Состав основных платежей налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 21:24, контрольная работа

Краткое описание

Множественность налоговых форм и методов налогообложения вызывает необходимость общей группировки налоговых платежей по ряду классификационных признаков. Перечень налогов и сборов, устанавливаемых в Российской Федерации, закреплен статьями 13–15 Налогового кодекса РФ. Классификация налоговых платежей имеет важное значение для налогового менеджмента. Она позволяет упорядочить все разнообразие налогов, свести его к небольшому числу классов, объединенных по признаку сходства, наличию общих свойств.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 24.36 Кб (Скачать файл)
  1. Состав основных платежей налоговой системы Российской Федерации

Множественность налоговых  форм и методов налогообложения  вызывает необходимость общей группировки  налоговых платежей по ряду классификационных  признаков. Перечень налогов и сборов, устанавливаемых в Российской Федерации, закреплен статьями 13–15 Налогового кодекса РФ. Классификация налоговых  платежей имеет важное значение для  налогового менеджмента. Она позволяет  упорядочить все разнообразие налогов, свести его к небольшому числу  классов, объединенных по признаку сходства, наличию общих свойств.

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей  составляющей налоговой системы  весьма разнообразны.

Все налоги, действующие  на территории РФ, в зависимости  от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. К ним относятся:

  • налог на добавленную стоимость,
  • акцизы,
  • Единый социальный налог,
  • налог на доходы физических лиц,
  • налог на прибыль организаций,
  • налог на добычу полезных ископаемых,
  • водный налог,
  • государственная пошлина,
  • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Несмотря на федеральный  статус названных налоговых платежей, наиболее крупные из них в порядке  межбюджетных отношений зачисляются  не только в федеральный, но и в  нижестоящие бюджеты.

Региональные  налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством. К ним относятся:

  • налог на имущество организаций,
  • транспортный налог,
  • налог на игорный бизнес.

Органы власти субъектов  Федерации устанавливают по этим платежам налоговые льготы (в пределах рекомендуемого Налоговым кодексом РФ перечня), налоговые ставки (в  пределах установленных Налоговым  кодексом РФ), сроки уплаты налогов  и формы налоговой отчетности. Региональные налоги поступают в  бюджеты субъектов РФ.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы. К ним относятся:

  • налог на имущество физических лиц,
  • земельный налог.

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц  и земельного налога.

 

Органы местного самоуправления устанавливают по этим платежам налоговые  льготы (в пределах рекомендуемого Налоговым кодексом РФ перечня), налоговые  ставки (в пределах установленных  Налоговым кодексом РФ), сроки уплаты налогов и формы налоговой  отчетности.

Кроме того, Налоговый кодекс РФ предусматривает также введение специальных налоговых режимов  – особых порядков исчисления и  уплаты налогов и сборов в течение  определенного периода времени. К ним на сегодняшний день относятся:

  •     система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  •   система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  •   система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

 

Особенность этих налогов  состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих  субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Единые налоги, заменяющие в первых трех специальных налоговых  режимах наиболее крупные налоги по общему режиму налогообложения, имеют  статус региональных.

Важно отметить, что представленное выше видовое деление налоговых  платежей предполагает их распределение  не по уровням бюджетной системы, а по уровням власти и управления, которые устанавливают, изменяют и  вводят их в пределах своих полномочий в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Тем самым, данная классификация  определяет налоговые полномочия, фискальные и регулирующие возможности субъектов  государственного налогового менеджмента  различных уровней власти и управления.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим  образом:

    • прямые;
    • косвенные.

 

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

    • налог на доходы физических лиц;
    • налог на прибыль организаций;
    • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

 

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

    • налог на добавленную стоимость;
    • акцизы;
    • таможенные пошлины и др.

 

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство  в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое  воздействие подпало как можно  большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в  комплексе создает достаточную  устойчивость налоговых поступлений  и одновременно усиливает зависимость  размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его  деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости  от их использования:

    • общие;
    • специальные.

 

К общим налогам относятся  большинство взимаемых в любой  налоговой системе налогов. Их отличительная  особенность заключается тем, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные  налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными  видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут  служить:

    • транспортный налог;
    • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

 

В зависимости от установленных  ставок налогообложения налоги бывают:

    • твердыми;
    • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными)

.

В зависимости от финансово-экономической  целесообразности и отражения в  бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

    • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
    • относимые на издержки обращения и затраты производства;
    • относимые на финансовые результаты;
    • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

 

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно  подразделить так:

    • закрепленные;
    • регулирующие.

 

Закрепленные налоги непосредственно  и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд.

 Среди них выделяют  налоги, поступающие в федеральный,  региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают  одновременно в бюджеты разных уровней  в пропорции, определенной бюджетным  законодательством.

Особая категория налогов  — так называемые специальные  налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена  возможность установления четырех  таких режимов.

Классификация налогов в  РФ в зависимости от субъектов  налогообложения

Субъект налогообложения

Налоги

Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

Налог на прибыль

Налог на имущество организаций

Налоги, уплачиваемые физическими  лицами

Налог на доходы физических лиц 

Налог на имущество физических лиц

Смешанные налоги

 Налог на добавленную стоимость

 Транспортный налог 

Налог на игорный бизнес


 


Информация о работе Состав основных платежей налоговой системы Российской Федерации