Современное европейское налогообложение (на примере Германии)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 14:19, контрольная работа

Краткое описание

Налоговые системы западноевропейских стран весьма различаются между собой. В то же время проводимые с конца 80х годов налоговые реформы несколько сближают их. Например, Италия перед вступлением в Общий рынок серьезно изменила налоговую систему, приближая ее к системам других стран. Тенденция к экономическому объединению, расширение международных хозяйственных связей, стремление избежать двойного налогообложения способствуют этому процессу.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по налогам и налогообллжению.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ИРКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра финансов и анализа 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине Налоги и налогообложение 

                            Выполнила: Большешапова Надежда Ивановна

                            Студентка 3 курса  заочного обучения

                            Экономического факультета

                            Специальность 080105.65 Финансы и кредит 
 

                            Научный руководитель Темникова Е.А. 
 
 
 
 
 
 

ИРКУТСК 2010

 

       Задание для контрольной работы

      Шифр 09413

      Номера  задания 2, 46.

      Вариант 2 Современное европейское налогообложение (на примере Германии).

      Вариант 46.

      Задание 1. Дать характеристику единого сельскохозяйственного  налога. Порядок заполнения налоговой декларации по данному налогу.

      Задание 2. Определить сумму налога на прибыль, если организация на одной и той  же площади одними и теми же работниками осуществляет оптовую и розничную торговлю. Издержки составляют 100 000 руб., оптовый товарооборот – 72 000 руб., розничный – 700 000 руб. Налог на имущество, исчисленный по организации в целом, - 4000 руб.; заработная плата персонала – 30 000 руб.

      Задание 3. налоговая проверка может проводиться:

  1. за три года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавших году проведения проверки;
  2. за три года деятельности, за исключением случаев проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика;
  3. за три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавших году проведения проверки, за исключением случаев повторной выездной проверки.
  4.  
    1. Современное европейское налогообложение

(на  примере Германии). 

      Налоговые системы западноевропейских стран  весьма различаются между собой. В то же время проводимые с конца 80х годов налоговые реформы несколько сближают их. Например, Италия перед вступлением в Общий рынок серьезно изменила налоговую систему, приближая ее к системам других стран. Тенденция к экономическому объединению, расширение международных хозяйственных связей, стремление избежать двойного налогообложения способствуют этому процессу. С учетом специфических особенностей экономики и традиций населения европейские страны усваивают общие черты системы налогов. Действуют примерно одни и те же виды прямых и косвенных налогов, широко распространен налог на добавленную стоимость, выравнивается подход к обложению личных доходов граждан. Практически во всех странах налоговые системы имеют трехуровневый характер. Взимаются общегосударственные, или федеральные, налоги, региональные налоги земель, провинций, автономных территорий и местные, или муниципальные, налоги. По этой же общепринятой схеме построена и современная налоговая система Российской Федерации. В то же время в каждой стране есть особенности, которые иногда можно перенимать, а иногда полезно просто знать, порой с целью избежать уже выявленных другими ошибок.

      Налоги Германии

      Весьма  полезным для Российской Федерации может оказаться опыт Германии. Как федеративное государство она прошла различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами, выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией. В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации и распределение финансовых источников для их осуществления. При образовании в 1871 г. Германской империи установление всех прямых основных налогов оставалось прерогативой входящих в нее государств (нынешних земель). Империи было передано право устанавливать лишь таможенные пошлины и общеимперские налоги на предметы потребления: табак, пиво, водку, сахар, соль. Закрепление права сбора таможенных пошлин и акцизов, положило начало созданию общего экономического пространства. Но для финансирования общих расходов этого было не достаточно. Источником средств явились доходы от почтового и телеграфного ведомства и матрикулярные взносы отдельных земель, имевшие характер подушного налога. Для покрытия чрезвычайных потребностей предусматривалась возможность прибегнуть к займам.

      Цели  налоговой политики определил канцлер  Германии Отто Бисмарк (18151898) при обсуждении вопросов о введении таможенных пошлин на сельскохозяйственные продукты. В своей речи в рейхстаге 2 мая 1879 г. он сказал: «Я бросаю упрек нынешнему состоянию в том, что оно чересчур много требует от прямых налогов и слишком мало от косвенных, и я добиваюсь того, чтобы отменить прямые налоги, а поступления от них заменить косвенными налогами. Бремя прямых налогов в Пруссии с помощью различных надбавок для провинции, округа, общины достигло, по моему мнению, такого уровня, который не может быть более терпим». Регулярные матрикулярные взносы отдельных государств ставили империю в зависимость от них. Это и определило пути развития налоговой системы Германии.

      В 90е годы прошлого века были введены  гербовые сборы на ценные бумаги, векселя, игральные карты, в 1906 г. налог с наследства, в 1913 г. налог на имущество и одновременно налог на прирост имущества. С 1916 г. Германия активно использовала возможности прямого налогообложения. Развивалось и косвенное налогообложение, ибо пошлин и акцизов не хватало на покрытие расходов, связанных с военным поражением. В июле 1918 г. Германия ввела налог с оборота сначала по ставке 0,5%. Он просуществовал до перехода к налогообложению добавленной или вновь созданной стоимости, что произошло только в 60е годы. В декабре 1919 г. с утверждением Имперских правил налогообложения, разработанных Министром финансов Эрцбергером, началась крупнейшая налоговая реформа. Ее главное значение в том, что был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Государство получило исключительное право взимания налогов и управления ими. Был повышен налог с оборота, введено налогообложение предметов роскоши, дополнительный налог уплачивали владельцы крупных состояний. Действовавшие 26 земельных законов о подоходном налоге были заменены имперским подоходным налогом с дифференцированной шкалой и максимальной ставкой налогообложения 60%. Эти и другие меры позволили в пять раз увеличить расходы государства на социальные нужды. Огромные финансовые трудности, возникшие в результате экономических и социальных последствий. Первой мировой войны, привели к усилению централизации в области налогообложения. В итоге в Веймарской республике было создано единое финансовое управление, контролирующее поступление всех видов налогов независимо от их последующего распределения. Это финансовое управление функционировало до мая 1945 г.

      Экономическое развитие послевоенной Германии во многом связано с именем видного экономиста и государственного деятеля, бывшего министра хозяйства, а затем Канцлера ФРГ профессора Людвига Эрхарда. Л. Эрхард выступал поборником свободных рыночных отношений. Это требовало определенной и немалой самостоятельности хозяйствующих субъектов, общин, земель, что несовместимо с жесткой централизацией финансовых ресурсов. В послевоенной Германии было законодательно установлено, что государственные задачи должны распределяться между федерацией и землями, входящими в ее состав.

      При этом федерация и земли раздельно  несут расходы, возникающие при  выполнении ими своих функций; федерация  и земли самостоятельны в вопросах своего бюджетного устройства. Принципы независимого ведения бюджетного хозяйства действуют с учетом необходимости взаимоувязки общегосударственных и земельных интересов при решении конкретных задач и обеспечении финансирования. Наряду с федеральным государством и землями носителями определенных общественносоциальных функций выступают общины, обладающие местными бюджетами. Ключевые позиции в налоговом законодательстве принадлежат федерации. В то же время для обеспечения финансирования всех трех уровней управления налоговая система Германии построена таким образом, что наиболее крупные источники формируют сразу три или два бюджета.

      Так, подоходный налог с физических лиц  распределяется следующим образом: 42,5 % поступлений направляются в федеральный бюджет, 42,5 % в бюджет соответствующей земли и 15 % в местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50 на 50 % между федеральным и земельным бюджетами.

      Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами управления, но им остается половина, а вторая перечисляется в федеральный и земельный бюджеты. Налог на добавленную стоимость также распределяется по трем бюджетам. Соотношения распределения этого налога могут быть самыми различными и меняться с течением времени, поскольку он служит регулирующим источником дохода. Германия одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли, как, например, Бавария, Вюртемберг, Северный РейнВестфалия, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям, таким, как Саксония, Шлезвиг-Гольштейн. Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы. Со времен Л. Эрхарда в Германии укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения:

      налоги по возможности минимальны;

      минимальны, или, точнее, минимально необходимы и затраты на их взимание;

      налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять, чьи либо шансы;

      налоги соответствуют структурной политике;

      налоги нацелены на более справедливое распределение доходов;

      система должна строиться на уважении к частной жизни человека.

      В связи с налогообложением человек  должен по минимуму открывать государству  свою частную жизнь.

      Налоговый работник не имеет права никому давать, какие либо сведения о налогоплательщике.

      Соблюдение  коммерческой тайны гарантировано; налоговая система исключает двойное налогообложение; величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства.

      Основные  виды налогов в Германии: подоходный налог на физических лиц, налог на корпорации, налог на добавленную стоимость, промысловый налог, налог на имущество, поземельный налог, налог, уплачиваемый при покупке земельного участка, страховые взносы, налог с наследства и дарения, автомобильный налог, налог на содержание пожарной охраны, акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, винно-водочные и табачные изделия, таможенные пошлины, сборы, идущие на развитие добычи нефти и газа на территории Германии.

      Рассмотрим некоторые из них. Из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государству налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28 % второе место после подоходного налога. Общая ставка налога в настоящее время составляет 16%. Но основные продовольственные товары, а также книжно - журнальная продукция облагаются по уменьшенной ставке 7 %. Эта ставка не распространяется на обороты кафе и ресторанов. НДС в Германии имеет некоторые особенности. Так, предприниматели, у которых оборот за предыдущий календарный год не превысил 20 тыс. марок, а в текущем году не превысит 100 тыс. марок, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость. Но, естественно, они лишаются при этом и права возмещения сумм налога в выставленных на них счетах. Данный предприниматель является плательщиком подоходного налога, а не НДС. Он имеет право отказаться от положенного ему освобождения от НДС и вести налоговые расчеты на общих основаниях. Если предприниматель получает в календарном году доход не выше 60 тыс. марок, то он имеет право на регрессивное налогообложение и вносит в бюджет, лишь 80% расчетной суммы НДС. Предприятия сельского и лесного хозяйства освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Освобождены и товары, идущие на экспорт. В Германии установлены две основные ставки корпорационного налога на прибыль. Если прибыль не распределяется, то ставка налога 50% (до 1990г. была 56%). На распределяемую в виде дивидендов прибыль ставки существенно ниже 36% с учетом того, что дивиденды включаются в личные доходы акционеров, подлежащие обложению  
 

Информация о работе Современное европейское налогообложение (на примере Германии)