Роль налогов в перераспределении национального дохода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:44, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение экономической сущности и функций налогов.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
изучить экономическую сущность налогов;
показать роль налогов в перераспределении национального дохода;
определить место налогов в системе финансовых отношений и в структуре доходов бюджетной системы;
рассмотреть функции налогов и их взаимосвязь;

Содержание

Введение 3
1.Экономическая сущность налогов 4
2.Функции налогов 5
3.Роль налогов в перераспределении национального дохода 7
4.Налоги в системе финансовых отношений 12
5.Историческое происхождение налогов 16
Заключение 19
Список используемой литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

налоги.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

 

Как видим, в странах с большой  налоговой нагрузкой обеспечиваются более высокие социальные стандарты. Примером является Швеция (налоговая  нагрузка составляет 51% ВВП), где действует тенденция снижения экономического расслоения общества. Эффективное государственное управление направлено на приоритетное развитие наукоемких технологий. Не случайно стремление правительства России снизить налоговую нагрузку встретило негативную реакцию ряда экономистов, озабоченных скудостью средств, направляемых на развитие социально-культурной сферы. Они прямо предлагают перенести налоговую нагрузку, связанную с поддержанием образования, культуры, здравоохранения и научно-технического прогресса на инновационный сектор, заменить социальные налоги с физических лиц корпоративным социальным налогом. Пока корпоративный социальный налог в России платит топливно-энергетический комплекс (ТЭК), что не совсем верно, так как, во-первых, это не инновационный сектор, его только предстоит создать; во-вторых, предприятия ТЭКа должны платить природную ренту, присваеваемую узкой группой лиц и составляющую, по подсчетам академика Д. Львова, 60 млрд. долл. ежегодно.[1;с.126]

В России возникли и другие проблемы. Растет теневой сектор, уменьшается объем перечисления средств в федеральный бюджет. Еще одним недостатком сложившейся налоговой системы является неравномерность налоговой нагрузки по различным отраслям промышленности. К увеличению налоговой нагрузки ведут нерациональное расходование бюджетных средств, ставившее в тяжелые условия налогоплательщиков. В результате большинство российских налогоплательщиков платят не в соответствии с законом исходя из созданной налогооблагаемой базы, а учитывая лишь официально представленные финансовые возможности.

4.Налоги  в системе финансовых отношений

Налоговые отношения  являются составляющей частью финансовых отношений. С их помощью происходит: формирование фондов денежных средств  государства, необходимых ему для  выполнения соответствующих его функций; перераспределение национального дохода; регулирование и стимулирование экономики.

Финансовая категория  налогов носит объективный характер, отражает действующие финансовые отношения, которые имеют место в обществе. Эта категория выражает общие закономерности свойственные всем финансовым отношениям, так как налоги находятся в тесной взаимосвязи с другими финансовыми категориями (государственными расходами, государственным кредитом, ценой, заработной платой). И поэтому требовать уничтожения налогов, значило бы требовать уничтожения самого государства. Таким образом, если налогоплательщик отдает часть своих доходов в пользу государства, то он вправе рассчитывать на выгоду от реализации социальных программ государства.

Финансовые отношения  охватывают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. По мере развития производительных сил, роста национального богатства  реализуются и финансовые отношения. Первичные доходы образуются в сфере производства товаров и услуг и составляют стоимость созданного в стране ВВП. ВВП в свою очередь включает в себя оплату труда, валовую прибыль экономики и налоги. При этом налоги формируют доходы государства, как регулятора экономики и условий хозяйствования. Распределительные отношения проявляются в форме финансовых отношений, которые включают в себя налоговые на стадии распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Источником налогов при этом выступает новая стоимость национального дохода, который включает стоимость необходимого продукта и прибавочного продукта в виде денежных доходов принадлежащих членам общества. Первичное распределение национального дохода дополняется вторичным распределением, точнее перераспределением, где налогам принадлежит главная роль. Налоги, как часть новой стоимости принудительно мобилизуется государством, для осуществления своих функций.

Первая форма проявления сущности налогов — это денежные взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. Так что минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на выполнение его основных функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Сейчас налоги — важнейший  источник средств государственного бюджета (90% всех поступлений). От того, насколько правильно построена  налоговая система, организован  сбор налогов, зависит эффективное  функционирование национальной экономики. 

Социально-экономическая  сущность налогов проявляется через  их функции.

Выделяют три важнейшие  функции:

1) фискальная - обеспечение  финансирования государственных  расходов;

2) регулирующая - предполагает  государственное регулирование  экономики, перераспределение в этих целях финансовых потоков;

3) социальная - поддержание  социального равновесия путем  изменения соотношения между  доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними. 

Все налоги содержат следующие  элементы:

  • объект налога - имущество или доход, подлежащие обложению;
  • субъект налога - налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
  • источник налога - то есть доход, из которого выплачивается налог;
  • единица обложения - единица измерения объекта (денежная единица страны);
  • ставка налога - величина налога с единицы объекта налога (%);
  • налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога (необлагаемый min);
  • налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Определяется в соответствии с налоговой ставкой и предоставленными льготами.

Налоги  бывают двух видов.

Первый вид - налоги па доходы и имущество: подоходный налог  и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и  на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеле и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид налогов - налоги на товары и услуги: налог  с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную  стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Налоги - это один из экономических  рычагов, с помощью которых государство  воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

С помощью налогов  определяются взаимоотношения предприятий  всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется прибыль предприятия. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Вообще стратегию поведения органов государственной власти в области налогообложения, направленную на достижение социально-экономических и политических целей, можно определить как налоговую политику, которая требует соблюдения ряда условий.

Налоговый  опыт  подсказал   главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», то есть как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие государственных расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в своей хозяйственной деятельности.

Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям. Налоговая система  должна обеспечивать перераспределение  создаваемого ВВП и быть эффективным  инструментов государственной экономической  политики.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему. Возглавляет налоговую систему Федеральная налоговая служба (ФНС России) (является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.)

 

 

5. Историческое  происхождение налогов и развитие  теории налогов

Выдающийся экономист  и философ Адам Смит еще в XVI веке очертил главные принципы налогообложения. Согласно Смиту налог ужасен, если он мешает человеку заниматься делом, а для его сбора задействуется большая бюрократическая машина. Хороший налог никогда не заставляет человека от него уклоняться.

На протяжении всей истории  человечества государственные мужи стремились наполнять казну за счет своего народа, а тот постоянно старался увильнуть от поборов. Когда противостояние обострялось до предела, либо поданные свергали своего правителя, либо государство приходило в упадок.

Самым древним налогом  можно считать акциз (лат. accido, “обрезать”), который обычно включался в стоимость самых необходимых товаров или услуг. Римский император Веспасиан в 70-х годах н.э. ввел его в качестве платы за посещение общественных уборных. Именно он оставил свой след в истории как автор афоризма “Деньги не пахнут”. Еще более древним акцизом был налог на соль, который действовал в Китае во 2-м тысячелетии до н.э.

В истории развития налогов  проявил себя и Петр Первый, при  котором перечень подакцизных товаров  и услуг значительно расширился. Именно Петр Первый ввел новую разновидность государственных чиновников (прибыльщиков), которые изыскивали новые источники для наполнения государственной казны. Результатом их деятельности стал гербовый сбор, налог с арбузов, печей, бань, орехов и т.д. Самым известным стал налог на бороды. Дворяне и приказчики платили за них 60 руб., купцы – 100 руб., холопы – 30 руб. В пределах своей деревни крестьяне обычно носили бороды даром, но при посещении города за бороды с них взимали по 1 коп.

Россия не отставала  от Европы в вопросах финансового контроля, где акцизов в то время было более чем достаточно. На туманном Альбионе их существовало не менее 200, включая налог на солому. В Голландии поданная в гостинице порция рыбы облагалась 34 акцизами.

Популярность акциза среди правителей объясняется несложной процедурой его введения.

Подоходный налог появился в России также при Петре Первом - после подушной переписи населения (1718-1724 гг.). Крестьяне ежегодно платили  в казну 74 коп., горожане – 1 руб. 14 коп. Для сравнения: корова тогда стоила 3 руб. Женщины от уплаты налога были освобождены, так как в те времена факт наличия у них души подвергался сомнению.

В США ничего не утаивающие от государства законопослушные  налогоплательщики с трудом ориентируются  в многочисленных бланках. Ежегодно налоговой службой рассылается свыше 8 млрд. всевозможных инструкций и форм, совокупной длины которых хватит, чтобы 28 раз обернуть планету по экватору. Если первый вариант американского подоходного налога умещался на четырехстах машинописных страницах, то сегодня он занимает 66,5 тысяч страниц. Причем досконально его содержание знают считанные единицы бухгалтеров и налоговых юристов.

Если у нас любят  повторять “Сколько у государства  не кради, все равно своего не вернуть”, то американцы говорят “Когда заполняешь декларацию, запиши в графе иждивенец - «государство»”. Все это неспроста. Сегодня от древнего принципа пропорциональности налогов имеющимся у плательщика материальным благам практически ничего не осталось. Между тем в Древней Греции эллины четко понимали, что государство должно не грабить собственников, а всячески их оберегать. За это те добровольно платили налоги.

Французский правовед и  философ Шарль Монтескье отмечал, что “реальные потребности народа не должны отступать перед надуманными  потребностями государства” («Дух законов», 1751). Философию  Монтескье взяла на вооружение Екатерина II, и ей удалось кардинально преобразовать российскую систему налогообложения. Купцы 1-й и 2-й гильдии должны были платить 4% от стоимости своего имущества, а 3-й – 2,5%. Оценку имущества проводили “по совести” сами купцы, а чиновники не имели права проводить какие-либо проверки. В результате никто не лез в карман налогоплательщика, а дефицита государственного бюджета не было и в помине.

Адам Смит сказал однажды: “Чтобы превратить варварское государство в богатое, нужен мир, сносные законы и низкие налоги. Все остальное придет с естественным ходом вещей”.

Налоги, как видно из истории их развития, появлялись вследствие нужды государства в деньгах. При установлении налогов главное  внимание обращалось на фискальную сторону, т. е. на то, насколько налоги удовлетворяют государственной потребности в материальных средствах. Только в виде исключения высказывались некоторыми писателями воззрения, что не следует обременять граждан чрезмерными налогами, так как это противно требованиям религии и началам нравственности. Писатели, защищавшие меркантильную государственную политику, также советовали иногда относиться бережно к податным силам населения, объясняя, что этого требуют собственные финансовые интересы государства, например, Шредер говорит, что государство, облагая налогами граждан, не должно разорять последних, чтобы не лишиться источника доходов на будущее время.

Покуда на налоги смотрели, как на чрезвычайный источник государственных  доходов, не могла развиться и литература о налогах. Основу таковой положили сочинения французских финансовых писателей начала и половины прошлого века, именно Вобана, Буагильбера и писателей школы физиократов. Все эти ученые подвергали критике и осуждению существовавшие в то время во Франции налоги, отличавшиеся крайней неравномерностью, требовали податной реформы и своими исследованиями положили начало теории налогов.

Информация о работе Роль налогов в перераспределении национального дохода