закон Республики Башкортостан от 27 ноября 2002 г. N 365-з «О транспортном налоге» или Закон Республики Коми от 15 октября 2003 г. N 55-РЗ «О ставках налога на игорный бизнес».

Анализируя такую группу источников налогового права, как законы, необходимо различать понятия законодательства о налогах и сборах и источников налогового права. Система законодательства о налогах и сборах установлена в ст. 1 НК РФ. В нее входят федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативные акты представительных органов местного самоуправления. Подзаконные же акты не включены в законодательство о налогах и сборах.

Но они относятся  к источникам налогового права и  необходимы в следующих случаях: некоторые вопросы налогообложения  требуют достаточно оперативного решения, что не обеспечивается законодательной процедурой; решение ряда проблем, имеющих технический характер, целесообразно поручить специализированным ведомствам, а не загромождать ими закон; поскольку налогообложению присуща в том числе и регулирующая функция, решение некоторых вопросов может быть отнесено к компетенции органа, ответственного за проведение социальной и экономической политики в той или иной области.

При этом НК РФ устанавливает, что подзаконные акты, связанные  с налогообложением, не могут дополнять или изменять законодательство о налогах и сборах. Особо следует сказать о методических рекомендациях, принимаемых налоговыми органами; такие рекомендации не являются источником налогового права, поскольку не носят нормативно-правового характера. Они являются внутриорганизационными локальными актами, обязательными только для налоговых органов, которым они адресованы. Для налогоплательщиков такие акты не обязательны, однако профессиональный юрист должен иметь представление о них, так как действия налоговых органов во многом основаны на этих методических рекомендациях.

Международные акты имеют  приоритет над внутригосударственными актами в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. В основном к источникам налогового права относятся международные договоры об избежании двойного налогообложения. На сегодняшний день в России заключено чуть более 60 таких договоров, например, с такими странами, как Кипр, Германия и т.д. Такие международные договоры обладают высшей юридической силой по сравнению с российскими законами. В связи с этим позиция, высказанная ФНС, о необходимости пересмотра международных договоров на предмет соответствия их российскому законодательству, является противоречащей основополагающим началам и принципам права.

Внутригосударственные договоры на сегодняшний день не получили достаточного распространения. Сегодня пока не принято ни одного внутригосударственного договора, регулирующего налоговые отношения. Но это не исключает их из источников налогового права в принципе.

 

 

 

 

Заключение

 

Применение налогов  является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогообложения определяет конечное распределение доходов между людьми. Поэтому понятен интерес исследователей к проблеме организации и совершенствования налоговой системы страны. 

Информация о работе Сущность и функции налогов. Налоговый кодекс РФ