Роль и налога на добавленную стоимость в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 00:20, статья

Краткое описание

В современной России, как и в других государствах с рыночной экономикой, основным источником доходов бюджетов всех уровней стали налоги. Одним из таких налогов считается налог на добавленную стоимость (НДС).

Вложенные файлы: 1 файл

Статья.docx

— 22.54 Кб (Скачать файл)

Роль и налога на добавленную стоимость в экономике России.

В современной России, как  и в других государствах с рыночной экономикой, основным источником доходов бюджетов всех уровней стали налоги. Одним из таких налогов считается налог на добавленную стоимость (НДС).

Налог на добавленную стоимость  является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих  налогов были введены в практику в XIX веке. Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, с легкой руки которого он и был введен во Франции в 1958 году. В Российской Федерации он был введен с 1992г. и фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, финансы предприятий и организаций.  С 1 января 2001 года НДС регулируется главой 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса РФ.

Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и одним из главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней. Поступления указанного налога в консолидированный бюджет Российской Федерации составил в январе - сентябре 2012 г. около 18.9% всех поступлений налогов, сборов и платежей. Для сравнения отметим, что доля другого косвенного налога – акциза – составляет около 7.2%. Тенденция развития налога на добавленную стоимость в последнее время позволяют сделать вывод, что за ним сохраняется ведущая роль среди прочих налогов и платежей в Российской Федерации.

Плательщиками НДС являются все предприятия и организации  вне зависимости от видов деятельности, форм собственности, ведомственной  принадлежности, организационно-правовых форм, численности работающих и т. д., имеющие статус юридических лиц, осуществляющих производственную и  иную коммерческую деятельность и на которых в соответствии с налоговым  законодательством возложена обязанность  уплачивать НДС.

Плательщиками являются также  индивидуальные предприятия, осуществляющие реализацию товаров, работ и услуг, облагаемых данным налогом, предприятия  с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на российской территории, а также международные объединения  и иностранные юридические лица, осуществляющие эту деятельность на территории России. При этом иностранные  организации осуществляют постановку на учет в налоговых органах по месту нахождения своих постоянных представительств в России.

Причем в РФ НДС имеет  одно принципиальное отличие от западного  аналога НДС, а именно - он распространяется на многие денежные сделки и операции, которые и в странах Европейского союза (ЕС), и в других западных странах не являются объектом обложения НДС (пени, штрафы, некоторые банковские операции и т.д.). В связи с этим реальные ставки НДС в РФ, т.е. ставки, соответствующие международным стандартам, выше официально объявленных.

Что касается ставок по НДС то максимальная ставка в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года и по сегодняшний день составляет 18 %.Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0 %. Чтобы экспортер получил право на нулевую ставку НДС при экспорте, он должен каждый раз подавать в налоговый орган заявление о возврате НДС и комплект подтверждающих документов. Что касается других западных стран, то ставки НДС в них весьма различны: в Норвегии - 23%, в Швейцарии - 6.5%, в Канаде - 8%, в Японии - 3%. В США же, вообще не использующих НДС.

Особенностью НДС является такая его организация, при которой в общем случае продавец обязан уплатить налог только с налоговой базы, равной той стоимости, которую он добавил к продаваемым товарам или услугам. Технически для достижения этого результата налог сконструирован таким образом, что первоначальная сумма налога рассчитывается умножением налоговой ставки на всю цену, за которую налогоплательщик продает товары или услуги, но для определения величины налогового обязательства перед государством ему разрешается уменьшить первоначальную сумму налога на те суммы налога, которые он ранее уплатил своим поставщикам (или подрядчикам), приобретая материальные ресурсы или услуги, используемые потом в процессе производства продаваемых товаров или услуг. Точно так же эта схема работает в случае, когда налогоплательщик перепродает приобретаемые им на стороне товары или услуги.

 Из-за проблем неплатежей  в экономике, а также проблем  завышенных размеров штрафных санкций возникает проблема не своевременности расчетов налогоплательщиков с бюджетом. Об этом свидетельствует то, что в среднем 15,6 % налогоплательщиков допускают в своей работе просроченную задолженность по налогу перед бюджетом. При этом сумма просроченной задолженности перед бюджетом в среднем в 2 раза превышает сумму начисленного НДС по декларациям по очередному сроку уплаты. Ежеквартально бюджет недополучает в среднем 359073,4 млн. рублей, из которых 93,6 % приходится на предприятия государственного сектора экономики.

Льготы, предоставленные  по НДС, являются мощным стимулирующим  орудием, воздействующим на отрасли  как производственной, так и непроизводственной сферы. К таким льготам можно отнести  согласно НК РФ ст. 149:

- Льготы, предоставляемые при реализации определенных видов товаров, работ или услуг (реализация медицинских товаров, почтовых марок, монет из драгоценных металлов (кроме коллекционных) и др.);

- Льготы, предоставляемые определенным категориям фирм и предпринимателей (услуги в сфере образования, реализацию товаров в магазинах беспошлинной торговли; услуги учреждений культуры и искусства в сфере культуры и искусства, реализацию входных билетов организациями физкультуры и спорта и др.);

- Льготы, предоставляемые при осуществлении определенных операций (предоставление в аренду помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации; выдачу займов в денежной форме и оказание финансовых услуг по предоставлению таких займов).

Однако, несмотря на столь  благоприятную среду, которую создают  для взимание НДС - это не уменьшило дискуссий о реформе налога на добавленную стоимость. Причём эти обсуждения активизировались в связи с разработкой долгосрочной стратегии социально-экономического развития России и спорами о том, как создать стимулы для инновационного экономического роста. Некоторые предлагают снизить ставку налога, ссылаясь на сверхвысокие доходы экономики, однако популярностью пользуется другая идея - полностью отменить НДС, заменив его налогом с продаж (НСП).

По мнению экспертов, замена этих двух налогов ударит, прежде всего, по отечественным производителям, которые сейчас имеют право на возврат НДС. При замене этого платежа на налог с продаж издержки таких компаний возрастут, а значит, снизится их конкурентоспособность на рынке. Кроме того, замена НДС на налог с продаж ничего не решит, поскольку и этот налог косвенный, его платит конечный потребитель продукции.

Между тем больше всего  от снижения НДС выиграют  отрасли внутреннего спроса — строительства, транспорта, связи и торговли. Пострадают же те компании, которые сейчас в некоторых случаях платят налог по ставке 0%: это банковские страховые организации и негосударственные пенсионные фонды.

Пока трудно сказать, что  же в итоге будет предпринято  в отношении НДС. Будет ли это  замена его на налог с продаж, унификация налоговой ставки для  всех предприятий или переход  на прямой метод начисления — покажет  время. Гораздо сложнее сделать  прогноз, когда это действительно  произойдет, поскольку этот вопрос обсуждается уже довольно давно, но пока конкретных мер государство  не предприняло.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Бирюкова Н.В. «Налог на добавленную стоимость» // М.: НалогИнформ, 2003.
  2. Комментарий к ч. 2 НК РФ под ред. С.Д. Шаталова.
  3. Программа Союза Правых Сил: Проблема совершенствования Налога на добавленную стоимость в РФ
  4. .Р. Лазарев. Налог на добавленную стоимость. Комментарий к главе 21 второй части Налогового Кодекса РФ // «Главбух» № 19 октябрь 2000 г.
  5. В.М. Тумаркин Комментарии к статьям главы 7 «Объекты налогообложения» части первой НК РФ // «Ваш налоговый адвокат», № 2, 2 квартал 2003 г.
  6. Медведев А.Н. Типичные ошибки при возмещении НДС// М.: Главбух, 2003

Информация о работе Роль и налога на добавленную стоимость в экономике России