Система электронного документооборота в налогообложении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Для изучения данной темы работы мной были поставлены следующие задачи: Дать понятие электронного документооборота, изучить его функции и задачи. Выяснить, какими нормативными актами регулируется электронный документооборот и каковы основные проблемы в формировании электронного документооборота в современных условиях. Описать современные программные продукты, через которые осуществляется современный электронный документооборот. Узнать, каковы требования при формировании и представлении налоговой отчетности в электронном виде.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Система электронного документооборота в налогообложении в современных условиях…………………………………………………6
1.1. Электронный документооборот: понятие, функции и задачи……………………………………………………………..6
1.2. Нормативное регулирование электронного документооборота………………………………………………10
1.3. Основные проблемы в формировании документооборота в современных условиях…………………………………………11
2. Современные технологии электронного документооборота………13
2.1. Виды современных технологий электронного документооборота………………………………………………13
2.2. Программные продукты, через которые осуществляется электронный документооборот………………………………..18
2.3. Формат документов, используемых налоговыми органами…………………………………………………………22
3. Формирование и представление налоговой отчетности в электронном виде……………………………………………………...27
3.1. Основные требования при формировании и представлении налоговой отчетности в электронном виде………………….27
3.2. Порядок представления налоговой отчетности в электронном виде………………………………………………………………30
3.3. Проблемы при формировании и представлении налоговой отчетности в электронном виде………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список используемых источников……………………………………………..47

Вложенные файлы: 1 файл

Doc1.docx

— 373.38 Кб (Скачать файл)

При представлении налоговых  деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщик после подготовки отчетов в соответствии с утвержденным форматом подписывает  ее электронной цифровой подписью и  отправляет в адрес налогового органа.

Далее в течение суток (без учета выходных и праздничных  дней) с момента отправки налоговой  декларации (бухгалтерской отчетности) налогоплательщик должен получить следующие  документы (п. 6.7.2 Методических рекомендаций):

- квитанцию о приеме  налоговой декларации (отчетности) в электронном виде;

- протокол входного контроля  налоговой декларации (отчетности);

- подтверждение оператора.

Протокол входного контроля высылается обратно в налоговый  орган в течение суток. Выходные и праздничные дни в учет не берутся (п. 6.7.4 Методических рекомендаций).

Если в протоколе содержится информация о том, что отчетность не прошла входной контроль, то налогоплательщик устраняет указанные в протоколе  ошибки. Затем по исправленной отчетности он должен повторить процедуру сдачи (п. 6.7.5 Методических рекомендаций).

Если же налогоплательщик не получил от налогового органа квитанцию  о приеме отчетов в электронном  виде или протокол входного контроля, он заявляет об этом налоговому органу и/или оператору и при необходимости  повторяет процедуру сдачи отчетов (п. 6.7.6 Методических рекомендаций).

Таким образом, под сдачей отчетности в электронном виде финансисты понимают передачу данных по телекоммуникационным каналам связи. При этом на практике многие бухгалтеры понимают под этим магнитный носитель (дискету, диск или  флэш-карту) и бумажный вариант отчетности. В Письме от 10.03.2009 №03-02-07/1-119 Минфин разъясняет: обязанность представления  налоговых деклараций (расчетов) в  налоговый орган по установленным  форматам в электронном виде исполняется  передачей соответствующих данных по телекоммуникационным каналам связи.

По результатам анализа  информации по состоянию на 01.07.2008 по 27 управлениям ФНС по субъектам  РФ доля налогоплательщиков, имеющих  возможность доступа к персонифицированной  информации о состоянии расчетов с бюджетом, превышает 50%, то есть, достигнут  плановый показатель 2010 г. В среднем  по России доля налогоплательщиков, имеющих  возможность доступа к персонифицированной  информации о состоянии расчетов с бюджетом, - 45,1%. При этом доля налогоплательщиков, имеющих доступ и воспользовавшихся  данной услугой, значительно ниже и  составляет в среднем по России 9% (177 640 налогоплательщиков).

В целях выполнения плановых показателей представления налогоплательщиками, среднесписочная численность работников которых более 100 человек, налоговых  деклараций (расчетов) по ТКС, обеспечения  налогоплательщикам возможности доступа  по каналам связи и через Интернет к персонифицированной информации рекомендован ряд мероприятий:

- продолжать осуществление  на постоянной основе информационно-разъяснительных  мероприятий;

- организовывать персональные  встречи с руководителями организаций  и индивидуальными предпринимателями;

- направлять уведомления  о необходимости представления  налоговых деклараций (расчетов) в  электронном виде по ТКС, о  предоставлении налоговыми органами  информационных услуг по каналам  связи и через Интернет налогоплательщикам, представляющим налоговые декларации (расчеты) в электронном виде  по ТКС.

Таким образом, намерения  налоговиков перевести всех налогоплательщиков на сдачу отчетности по телекоммуникационным каналам связи весьма серьезны. Понятно, что на пути перехода к представлению  налогоплательщиками отчетности в  электронном виде возникает много  трудностей, начиная со стоимости  программных продуктов для этих целей и квалификации персонала, заканчивая большими проблемами с ЭЦП (электронно-цифровая подпись). Не говоря уже о том, что без посредника в лице специализированного оператора  связи сегодня сдать отчетность по телекоммуникационным каналам связи  просто невозможно. Для решения всех этих вопросов потребуется ряд законодательных  актов и новый порядок представления  отчетности в электронном виде, утвержденный Минфином. Но у тех организаций, которые  обязаны сдавать отчетность в  электронном виде, выбора нет, а остальным  необходимо планировать переход  на этот вид представления отчетности в самом ближайшем будущем, осваивать  новые технологии.

По мнению Минфина, высказанному в Письме от 24.12.2007 №03-01-13/9-269, представление  налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в ненадлежащем виде и (или) неустановленным способом является неисполнением налогоплательщиком обязанности. Соответственно, такой  налогоплательщик будет привлечен  к ответственности по ст. ст. 119 и 126 НК РФ. Однако в определении ВАС  РФ от 14.02.2008 №1475/08 сказано, что положения  Налогового кодекса не предусматривают  ответственность за сдачу декларации по неустановленной форме. Общество, которое обязано было представлять отчетность в электронном виде, представило  декларацию на магнитном носителе вместе с бумажным вариантом. Налоговики отказали в приеме декларации, сославшись на обязанность представления ее по телекоммуникационным каналам связи. Общество повторно подало декларацию по телекоммуникационным каналам связи  уже с пропуском сроков ее представления, после чего было привлечено к налоговой  ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за несвоевременную сдачу отчетности.

По мнению судей, п. 3 ст. 80 НК РФ предусмотрено, что налоговая  декларация представляется в налоговый  орган по установленной форме  на бумажном носителе или в электронном  виде, то есть сдача декларации на бумажном носителе соответствует закону. Поскольку  ст. 119 НК РФ ответственность за представление  декларации по неустановленной форме  не предусмотрена, арбитражный суд  пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности.

 

 

 

Заключение

 

Развитие методов, технологий и законодательства, нацеленных на повсеместное использование преимуществ  электронных систем передачи  данных между государственными органами, предприятиями  и частными  лицами является общемировой  тенденцией. Это связано с бурным ростом Интернет и сетевых технологий последних лет, а так же с развитием  систем шифрования и электронной  цифровой подписи, обеспечивающих возможность  безопасной передачи конфиденциальных данных в сети.

 Косвенным инструментом  развития электронных технологий  может стать внедрение систем  преференций для предприятий,  их использующих, а так же создание  специализированных компаний, призванных  облегчить процесс перехода от  бумажной к электронной формы  документооборота в рамках передачи  налоговой информации от компании  к налоговым органам, что и  начинает реализовываться в настоящее  время, хотя вопросы конфиденциальности  в полной мере пока не решены.

В настоящее время налогоплательщики  имеют право предоставлять налоговые  декларации в налоговые органы в  электронном виде, но до сих  пор  сделать это можно не в отношении  всех налогов и сборов, поскольку  соответствующий порядок предоставления налоговых деклараций в электронном  виде не установлен налоговыми органами.

Отсутствие деклараций на бумажных носителях допустимо только при наличии электронной цифровой подписи, получение которой связано  с определенными трудностями  как прецессионными, так и финансовыми. Однако нужно отметить, что налоговые  органы всерьез взялись за решение  данной проблемы, например, в последних  приказах Минфина «Об утверждении  формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и Порядка ее заполнения» от 23 декабря 2005 г. №153н в разделе 1, пункте 1 и «Об утверждении формы налоговой  декларации по налогу на прибыль организаций  и порядка ее заполнения» от 7 февраля 2006 г. № 24н в разделе 2 пункте 2.5 говорится, что декларация может  предоставляться в электронном  виде в соответствии с Порядком представления  налоговой декларации в электронном  виде по телекоммуникационным каналам  связи, утвержденным приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 «Об утверждении  Порядка представления налоговой  декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи». Все это должно привести к повышению  эффективности работы налоговых  органов за счет снижения доли бумажного  документооборота  налоговых и  бухгалтерских деклараций.

Таким образом, главная проблема в настоящее время заключается  даже не в программно-техническом  аспекте, а в непроработанности  методических, информационных и организационных  вопросов обеспечения единства бухгалтерского учета и отчетности, налогового учета  и отчетности, управленческого учета, статистической отчетности по системам показателей, методам расчетов сводных  показателей, несогласованности показателей  и организации сбора информации, взаимодействии разноведомственных органов.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации.
  2. Приказ Федеральной налоговой службы от 28 декабря 2010 г. № ММВ-7-6/773@ “Об утверждении Формата документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах”.
  3. Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 17 февраля 2011 г. N ММВ-7-2/169@ «Об утверждении порядка представления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронном виде по ТКС, а также о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты ФНС».
  4. Приказ МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169ь «Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по ТКС».
  5. Федеральный закон от 6.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  6. Приказ ФНС РФ от 16.05.2007№ ММ-3-06/308@ «Критерии отнесения организаций – юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях».
  7. Приказ ФНС от 28 декабря 2010 г. № ММВ-7-6/773@ «Об утверждении формата документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».
  8. Критерии отнесения ФНС России от 29.12.2007 № ММ-3-13/708@ «Об утверждении Порядка приема и обработки налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи от налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, в территориальных органах ФНС России по месту их учета в качестве крупнейших налогоплательщиков».
  9. Приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705@ об утверждении «Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».
  10. Приказ МНС России от 04.02.2004 № БГ-3-06/76 об утверждении «Регламент принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности».
  11. Приказ ФНС России от 15.07.2011 г. № ММВ-7-6/443 об утверждении «Порядка представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде через Интернет-сайт ФНС России».
  12. Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
  13.   Письмо Министерства финансов от 10.03.2009 №03-02-07/1-119.
  14.   Письмо Министерства финансов от 24.12.2007 №03-01-13/9-269.
  15. Определение Высшего арбитражного суда РФ от 14.02.2008 №1475/08.
  16. Баталова С.Н. «Информационные технологии в налогообложении». Курс лекций. 2012 г. – 30 с.
  17. Софронов Д.А. «Состояние и развитие систем электронного документооборота в сфере взаимоотношений предприятий и налоговых органов (зарубежный и отечественный опыт).
  18. http://taxpravo.ru/analitika/statya-72378-predstavlenie_nalogovyih_deklaratsiy_v_elektronnom_vide_po_telekommunikatsionnyim_kanalam_svyazi
  19. http://www.escom-bpm.com/products/applied_solution.php?ID=88#ТЕХНОЛОГИИ
  20. http://do.gendocs.ru/docs/index-278870.html

 

 

Приложение 1.

 


Информация о работе Система электронного документооборота в налогообложении