Роль налогового механизма в реализации налоговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 20:44, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Казахстане.

Содержание

1. Введение
2. Сущность и значение налоговой политики
3. Стратегия и тактика налоговой политики
4. Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма
5. Роль налогового механизма в реализации налоговой политики
6. Заключение
7. Список использованных литератур

Вложенные файлы: 1 файл

налоги реферат.docx

— 25.99 Кб (Скачать файл)

План

  1. Введение
  2. Сущность и значение налоговой политики
  3. Стратегия и тактика налоговой политики
  4. Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма
  5. Роль налогового механизма в реализации налоговой политики
  6. Заключение
  7. Список использованных литератур 
    Введение

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую  политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и  субъекта государственного регулирования  социально-экономических процессов  используются финансово-кредитный  и ценовой механизм.     Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Важной “кровеносной артерией” финансово-бюджетной системы являются налоги. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства. Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.  Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Казахстане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность и значение налоговой  политики

Налоги, как известно, являются одним из источников финансирования всех направлений деятельности государства  и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Налог - одно из проявлений суверенитета государства. Этим они отличаются от доходов с  государственных имуществ и займов. Право взыскивать налоги всегда было одним из суверенных прав государства, так же, как чеканка монеты и  отправление правосудия, следовательно, налоги устанавливаются в одностороннем  порядке, однако противоречие между  согласием на установление налогов  и принудительным характером их взыскания  только внешнее. Налоги и их функции  отражают реальный базис, т.е. объективные  закономерности движения налоговых  отношений, используемых государством в налоговой политике.      Положение налогового права служат отправным моментом в осуществлении налоговой политики. Таким образом, налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.            В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения НД в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.          Задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.    Можно выделить три типа налоговой политики.    Первый тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.     Второй тип - политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.         Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали. При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для Казахстана характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия и тактика налоговой  политики

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и  управления способна обеспечить потребности  воспроизводства и рост общественного  богатства. Исходной установкой при  проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового  порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических  отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая  политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.       Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - это налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:                      экономические - обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;                социальные - перераспределение НД в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;                         фискальные - повышение доходов государства;                международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.   Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном итоге - к экономическому кризису.       Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма

Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который  представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых  ставок, налоговых льгот, способов обложения  и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую  форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает  видимость изолированности налогов от производственных отношений.       Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении.   Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Любое налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, что неминуемо ведет к их деформации. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.  Налоговый механизм - это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.      Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположных начала: планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;

 

стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и  обратных связей взаимодействуют производители  и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают  разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной  стороны, к развитию производства отдельных  субъектов в условиях жесткой  конкуренции, а с другой, - к разрыву  хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара с  его сбытом. Отсюда вытекает необходимость  государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев  в производстве и кризисных тенденций  рынка. Таким регулятором в настоящее  время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.    Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.          В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность государства. Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Налоговое регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны, поскольку налоговые мероприятия являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения. Цель такого регулирования - создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности компаний, особенно инвестиционной, и обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.       Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости от изменения деятельности государства. В отличии от функций роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в концентрированном виде интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти.  В основе налоговой политики и налогового механизма обычно заложена господствующая концепция. Правильность концепции проверяется практикой. Если налоговая теория не пользуется популярностью и приносит отрицательные результаты при ее реализации, то ее заменяют новой.

 

 

Роль налогового механизма в  реализации налоговой политики

Для реализации выработанной налоговой политики необходим соответствующий  налоговый механизм, представляющий совокупность форм и методов налоговых  отношений государства и налогоплательщиков. Налоговый механизм необходимо рассматривать  на макро- и микроуровне. На макроуровне  налоговый механизм включает прогнозирование, регулирование, контроль.        Налоговое прогнозирование является основой для разработки социально-экономического развития страны, региона, муниципальных образований на определенный период времени. Именно налоговый прогноз позволяет обосновать с учетом объективных экономических условий объемы налоговых доходов на разных уровнях. Без надежного инструментария прогнозирования невозможно выработать эффективную налоговую и бюджетную политику страны. В ходе налогового прогнозирования возможно более четкое обоснование предложений по использованию конкретных налогов, их ставок, льгот по их применению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Беспрецедентный экономический  спад все более переходит из финансово-экономической  и социально-политическую плоскость. Печальные итоги реформ бросают  тень на все прогрессивные хозяйственные  и демократические преобразования последних лет, подрывая доверие  инвестора населения к государству, питают массовый пессимизм и, в конечном счете, ставят под сомнения исторические перспективы Казахстана в целом. Тем самым проблема оживления  производства и достижение на этой основе положительных сдвигов в  жизни людей становится первостепенным условием существования и развития казахстанского общества и государства. Главное, что могут и должны сделать налоги для выхода из катастрофы, это занять принципиальную теоретическую позицию материальной основы государства. Надо увидеть в налогах не арену политических игр, депутатских забав и правительственных упражнений, но, прежде всего фискальный инструмент.     Применявшиеся до сих пор методы стабилизации, опиравшиеся на классические теории, не принесли ожидаемых результатов в силу нестандартности ситуации. Обычные приемы фискальной политики для сглаживания фаз экономического цикла, полезные в условиях кризиса, неприемлемы в катастрофических обстоятельствах.    Усиление государственного регулирования экономики, повышение роли бюджета и налогов в хозяйственной жизни, безусловно, требует ужесточения контроля. Особое значение имеет финансовый контроль. Здесь важно защитить финансовые и налоговые органы от перманентного реформирования, неуверенности, начальственных амбиций, кадровой тряски и реорганизаций.          Осуществление на практике приведенных конкретных мер позволит обеспечить решение трех основных задач:     устранение неплатежей и взаимной задолженности во всех ее видах;  нормализация бюджетной политики;     снижение налогового бремени в сфере производства.    При этом условие только одно: решение этих задач не должно вестись за счет нарушения стабильности денежного обращения.

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Курс экономики: Учебник. - 3-е изд., доп. / Под ред. Б.А.  Райзберга. - М.: Инфра-М, 2000.

2. Финансы: Учебник для  ВУЗов. / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Юнити, 1999.

3. Налоги и налогообложение.  Т.Ф. Юткина. - М: Инфра-М, 1998.

4. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений  / Под ред. В.Д. Камаева. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Гумманит. изд.  центр ВЛАДОС, 2000.

5. Прикладная экономика:  Учеб. пособие для учащихся старших  классов. Г.Т. Шапиро, Г.Г. Доусон, Г. Энтел. - Алматы: «Достижения молодых», 1997.

 


Информация о работе Роль налогового механизма в реализации налоговой политики