Сравнительный анализ налоговых систем зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 09:25, курсовая работа

Краткое описание

Вместе с тем стремление к национальному самоопределению уже в начале 90-х годов сказалось на становлении налоговых администраций, на понимании того, какое место должна занимать налоговая служба в системе органов государственной власти. К тому же в течение нескольких лет налоговые службы стран СНГ развивались без практического взаимодействия. Но налоговые органы пяти бывших советских республик (России, Беларуси, Казахстана, Кыргизии и чуть позднее - Таджикистана) в рамках Таможенного союза, а затем ЕврАзЭС создали Совет руководителей налоговых служб и начали сотрудничать. В этой связи представляется целесообразным сравнить налоговые службы отдельных стран ЕврАзЭС.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая налоги.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)
  1. Сравнительный анализ налоговых систем зарубежных стран (на примере бывших союзных республик)

Начало новейшей истории налоговых служб на территории бывшего СССР можно отнести к  середине 1991 г., когда в Министерстве финансов СССР было создано Главное  управление государственных доходов и осуществлялась интенсивная деятельность, связанная с подготовкой законов о новой налоговой системе. В России большой "пакет" налоговых законов был принят практически сразу после распада СССР - в декабре 1991 г., и новые законы начали действовать уже с 1 января 1992 г. В других бывших союзных республиках налоговое законодательство в значительной мере копировало российское. Во-первых, потому что республиканские министерства финансов практически не имели знаний о налоговых системах зарубежных стран; во-вторых, потому, что привыкли опираться на законы, разработанные в Москве, в-третьих, потому, что у них просто не было времени на глубокое изучение опыта "дальнего" зарубежья.

Вместе с  тем стремление к национальному  самоопределению уже в начале 90-х годов сказалось на становлении налоговых администраций, на понимании того, какое место должна занимать налоговая служба в системе органов государственной власти. К тому же в течение нескольких лет налоговые службы стран СНГ развивались без практического взаимодействия. Но налоговые органы пяти бывших советских республик (России, Беларуси, Казахстана, Кыргизии и чуть позднее - Таджикистана) в рамках Таможенного союза, а затем ЕврАзЭС создали Совет руководителей налоговых служб и начали сотрудничать.

В этой связи  представляется целесообразным сравнить налоговые службы отдельных стран  ЕврАзЭС.

1.1 Беларусь

Государственная налоговая служба в республике создана  постановлением Совета Министров БССР от 02.04.90 N78 в системе Министерства финансов БССР в виде Главной государственной инспекции Минфина и 185 государственных налоговых инспекций по областям, городам, областным районам и районам в городах. В 1992 г. создано управление налоговых расследований и соответствующие его подразделения в государственных налоговых инспекциях по областям и г. Минску и в городах с численностью населения свыше 90 тыс. человек. В 1994 году Указом Президента Республики Беларусь от 17.10 94 N150 Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов была переименована в Главную государственную налоговую инспекцию при Кабинете Министров Республики Беларусь и наделена правами, соответствующими правам министерств и самостоятельных ведомств.

Затем Указом Президента Республики Беларусь от 11.01.97 N30 Главная государственная налоговая инспекция была преобразована в Государственный налоговый комитет, который вошел в систему республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики. Главное же управление налоговых расследований, входящее в состав Государственного налогового комитета, в 1998 г. было преобразовано в Государственный комитет финансовых расследований. Кроме того при Государственном налоговом комитете в 1999 г. был создан комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий.

В 2001 году произошли  дальнейшие преобразования. Государственный  налоговый комитет преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, а Комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий в департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий Министерства по налогам и сборам, без прав юридического лица.

Деятельность  государственной налоговой службы в республике регламентируется Законом  Республики Беларусь от 02.02.1994 г. "О  государственной налоговой инспекции Республики Беларусь", Положением о Министерстве по налогам и сборам, утвержденным постановлением Совета Министров от 31.10.2001 N1592.

В настоящее  время штатная численность налоговых  органов республики (без обслуживающего персонала) составляет около 10,3 тыс. человек. В структуру министерства входит 168 инспекций МНС, в том числе 7 - по областям и г. Минску, 137 - по городам и районам, 24 - по районам в городах областного подчинения и в г. Минске. Штатная численность центрального аппарата министерства - 196 человек. Для обсуждения и выработки решений по наиболее важным вопросам создана коллегия министерства в составе 13 человек.

Министерство  не располагает собственными центрами обучения персонала. Подготовка и повышение  квалификации работников налоговой службы осуществляется в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусском государственном экономическом университете, Минском финансово-экономическом колледже, в учебном центре повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минфина, на экономических факультетах некоторых учебных заведений республики.

1.2 Казахстан

После обретения  Казахстаном независимости и  с началом рыночных реформ в республике возникла необходимость в создании собственных налоговых органов. Указом Президента Казахской ССР от 9 июля 1991 года N 380 "О создании Государственной налоговой службы Казахской ССР" на базе соответствующих подразделений Министерства финансов Казахской ССР и Комитета цен при Государственном комитете по экономике была сформирована Государственная налоговая служба Казахской ССР, состоящая из Главной государственной налоговой инспекции и государственных налоговых инспекций по областям, городам и районам в городах.

Но примерно через 1,5 года налоговая служба была вновь введена в состав Министерства финансов. В сентябре 1996 г. был образован Государственный налоговый комитет. Однако 4 марта 1997 года его функции снова были переданы Министерству финансов Республики.

Указом Президента Республики Казахстан от 12 октября 1998 г. "О дальнейшем реформировании системы государственных доходов Республики Казахстан" было образовано Министерство государственных доходов, в ведение которого были переданы функции и полномочия по управлению имуществом и делами Налогового комитета, Таможенного комитета, департамента Налоговой полиции, Агентства по реорганизации и ликвидации предприятий и Комитета по государственному контролю над производством и оборотом алкогольной продукции.

Дальнейшее  реформирование налоговых служб  определило Постановление Правительства Республики Казахстан N1746 от 22.11.2000 г., утвердившее "Программу реформирования таможенных органов Республики Казахстан".

22 января 2001 года  образовано Агентство финансовой  полиции, к которому перешли  функции и полномочия упраздненных Комитета налоговой полиции и Академии налоговой полиции.

С передачей  ОАО "Агентство по реорганизации  и ликвидации предприятий" в ведение  Министерства государственных доходов  удалось скоординировать действия налоговых органов, являющихся универсальными кредиторами по бюджетной задолженности, и Агентства как органа, представляющего интересы кредиторов по обязательным платежам в бюджет. Это позволило обеспечить выполнение требований и налогового законодательства, и законодательства о банкротстве.

По Указу  Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева от 28 августа 2002 года N931 "О  мерах по дальнейшему совершенствованию  системы государственного управления Республики Казахстан" Министерство финансов Республики было разделено  на Министерство финансов и Агентство по государственным закупкам, Министерство государственных доходов было присоединено к Министерству финансов Республики Казахстан с передачей функций и полномочий в области планирования государственных доходов Министерству экономики и бюджетного планирования, а таможенного дела - Агентству таможенного контроля и было образовано Агентство таможенного контроля Республики Казахстан как центральный исполнительный орган (не входящий в состав Правительства).

Был осуществлен  целый ряд преобразований и органов налоговой полиции. Президент Республики Казахстан 11 февраля 1994 г. поручил Кабинету Министров создать в налоговой службе Министерства финансов налоговую милицию, возложив на нее обязанности органа дознания. Новое ее название - "налоговая полиция" было введено Указом Президента "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24 апреля 1995 года. 6 мая 1998 года был создан Комитет налоговой полиции, который 12 октября 1998 года в соответствии с Указом Президента РК "О дальнейшем реформировании системы государственных органов Республики Казахстан" вошел в состав вновь образованного Министерства государственных доходов Республики Казахстан.

С целью подготовки специалистов для органов налоговой  полиции и таможенной службы 18 августа 1999 года была образована Академия налоговой полиции как государственное образовательное учреждение высшего и послевузовского профессионального образования.

22 января 2001 года  Указом Президента РК N536 "О  мерах по совершенствованию правоохранительной  деятельности в Республике Казахстан" образовано Агентство финансовой полиции РК как центральный исполнительный орган (не входящий в состав Правительства) с передачей ему функций и полномочий по управлению имуществом и делами упраздняемого Комитета налоговой полиции и Академии налоговой полиции Министерства государственных доходов.

4 июля 2002 года  Президент Республики Казахстан  Н. Назарбаев подписал Закон  "Об органах финансовой полиции  Республики Казахстан", который ориентирован, прежде всего, на устранение причин, порождающих экономические правонарушения, на пресечение незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность, налоговых преступлений, правонарушений, сдерживающих развитие законного бизнеса, на борьбу с коррупцией и контрабандой.

1.3 Кыргызстан

В Кыргызской Республике положение налоговых органов  на протяжении всего периода ее независимого развития оставалось довольно стабильным. Государственная налоговая инспекция  всегда входила в состав Министерства финансов. И только в 2003 г. в Минфине был создан Комитет по доходам, в который вошли и налоговые и таможенные органы.

Объединение налоговых  и таможенных органов зашло значительно  дальше, чем в Казахстане. В частности, вопросы кадровой работы, организации контроля за крупнейшими налогоплательщиками решаются совместно в интересах обеих служб.

1.4 Таджикистан

В Таджикистане налоговые органы с 1995 г. существовали как Налоговый комитет при  правительстве, но в январе 2002 г. Указом Президента Э. Рахмонова Налоговый комитет был преобразован в Министерство по государственным налогам и сборам. В состав нового министерства вошли также Таможенный комитет при Правительстве Республики и подразделение по предупреждению и пресечению налоговых и таможенных правонарушений.

  В целом налоговые органы в странах ЕврАзЭС в настоящее время все-таки неравнозначны по своему положению в системе государственной власти: в Беларуси выделены в отдельное министерство, в Казахстане существуют как Комитет Министерства финансов, в Кыргызстане как департамент Комитета по доходам при Министерстве финансов, в России - как подведомственная Министерству финансов служба, в Таджикистане объединены в одно министерство вместе с таможенными органами и органами налоговой полиции. В Казахстане наблюдалось многократное и непоследовательное переподчинение налоговых органов, но более отчетливо, чем в других странах ЕврАзЭС, проявляется стремление к созданию единой информационной базы для всех фискальных ведомств.

Далее всего  процесс консолидации фискальных ведомств зашел в Кыргызстане, где все они объединены под эгидой министерства финансов. Недалеко от этого и Таджикистан, где создано министерство, несущее ответственность за всю доходную часть бюджета. В Беларуси, Казахстане и России налоговые, таможенные и полицейские (налоговые) ведомства разобщены. Правда, в Казахстане налоговые службы все-таки вошли в структуру Министерства финансов.

Кыргызская  Республика и Таджикистан ближе  других подошли к оптимальной  для небольших компактных государств модели - объединению финансовых и фискальных органов под общим руководством министерства финансов.

Что касается структуры  центральных аппаратов налоговых  служб, то в основном они организованы по функциональному принципу. Только в России ситуация может измениться кардинально.

Территориальные налоговые органы в странах ЕврАзЭС  организованы строго по иерархическому принципу, причем столицы имеют статус второго уровня, за исключением Таджикистана, где часть районных инспекций  подчиняется непосредственно центру. Вначале территориальные инспекции были образованы в соответствии с административным делением, затем началось создание межрегиональных инспекций. Россия, а потом и другие страны формируют подразделения и по крупнейшим налогоплательщикам, а также специализированные инспекции по важнейшим отраслям.

Права налоговых  органов примерно одинаковы во всех странах. Вместе с тем, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан обладают существенно большими правами в отношении проверки банковских счетов налогоплательщиков.

Во всех странах  ЕврАзЭС приняты среднесрочные  планы развития налоговых органов  и налоговых систем. Это означает, что период спонтанного становления  налоговых служб закончился, и  можно говорить о том, что государства  Сообщества перешли к целенаправленному их построению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Расчётная  часть

2.1 Расчёт  налоговых платежей в отношении  общего режима налогообложения

2.1.1 Расчёт  суммы НДФЛ на доходы конкретного  работника (Сидорова С. П.)

 

1) Заработная  плата Сидорова С. П. 298 тыс.  р.

2) Премия за производственные результаты 9 тыс. р.

3) Количество  детей Сидорова С. П., учитываемых  для применения стандартного  налогового вычета, 3 ребёнка.

4) Количество  месяцев в течении которых  производились стандартные налоговые  вычеты: на Сидорова С. П. – 2 мес.; на детей Сидорова С. П. – 10 мес.

Информация о работе Сравнительный анализ налоговых систем зарубежных стран