Система налогового законодательства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая налоги.docx

— 44.69 Кб (Скачать файл)

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги  и сборы, не предусмотренные настоящим  Кодексом.

7. Настоящим Кодексом устанавливаются  специальные налоговые режимы, которые  могут предусматривать федеральные  налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 настоящего Кодекса.

Статья 13. Федеральные налоги и сборы

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических  лиц;

4) утратил силу;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных  ископаемых;

7) утратил силу;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов;

10) государственная пошлина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Действие налогового законодательства в пространстве, во времени и по кругу лиц.

 

Пределы действия налоговых нормативных актов определяются по трем аспектам: во времени; в пространстве; по кругу лиц.

Действие закона во времени. Согласно ст. 5 Кодекса «акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу... Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования... Федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия...». Общие правила введения в действие нормативных актов предусматривают:

• законы: срок опубликования - не позднее 7 дней после подписания Президентом; срок вступления в силу - 10 дней после опубликования, если не установлено иное;

• акты Президента или Правительства: срок опубликования - не позднее 7 дней после подписания; срок вступления в силу - 7 дней после опубликования, если не установлено иное;

• ведомственные нормативные акты: срок опубликования - 10 дней после регистрации в Минюсте; срок вступления в силу - 10 дней после опубликования, если не установлено иное.

Этот же порядок установлен для аналогичных законодательных актов регионального и местного уровней. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Даже зарегистрированные, но не опубликованные и установленном порядке акты не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.

Акты законодательства могут иметь или не иметь обратной силы в случаях, оговоренных в ст. 5 Кодекса (схема Приложения 1) [12, с. 172].

Прекращение действия налогового нормативного акта возможно путем прямой его отмены, или принятием нового акта равной (большей) юридической силы, или истечением срока действия нормативного акта.

Действие налоговых актов в пространстве. Акты органов местного самоуправления распространяются на управляемую ими территорию. Налоговые акты субъектов Федерации действуют лишь на территории данного субъекта, а федеральных органов власти - исключительно и безраздельно на всей территории России.

Действие закона в пространстве, в этой сфере теория права выделяет неразрывную связь правовой системы с территориальным устройством государства. Конституция, конституционные и федеральные законы действуют на всей территории государства, они не могут быть ограничены иными законами, например субъектов Федерации. Единая правовая система обеспечивает суверенитет государства. Могут вводиться законы, которые действуют на определенной территории, что специально оговаривается в тексте самого закона. Ограничивает действие некоторых законов и введение на какой-либо территории чрезвычайного положения. Действие законов в пространстве определяется рядом положений. Важным является правило, что каждое гос-во имеет право применять законы в пределах своей территории. Действуют и имеют приоритет в случае коллизий правила международных, межгосударственных договоров, коллизии возникают при разрешении конкретных дел. В политической сфере на территории гос-ва действуют законы собственного государства, в частности уголовные законы. Территориальная характеристика действия собственных законов обеспечивает суверенитет государства

Действие налоговых актов по кругу лиц. Обусловлено в первую очередь принципом территориальности, согласно которому все юридические и физические лица, имеющие объект налогообложения в нашей стране, подпадают под сферу действия налогового законодательства России. Согласно принципу резидентства обязанность по уплате налога распространяется на лиц, являющихся резидентами Российской Федерации. Одновременное действие этих двух принципов приводит к международному Двойному налогообложению. Действие закона распространяется на всех проживающих либо находящихся на территории государства. Существуют исключения в отношении лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом. Субъектами действия закона с разным объемом правоспособности и дееспособности являются граждане, иностранные граждане, лицо без гражданства. Действие закона по отношению к лицам базируется на двух началах: принципе суверенитета (территориального верховенства государства), а также ограничивающих этот принцип требованиях международного права. Все граждане обязаны быть законопослушными, но из этого вытекает и равенство всех перед законом, в частности распространение действия уголовных законов на правонарушителей - граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства. В отношении формального равенства также существуют исключения - принцип экстерриториальности, т.е. внеземельности. Он действует в отношении некоторых категорий иностранцев, в частности обладающих дипломатическим иммунитетом. Эти лица в случае совершения правонарушений попадают под действие законов родной страны. Право лишь опосредует экономику, оформляет экономические отношения. Оно - «надстройка» над экономическим базисом.

 

 

 

 

Глава 3. Международные договоры в системе налогового законодательства

 

Статья 7. Международные договоры по вопросам налогообложения НК РФ.

1. Если международным договором  Российской Федерации, содержащим  положения, касающиеся налогообложения  и сборов, установлены иные правила  и нормы, чем предусмотренные  настоящим Кодексом и принятыми  в соответствии с ним нормативными  правовыми актами о налогах  и (или) сборах, то применяются правила  и нормы международных договоров  Российской Федерации.

2. Лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях настоящего Кодекса и применения международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения признается лицо, которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, либо контроля над организацией, либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться таким доходом. При определении лица, имеющего фактическое право на доходы, учитываются функции, выполняемые лицами, указанными в настоящем пункте, а также принимаемые ими риски.

3. В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрено применение пониженных ставок налога или освобождение от налогообложения в отношении доходов от источников в Российской Федерации для иностранных лиц, имеющих фактическое право на эти доходы, в целях применения этого международного договора иностранное лицо не признается имеющим фактическое право на такие доходы, если оно обладает ограниченными полномочиями в отношении распоряжения этими доходами, осуществляет в отношении указанных доходов посреднические функции в интересах иного лица, не выполняя никаких иных функций и не принимая на себя никаких рисков, прямо или косвенно выплачивая такие доходы (полностью или частично) этому иному лицу, которое при прямом получении таких доходов от источников в Российской Федерации не имело бы права на применение указанных в настоящем пункте положений международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения.

4. В случае выплаты доходов от источников в Российской Федерации иностранному лицу, постоянным местонахождением которого является государство (территория), с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, и не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо, имеющее фактическое право на такие доходы (их часть), налогообложение выплачиваемого дохода производится в следующем порядке:

1) в случае, если лицо, имеющее  фактическое право на выплачиваемые  доходы (их часть), признается в  соответствии с настоящим Кодексом  налоговым резидентом Российской  Федерации, налогообложение выплачиваемого  дохода (его части) производится  в соответствии с положениями  соответствующих глав части второй  настоящего Кодекса для налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами  Российской Федерации, без удержания  соответствующего налога в отношении  выплачиваемых доходов (их части) у источника выплаты при условии информирования налогового органа по месту постановки на учет организации - источника выплаты доходов в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

2) в случае, если лицо, имеющее  фактическое право на выплачиваемые  доходы (их часть), является иностранным  лицом, на которое распространяется  действие международного договора  Российской Федерации по вопросам  налогообложения, положения указанного  международного договора Российской Федерации применяются в отношении лица, которое имеет фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть) в соответствии с порядком, предусмотренным международным договором Российской Федерации.

Отношения в сфере налогообложения в отдельной стране регламентируются нормами национального законодательства и нормами международного права. Формой реализации второй части законодательства выступают международные договоры и соглашения.

Национальные правовые системы различаются в зависимости от того, что имеет большую юридическую силу: внутригосударственные законы или международные договоры. (В некоторых странах международному налоговому соглашению не придается большей силы, чем национальному закону (например в США и ФРГ).) Для определения влияния норм национальных законов на налоговое соглашение важно знать правовой статус международных договоров в данной стране.

Если соглашение, инкорпорированное в национальное законодательство, имеет равную с ним силу, возникают определенные трудности. Решая подобные вопросы, государства придерживаются двух принципов, из которых чаще соблюдают первый. В этом случае закон, инкорпорировавший международный договор, вытеснит ранее принятые внутригосударственные законы. Согласно второму принципу действуют в первую очередь специальные, а не более общие нормы. Это правило применяется до тех пор, пока не принят национальный закон, отменяющий положения международного налогового соглашения.

В России большую силу имеет международное соглашение, а не внутригосударственный закон. Так, в ст. 7 Кодекса указано: «Если международным договором РФ, содержащим понятия, касающиеся налогообложения и сборов, предусмотрены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ».

В системе налогового законодательства международные соглашения по налогообложению условно можно разделить на четыре группы:

1. Международные соглашения общего характера – наряду с другими сферами сотрудничества устанавливают общие подходы сторон в области налогообложения. Непосредственному применению эти акты не подлежат, но содержащиеся в них принципы используются в иных договорах и в национальном законодательстве.

2. Собственно налоговые соглашения – двусторонние и многосторонние, имеют три подгруппы:

а) общие налоговые соглашения (конвенции) – это международные договоры рекомендательного характера, затрагивающие все вопросы взаимоотношений сторон по поводу прямых и косвенных налогов;

б) ограниченные налоговые соглашения, распространяемые на конкретный вид налога, плательщика и т.п.;

в) соглашения об оказании административной помощи по налогообложению.

3. Договоры, в которых затрагиваются и налоговые вопросы, обычно направлены на установление благоприятного налогового режима, предоставление различных льгот и т.д. Например, в 1992 г. в «Соглашении о регулировании взаимоотношений государств СНГ» 11 стран обязались принять меры по устранению двойного или многократного налогообложения доходов от торговли. По существу, данный документ представлял собой соглашение о налоговых режимах и льготах для стран-участников СНГ.

К договорам, в которых помимо прочих решаются налоговые проблемы, относятся торговые договоры, предусматривающие режим наибольшего благоприятствования для товаров и услуг.

4. Специфические соглашения по конкретным международным организациям. Примером может служить соглашение о размещении штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, направленное на освобождение от уплаты налогов в стране пребывания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин) образует налоговую систему. Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов. Налоговая система базируется на  соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налогов. Налоговая система включает также органы сбора налогов и надзора за их внесением в лице налоговой инспекции и налоговой полиции. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Информация о работе Система налогового законодательства в РФ