Социально-экономическая сущность налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 14:35, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной мной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Цель контрольной работы – раскрыть социально-экономическую сущность налога и рассмотреть налоговые доходы как один из важнейших источников формирования государственного бюджета.

Содержание

Введение………………………………………………………...…………………3
1. Социально-экономическая сущность налогов……………………………..…5
1.1 Сущность налогов………………………………………………….…..5
1.2 Функции налогов……………………………………………………….8
1.3 Элементы налога………………………………………………………11
1.4 Классификация налогов……………………………………...……….13
Заключение…………………………………………...…………………………..14
Список использованной литературы…………...………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги и налогооблажение.docx

— 34.74 Кб (Скачать файл)

Источник налога - доход, из которого выплачивается налог.

Единица обложения представляет собой определенную количественную меру измерения объекта налогообложения. Поэтому она зависит от объекта обложения и может выступать в натуральной или денежной форме (стоимость, площадь, вес, объем товара и т.д.). Например, единицей обложения по уплате акциза является объем добытого природного газа; по земельному налогу — сотая часть гектара, гектар; по подоходному налогу — рубль.

Налоговая ставка — это величина налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (или равными), пропорциональными, прогрессивными или регрессивными.

Налоговые льготы - предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере (НК РФ, ст. 56, п. 1).[2]

Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта обложения.

Законодательством в качестве одного из основных признаков налогового платежа устанавливается срок уплаты налога, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет или внебюджетный фонд. Налоги уплачиваются авансовыми платежами в течение налогового периода с окончательным расчетом суммы налога.

Если в законе не определен хотя бы один из перечисленных элементов, то налогоплательщик не несет полной ответственности за уплату этого налога.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Классификация  налогов

Значительное место в теории налогов занимает вопрос их классификации, т.е. системной группировки налогов по различным признакам. Обычно в научной литературе используется специальный термин – таксономия. Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические значение (обеспечивается возможность кодификации налогов с целью учета и контроля за налоговыми процедурами с использование цифровых технологий).

Классификации налогов помогает составить более полное представление об изучаемом предмете. Следует отметить, что они носят условный характер и в зависимости от целей анализа, проводимого исследователями, имеют тот или иной срез. Обилие классификаций убедительно доказывает, что невозможно выделить один основополагающий критерий, для отнесения определенного налога к той или иной группе.

В приложении А представлена упрощенная классификация налогов, применительно к налоговой системе России.

Стоит так же заметить, что в основе классификации всех налогов может лежать и единый признак, но при условии, что все принятые законодательством налоги будут классифицированы по данному признаку.

В идеале такой вариант возможен при переходе к единому налогу, т.е. замене всех существующих ныне налогов на единый совокупный налог от дохода, взимаемый с юридических лиц.[5]

 

Заключение

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.

Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

Так же, с помощью налогообложения государство может вести экономическую политику: протекционистскую или, наоборот, ограничивающую, по отношению к отдельным отраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные меры, противодействовать господству на рынке монополистов, изымать в бюджет сверхприбыль, образующуюся в результате монопольного роста цен. Налоговый механизм выполняет также функцию перераспределения доходов граждан, социальной защиты низших слоёв общества, выступает регулятором личных доходов населения страны.

Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 85% доходной части федерального бюджета.

Аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его граждан.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (с изм., внесенными Указами Президента  РФ от 25.07.2003 N 841, Федеральным конституционным  законом от 25 марта 2004 года № 1-ФКЗ, от 14 октября 2005 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2006 года № 6-ФКЗ, от 21.07. 2008 №5- ФКЗ)

2. Налоговый кодекс Российской  Федерации (части первая и вторая ): по состоянию на 1 января 2013 года. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2013. – 572 с.

3. Федеральный закон от 24.07.2010 № 212-ФЗ «О страховых взносах  в Пенсионный фонд Российской  Федерации, Фонд социального страхования  Российской Федерации, Федеральный  фонд обязательного медицинского  страхования и территориальные  фонды обязательного медицинского  страхования»

4. Александров И. М. Налоги и налогообложение:учебник для студ. вузов по экон. спец./ И. М. Александров. ─ 3-е изд.,перераб. и доп. ─ М. :Дашков и К*,2010. ─ 314.

5.  Анищенко А.В. Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения: учеб. пособие – М. : Издательско-консультационная компания "Статус-Кво 97", 2012. – 167с.

6. Белостоцкая В.А. Системный подход к измерению налоговой нагрузки. //Финансы 2010. №3

7.  Бирючев О.И. О некоторых вопросах оптимизации налогообложения // Финансы. – 2008. – № 6. – С.48-52.; – № 7

8. Дуканич Л. В. Налоги и налоговый менеджмент в России: учеб. пособие / Л. В. Дуканич. - Ростов-н/Д : Феникс,2012. ─ 606.

9. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М. – 2008 – 487с.

10. Задорогин СИ. Понятие оптимизации налогообложения и отличие от смежных правовых понятий // Право и жизнь. 2011. № 72 (8). 0,8 п.л.

11. Иванова Е.П. Профессиональное налоговое планирование: оптимизация налоговых выплат // Финансовый директор. – 2008. - № 12

12.  Кисилевич, Т. И. Практикум по налоговым расчетам:учеб. Пособие для студ. вузов/ Т. И. Кисилевич,. ─ 3-е изд., перераб. и доп. ─ М.:Финансы и статистика,2008. ─ 368.

13.  Комаха А. Принципы оптимизации налогообложения в компании // Финансовый директор. – 2010. – № 3

14.  Мандрощенко О. В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие/ О. В. Мандрощенко, М. Р. Пинская. ─ М.:Дашков и К*,2012. ─ 344.

15.   Пасько О.Ф. Определение налоговой нагрузки на организацию.// Налоговый вестник. 2012. №6

16.Черник Д.Г. налоги и налогообложение Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2012 – 300с.

 

 


Информация о работе Социально-экономическая сущность налогообложения