Сущность и функции налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 19:42, реферат

Краткое описание

Множественность налогов позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, воздействовать на поведение участников экономических процессов.
Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:
1) финансирует некоторые расходы на простое и расширенное воспроизводство в народном хозяйстве;
2) финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения;
3) обеспечивает свою оборону и безопасность;
4) содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления;
5) предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1 Сущность налоговой системы
1.1 Понятие налоговой системы……………………………..
1.2 Налоговый орган РФ……………………………………..
ГЛАВА 2 Функции налоговой системы……………………………….
2.1 Фискальное значение налогов………………………………
2.2 Стимулирующее значение налогов………………………………
Список литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

ГЛАВА 1 Сущность налоговой системы

1.1 Понятие налоговой системы……………………………..

1.2 Налоговый орган РФ……………………………………..

ГЛАВА 2 Функции налоговой системы……………………………….

2.1 Фискальное значение налогов………………………………

2.2 Стимулирующее  значение налогов………………………………

Список литературы……………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоговый платеж - это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого, в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности.

Налоги - одна из древнейших экономических и правовых категорий, определяющих взаимоотношения государства и налогоплательщиков. Являясь обязательными платежами в государственную казну, они представляют собой динамичную систему, развивающуюся во взаимодействии с экономическими и политическими процессами, происходящими в обществе на той или иной стадии его исторического развития.

Множественность налогов позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, воздействовать на поведение участников экономических процессов.

Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:

1) финансирует некоторые расходы на простое и расширенное воспроизводство в народном хозяйстве;

2) финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения;

3) обеспечивает свою оборону и безопасность;

4) содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления;

5) предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.

 

 

 

 

ГЛАВА 1 Сущность налоговой системы

1.1 Понятие налоговой системы

 

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований1.

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические  лица, признаваемые в соответствии  с настоящим Кодексом налогоплательщиками  или плательщиками сборов;

2) организации и физические  лица, признаваемые в соответствии  с настоящим Кодексом налоговыми  агентами;

3) налоговые органы (федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный  по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации)2.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в числе которых:

1) объект налогообложения –  операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога;

2) налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

3) налоговый период – календарный  год или иной период применительно  к отдельным налогам, по окончании  которого определяется налоговая  база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период  может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации;

4) налоговая ставка – величина  налоговых начислений на единицу  измерения налоговой базы;

5) порядок исчисления налога  – налогоплательщик самостоятельно  исчисляет сумму налога, подлежащую  уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога;

6) порядок и сроки уплаты налога  – уплата налога производится  разовой уплатой всей суммы  налога либо в ином порядке, предусмотренном налоговым законодательством. Уплата налогов производится  в наличной или безналичной  форме. Конкретный порядок уплаты  налога устанавливается в соответствии с НК РФ применительно к каждому налогу. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с налоговым законодательством;

7) налоговые льготы – предоставляемые  отдельным категориям налогоплательщиков  и плательщиков сборов предусмотренные  законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут иметь индивидуальный характер. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами. Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства.

Принципиальным в налоговой системе является ее логичность, эффективность и эластичность. При этом важна не только официально декларированная налоговая система, сколько реально действующая, в том числе:

- отклонения от провозглашенных принципов и правил;

- бюрократизм, коррумпированность налогового аппарата;

- необязательность выполнения налоговых предписаний.

Основные условия справедливого и эффективного налогообложения:

1) равномерность и прогрессивность  распределения налогового бремени;

2) глобальность и всеобъемлемость;

3) реальность и целенаправленность  налоговых поступлений.

 

1.2 Налоговый орган РФ

 

Налоговые органы Российской Федерации - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в

пределах компетенции налоговых органов. 

Единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов. 

Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов. 

Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. 

Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации обязаны оказывать практическую помощь работникам государственных налоговых инспекций при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных функций. 

Главными задачами налоговых органов являются является контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле. 

Налоговые органы вправе: 

1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и

перечисления) налогов; 

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;  
3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;  
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке,

предусмотренном настоящим Кодексом; 

6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам; 
7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка,

приведшего к невозможности исчислить налоги; 

8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и

контролировать выполнение указанных требований; 

9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в

порядке, установленном настоящим Кодексом; 

10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;  
11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм

Информация о работе Сущность и функции налоговой системы