Региональные налоги и их роль в социальном и экономическом развитии регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы в первой главе представлены следующими направлениями:
определение экономической сущности региональных налогов;
знакомство с нормативно-правовой базой регионального налогообложения в России;
определение актуальных проблем развития регионального налогообложения в России и поиск возможных путей их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 559.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Налогообложение в Российской Федерации представляет собой сложный процесс, осуществляемый специализированной налоговой службой. Налоговая система РФ – это совокупность взимаемых на территории РФ федеральных, региональных и прочих видов налогов и налоговых сборов [13].

Предпосылками становления современной налоговой системы в России, в том числе и впервые созданной региональной системы налогообложения, послужили институциональные изменения в сфере отношений собственности, переход к рыночным отношениям и ещё целый ряд причин, возникших на этой основе.

Региональные налоги вводятся в действие законами субъектов РФ и являются обязательными к уплате на их территории. При этом перечень данного вида налогов закреплен в Налоговом Кодексе Российской Федерации и включает в себя:

  • налог на имущество организаций;
  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес.

Выравнивание социально-экономической ситуации в последнее десятилетие, поэтапное прогрессирующее развитие экономики России позволило стабилизировать поток поступлений региональных налогов в бюджеты субъектов РФ, благодаря чему регионы имеют возможность выполнять свои социальные обязательства, опираясь на собственные средства.

Но, в то же время, кризисные явления в мировой экономике, политические нестабильность в соседних странах, не может не отражаться негативно на российских хозяйствующих субъектах, а соответственно и на уровне развития регионального налогообложения в том числе.

В связи с актуальностью данной проблемы целью работы выступил вопрос об определении понятия региональных налогов и их роли в социальном и экономическом развитии регионов России.

Объектом исследования являются налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес.

Предметом исследования выступил порядок расчёта налогов, сборов  и платежей промышленного предприятия

Стоит отметить, что данной проблематикой интересовался целый ряд учёных, политиков и иных деятелей, к числу которых относятся А. В. Брызгалин, В. Ф. Тарасова, Л. В. Костылёва. Помимо научных работ в качестве источников информации были использованы Налоговый и Бюджетный Кодексы Российской Федерации в последней редакции.

Задачи работы в первой главе представлены следующими направлениями:

  1. определение экономической сущности региональных налогов;
  2. знакомство с нормативно-правовой базой регионального налогообложения в России;
  3. определение актуальных проблем развития регионального налогообложения в России и поиск возможных путей их решения.

Во второй главе работы будет произведен расчёт налогов, сборов  и платежей промышленного предприятия.

Таким образом, региональное налогообложение – важнейший сегмент экономики, от которого зависит жизнеспособность регионов нашей страны и уровень их социально-экономического развития.

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты развития регионального налогообложения в России

 

     1.1 Экономическая сущность региональных налогов

 

Для российских регионов необходимым условием жизнеобеспечения является непрерывное поступление в региональную казну законодательно закреплённых налоговых платежей, к которым, согласно статье 14 Налогового Кодекса, относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог [14].

Обозначим базовые характеристики каждого регионального налога.

Налог на имущество организаций – ключевой налог в системе имущественного налогообложения организаций.

Данный налог был введен в России в 1992 году. С 1 января 2004 года законодательные основы налогообложения имущества организаций закреплены главой 30 Налогового Кодекса и законами субъектов Российской Федерации. При введении налога на территории соответствующего субъекта Федерации региональные органы власти определяют налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога. Региональным органам власти также дано право предоставления дополнительных налоговых льгот помимо тех, которые предусмотрены на федеральном уровне.

Плательщиками налога являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.

Объектом обложения для российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Органам власти субъектов Федерации предоставлено право не устанавливать отчетные периоды.

Налоговая база в соответствии со ст. 375 НК определяется для российских и иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории России через постоянное представительство, как среднегодовая стоимость имущества.

Ставка налога устанавливается законами субъектов Федерации и не может превышать 2,2%. Допускается дифференциация ставок налога в зависимости от категории налогоплательщиков и имущества.

Налоговые льготы предусмотрены НК РФ в виде полного освобождения от уплаты отдельных категорий плательщиков и некоторых видов имущества, находящихся на балансе налогоплательщика. К примеру, полностью освобождаются от налогообложения организации уголовно-исполнительной системы – в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций; религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности; общероссийские общественные организации инвалидов и т.д. [2]

Региональным органам власти предоставлено право устанавливать дополнительные льготы, перечень которых в случае их установления, должен быть приведен в соответствующем региональном Законе.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога, авансовых платежей определены ст. 382, 383 НК. В течение года налогоплательщики авансовые платежи за каждый отчетный период. Сумма авансового платежа рассчитывается как одна четвертая произведения налоговой ставки и средней стоимости имущества за соответствующий отчетный период.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной как произведение среднегодовой стоимости имущества за год и ставки налога, и суммой авансовых платежей, уплаченных в течение года.

Налог и авансовые платежи уплачиваются в сроки, установленные региональными органами власти. Региональным органам власти предоставлено право освобождать отдельные категории плательщиков от уплаты авансовых платежей в течение года.

Налоговые расчеты по авансовым платежам предоставляются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а налоговая декларация – не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Далее рассмотрим следующий вид региональных налогов – транспортный.

До 2003 г. налогообложение транспортных средств базировалось на двух налогах – налоге с владельцев транспортных средств и налоге на имущество физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств. С 1 января 2003 года вступила в действие глава 28 Налогового Кодекса «Транспортный налог», в результате чего было произведено объединение двух вышеуказанных налогов.

Транспортный налог установлен Налоговым Кодексом и вводится в действие законами субъектов Федерации. После принятия законов субъектами Федерации транспортный налог становится обязательным и уплачивается на территории соответствующего субъекта Федерации.

Законодательные органы субъекта Российской Федерации при принятии региональных законов о транспортном налоге устанавливают:

  • конкретную ставку налога (на основе базовой ставки налога);
  • порядок и сроки уплаты налога.

Помимо этого при установлении налога законами субъектов Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Плательщиками налога являются организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом обложения. Налогоплательщиками являются лица, владеющие транспортным средством по любому законному основанию, которое приводит к обязанности регистрации данного транспортного средства.

Объектом налогообложения признаются:

  • Наземные транспортные средства – автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани.
  • Водные транспортные средства – теплоходы, яхты, парусные суды, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные и другие водные транспортные средства.
  • Воздушные транспортные средства – самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства

Ст. 359 НК РФ определяет налоговую базу следующим образом:

  • в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
  • в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
  • в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах;
  • в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в вышеназванных пунктах, – как единица транспортного средства.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Федерации на основе базовых ставок, указанных в ст. 361 НК, которые могут быть увеличены/уменьшены, но не более чем в десять раз. Допускается дифференциация налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств и (или) их экологического класса. Практически по всем объектам налогообложения ставки установлены в рублях в расчете на каждую единицу мощности двигателя транспортного средства – 1 л. с.

Налоговые льготы в виде освобождения отдельных категорий налогоплательщиков не предусмотрены на федеральном уровне. Однако льготы установлены во многих регионах для инвалидов разных категорий, многодетных семей, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, для лиц, подвергшихся воздействию радиации в результате экологических катастроф, Героев Советского Союза, Героев Труда, лиц, награжденных государственными наградами, для пенсионеров и т. д.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога, авансовых платежей содержатся в ст. 362 и 363 НК. Организации самостоятельно исчисляют налог и авансовые платежи по налогу на основании данных технических паспортов транспортных средств и свидетельств о государственной регистрации транспортных средств. Авансовые платежи уплачиваются о истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения налоговой базы и налоговой ставки.

Источником налога для организаций являются расходы (прочие расходы), учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Сроки уплаты налога, авансовых платежей устанавливаются соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

Налоговая декларация представляется не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для физических лиц транспортный налог исчисляется налоговым органом на основании сведений, представляемых регистрирующими транспортные средства органами в срок с 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года.

Направление налогового уведомления в соответствии со ст. 363 НК допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Сроки уплаты налога физическими лицами устанавливаются также соответствующим законом субъекта Федерации. Срок уплаты для физических лиц не может быть установлен ранее 1 ноября следующего года за истекшим налоговым периодом.

Согласно пункту 2 статьи 370 НК налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Информация о работе Региональные налоги и их роль в социальном и экономическом развитии регионов