Стимулирующая и дестимулирующая роль налоговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 08:50, реферат

Краткое описание

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги.Целью данной работы является раскрытие стимулирующего и дестимулирующего воздействия современной налоговой политики на экономику. Задачи, способствующие достижению данной цели, заключаются в раскрытии сущности налогов и налоговой политики государства и их значения, рассмотрении их влияния на экономику и анализе результатов и основных направлений современной налоговой политики.

Содержание

Введение 3
1 Сущность и значение налоговой политики 4
2 Стимулирующая и дестимулирующая роль налоговой политики 6
2.1 Стимулирующая роль налоговой политики 8
2.2 Дестимулирующая роль налоговой политики 12
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

эк-ка общ сек.docx

— 40.69 Кб (Скачать файл)

     Особой  формой налоговых льгот является налоговый кредит - отсрочка взимания налога, которая предоставляется на условиях возвратности и платности на основании договора между хозяйствующим субъектом и государственным налоговым органом. Налоговый кредит может быть предоставлен на срок от трех месяцев до одного года в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, в том числе:

- при причинении налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

- при задержке налогоплательщику финансирования из бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа;

- при угрозе банкротства плательщика в случае единовременной выплаты налога;

- если имущественное положение налогоплательщика - физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

- если производство и/или реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер;

- в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу, в соответствии с таможенным законодательством.

     Разновидностью  налогового кредита является инвестиционный налоговый кредит. Он дает возможность уменьшения платежей по налогу в течение определенного срока с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на более длительный срок (от года до 5 лет), но только по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам. Основанием для его предоставления является проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, технического перевооружения собственного производства; осуществление внедренческой или инновационной деятельности; выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона и т.д. Варьируя ставками налогообложения прибылей, государство может воздействовать на объем инвестиций в экономику. Изменение ставок косвенных налогов является инструментом ценовой политики[5].

     В России введены льготы для малых  предприятий, занимающихся инновационной  деятельностью. Так, например, освобождается  от налогообложения прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новых технологий, новой техники, оборудования. Малым предприятиям разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет в качестве амортизационных отчислений . Также освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость лизинговые платежи малых предприятий. Согласно Закону РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995г. № 222-ФЗ, предусмотрен один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных налогов. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти. [6] 
 

     2.2. Дестимулирующая роль налоговой политикиономика

     Дестимулирующая роль заключается в формировании посредством налогообложения определенных барьеров для развития каких-либо нежелательных экономических процессов. Следует заметить, что налоги по своей сути дестимулируют развитие любого производства, но, повышая ставки налогов для отдельных видов деятельности, можно целенаправленно ограничить именно их распространение, как, например, игорного бизнеса (для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90 %). Повышенные акцизы на нежелательные для потребления продукты (алкоголь, табак) в некоторой степени могут дестимулировать их предложение.

     Создание  непомерного налогового бремени  практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, например, непомерный налоговый гнет на российское крестьянство в 30-х годах XX века (под видом классовой борьбы с кулачеством) привел к его ликвидации за несколько лет. В наше время введение 70%-ного налога на прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, привело к исчезновению видеосалонов, пользовавшихся большой популярностью у населения в конце 80-х - начале 90-х годов. Дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет за собой резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.

     Классическим  примером реализации дестимулирующей функции налогов может служить введенный в Германии еще в начале XX в. и сохранившийся до сих пор налог на уксусную кислоту. Цель его установления — прекратить расходовать на изготовление уксусной кислоты вино. Из-за этого цена на уксусную кислоту, сделанную из вина, резко возросла, в результате чего производить уксусную кислоту из вина стало невыгодным. Данные меры, предпринятые государством, в свою очередь, подтолкнули производителей к созданию искусственной уксусной кислоты. Денежные поступления от данного налога едва покрывали расходы на его взимание, но регулирующая цель была достигнута. Этот пример подтверждает то, что с помощью регулирующей функции налогов государство может влиять на процессы производства и потребления.

     Благодаря дестимулирующей функции налога государство может воздействовать не только на экономические, но и на социальные и экологические аспекты жизни общества.

     Ярким примером является решение с помощью  налога такой социально значимой задачи, как борьба с курением. В  частности, после резкого увеличения акциза на табак в ряде экономически развитых стран «некурящих» стало значительно больше, чем в ходе длительной пропагандистской кампании о вреде курения для здоровья. В данном случае введение налога было направлено на решение социальной проблемы, но вместе с тем была реализована фискальная функция налога. Таким образом, сущность налога одновременно проявилась в двух функциях.

     С помощью налогов решаются и проблемы экологии: в свое время промышленность развитых стран сопротивлялась оснащению автомобилей катализаторами из-за значительного увеличения продажной цены на них. Тогда государство снизило налог на автомобили, оснащенные катализаторами, а также акцизный сбор на виды бензина, потребляемого этими автомобилями. Акцизные поступления в доходную часть государственных бюджетов соответственно сократились, однако объем выбросов вредных веществ в атмосферу значительно уменьшился. Так экологическая проблема была решена с использованием налоговых механизмов.

     Однако  избирательное значение дестимулирующей подфункции также не следует преувеличивать, поскольку стимулировать развитие производства нежелательных продуктов или услуг в этом случае будет сохраняющийся спрос. Вариации же налоговыми ставками не безграничны: при сохранении спроса они будут повышать цены, часть производства вообще уйдет в теневой сектор.

     Следует также заметить, что эта подфункция в определенной мере является зеркальным отображением стимулирующей подфункции. Так, посредством увеличения доли косвенного налогообложения можно дестимулировать процессы потребления и стимулировать накопление, а следовательно, инвестиции. Посредством высоких импортных пошлин можно дестимулировать потребление зарубежных товаров и стимулировать отечественное производство и т.д. Именно такое зеркальное сопряжение подводит к мысли о целесообразности рассмотрения их в качестве подфункций регулирующей функции. Выделение стимулирующей функции как самостоятельной, рекомендуемое рядом авторов, например В.Г. Пансковым, видится недостаточно обоснованным, поскольку при стимулировании развития определенных производств, отраслей и территорий сдерживается развитие других. Данные подфункции как «две стороны одной медали» должны сопутствовать друг другу. [4;с.24] 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Налоговое стимулирование и дестимулирование экономики занимают важное место в налоговой политике государства. Благодаря ним государство может ускорить развитие каких либо социально-экономических процессов, или наоборот, замедлить его. В современных условиях эти функции незаменимы: благодаря стимулирующей функции можно поддержать какое-либо производство или даже сектор экономики, например, сельское хозяйство; дестимулирующая функция напротив, позволяет препятствовать развитию каких-либо нежелательных процессов.

     Но не смотря на всю пользу данных функций, они могут нанести и вред. В первую очередь это, конечно, касается дестимулирующей функции, т.к. сильный налоговый гнёт может подорвать основы налогообложения и даже ликвидировать источник налога.

     Налоговая политика является одним из главных  элементов рыночной экономики. Это главный инструмент воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономико-социального развития. Но действующая налоговая система РФ крайне не стабильна. Она играет важную роль в стабилизации экономики и финансов. Нестабильность налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Введение новых налогов и сборов, ужесточение финансовых санкций и условий налогообложения - основной экономический порок российской системы налогообложения.

     Однако, опыт налоговой системы в России говорит о том, что только законодательная форма дает оптимальную возможность обеспечения правомочия участников налоговых отношений, воздействовать на их поведение силой авторитета правовых норм, придавать этим отношениям необходимую стабильность и определенность.

Список  используемой литературы:

  1. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.
  2. Лупей Н. А. Финансы. Финансы организаций (предприятий): Краткий курс. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007.
  3. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. — 7-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009.
  4. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
  5. Электронный ресурс: Информационно-аналитический комплекс "Бюджетная система РФ" www.budgetrf.ru
  6. Наука, технологии и инновации: 2008. Краткий статистический сборник. – М.: ИПРАН РАН, 2008.

Информация о работе Стимулирующая и дестимулирующая роль налоговой политики