Региональные налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 08:44, контрольная работа

Краткое описание

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

К региональным налогам относятся:
налог на имущество организаций;
транспортный налог.
налог на игорный бизнес;

Вложенные файлы: 1 файл

региональные налоги.docx

— 67.42 Кб (Скачать файл)

2.1 Совершенствование политики формирования доходной части бюджета Курской области

 

Ниже  рассмотрим основные особенности политики формирования доходной части бюджета  Курской области, имевшие место  в последние годы.

Налог с  продаж (НСП) – один из основных налогов, обеспечивающих финансовые поступления  в бюджет Курской области. Его  взимание регулируется законом Курской  области “О налоге с продаж”, последняя  редакция которого датируется 26.02.2001.

Налог с  продаж в области устанавливается  в соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой  системы в Российской Федерации" и обязателен к уплате на территории Курской области.

Плательщиками налога с продаж являются:

а) юридические  лица, созданные в соответствии с  законодательством Российской Федерации, их филиалы, представительства и  другие обособленные подразделения;

б) иностранные  юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные  в соответствии с законодательством  иностранных государств, международные  организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации;

в) индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации).

Объектом  налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу  или оптом за наличный расчет. В  законе прямо перечислены виды товаров  услуг, являющиеся объектом данного  вида налогообложения, и виды товаров  и услуг, таковым не являющиеся (в основном предметы первой необходимости, основные продукты питания).

К продаже  за наличный расчет приравнивается продажа  с проведением расчетов посредством  кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям  со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в  обмен на другие товары (работы, услуги).

Ставка  налога с продаж устанавливается  в размере от стоимости товаров (работ, услуг), реализуемых оптом  за наличный расчет.

Суммы платежей по налогу с продаж зачисляются в  областной и местные бюджеты  в размере соответственно 40 и 60 процентов  и направляются на социальные нужды  малообеспеченных групп населения  области.

Анализируя  конкретные положения этого закона, можно отметить: его основные положения  прямо дублируют соответствующие  положения Налогового кодекса.

Интерес представляет конкретная ставка налога, которая с момента введения и  до сегодняшнего времени составляла 5 %, т.е. являлась предельно допустимой согласно существующему законодательству.

Не секрет, что данный налог ложится тяжелым  бременем в первую очередь на субъекты малого предпринимательства, которые  в большей степени, нежели средний  и крупный бизнес, имеют дело с  продажей за наличный расчет. Между  тем развитие малого предпринимательства  в области проистекает весьма медленно даже по сравнению с соседними  областями Черноземья. В этой связи  региональная законодательная власть несколько раз делала попытки  уменьшить ставку этого налога, что, несомненно, благоприятно сказалось бы на деятельности субъектов малого предпринимательства. Последняя такая попытка была произведена 15 декабря 2001 года, когда в бюджет Курской области на 2002 год было предусмотрено понижение ставки этого налога до 3 %. Однако в результате образовавшегося значительного дефицита областного бюджета уже через два дня, в окончательной редакции закона, депутаты вернулись к первоначальному значению в 5 % /19, с. 2/.

Закон Курской  области "О едином налоге на вмененный  доход для определенных видов  деятельности", регулирующий налогообложение  значительной части малого и среднего бизнеса, претерпевал за последнее  время неоднократные изменения. Последняя его редакция была принята  Курской областной Думой 13.11.2001. Он в значительной части копирует Законы Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 14Э-ФЗ "О едином налоге на вмененный  доход для определенных видов  деятельности", N 149-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой  системы в Российской Федерации".

Ставка  единого налога законом установлена  в размере 20 процентов вмененного дохода. Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой  доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской  деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой  доходности, которые определяются в  зависимости от:

  • типа населенного пункта, в котором осуществляется предпринимательская деятельность;
  • характера реализуемых товаров (производимых работ, оказываемых услуг);
  • ассортимента реализуемой продукции;
  • инфляции.

Расчет  суммы единого налога на вмененный  доход основывается на определении  значения базовой доходности определенного  вида деятельности, физических показателей, а также повышающих (понижающих) коэффициентов, отражающих степень  влияния различных факторов на результат  предпринимательской деятельности.

Размер  суммы единого налога на вмененный  доход определяется по формулам:

M=CxNxDxFxJ V = М х 0,2

М - сумма  вмененного дохода;

V - сумма  единого налога на вмененный  доход;

С - базовая доходность на единицу физического показателя;

N - количество  единиц физического показателя;

D, F, J - другие повышающие (понижающие) коэффициенты;

0,2 - ставка  единого налога на вмененный  доход (20 процентов).

Так, согласно данному закону, на 2002 год вмененный  доход для разных видов деятельности предполагается в размере:

  • строительство     30 тыс. руб. на одного занятого
  • бытовые услуги    12 - 32 тыс. руб.
  • транспортные услуги   1,5 – 6 тыс. руб. за посадочное

место;

  • розничная торговля    400 – 7200 руб. за 1 м2 торговой

площади

При определении  суммы единого налога организациями  и индивидуальными предпринимателями  используются повышающие (понижающие) коэффициенты:

D - учитывающий особенности подвидов деятельности;

F - учитывающий особенности ведения предпринимательской деятельности в зависимости от типа населенного пункта;

J - учитывающий  изменение темпов инфляции. (утверждается Правительством Курской области на каждый налоговый период на основе данных Курского областного комитета государственной статистики).

Так, для  населенных пунктов Курской области  предусмотрены следующие коэффициенты:

Курск, Железногорск        1,0

Прочие  города области       0,6 -  0,9

Райцентры, пгт.         0,6

Сельские  административные центры     0,4

Прочие  населенные пункты       0,3

Уплата  единого налога производится ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100 процентов  суммы единого налога за календарный  месяц. Сроки уплаты авансового платежа  устанавливаются не позднее 15 числа  месяца, следующего за отчетным.

Налогоплательщик  может произвести уплату единого  налога путем авансового перечисления суммы единого налога за 3, 6, 9 или 12 месяцев. В этом случае сумма единого налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, уменьшается соответственно на 2, 5, 8 и 11 процентов.

Из суммы  единого налога, уплачиваемые организациями, 19 % поступает в областной бюджет, 2,5 % - в территориальный дорожный фонд области, 2,15 % - в территориальный  фонд обязательного медицинского страхования.

В отношении  частных предпринимателей эти цифры  составляют 15, 0, 2,15 % соответственно. Предусматривается, что эти нормативы могут ежегодно уточняться.

Значительная  прибавка в областном бюджете 2002 года должна быть обеспечена за счет перехода налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, на валовую  выручку вместо совокупного дохода. Кроме того, увеличивается в 2,76 раза годовая стоимость патента для  организаций всех видов деятельности и индивидуальных предпринимателей.

Столь непопулярные меры законодатель обосновывает следующими цифрами. По данным УМНС Курской области выручка организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, в прошлом году составила 1091214 тыс. руб., а сумма уплаченного единого налога на совокупный доход – 13356 тыс. руб. /21, с. 2/. То есть реальная налоговая нагрузка – всего 1,2%, в то время как для работающих в обычном режиме она держится на уровне 22-25 %. Что же касается налогового “рывка” сразу в 2,76 раза для уплаты за годовой патент, то здесь учитываются минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и инфляция. С момента действия данного закона (с мая 1996 по январь 2001 года) индекс потребительских цен в области вырос на 364,2 %, в то время как минимальный размер оплаты труда – системообразующий при расчете данного налога - лишь на 32 %. Кроме того, стоимость патентов до сих пор в Курской области была в примерно в 1,5-2 раза меньше, чем в соседних областях.

Однако  представляется (см. табл. 3.3), что подобные объяснения не вполне отражают действительность. Анализ таблицы показывает: наибольший процент выполнения плана (191,3 %) приходится как раз на долю единого налога на совокупный доход для субъектов  малого предпринимательства. Другими  словами, собираемость соответствующего налога росла гораздо быстрее, чем  планировалось. Кроме того, особенностью этих налогов является их авансовость, т.е. они уплачиваются до начала осуществления предпринимательской деятельности. Поэтому здесь не могут иметь место различного рода недоимки и просроченные платежи.

С другой стороны, ситуация с неналоговыми доходами в 2000 г. по области может быть охарактеризована как провальная. Действительно, уровень  выполнения соответствующей части  бюджета (25,4 %) крайне низок. Частично образовавшееся отрицательное сальдо было покрыто  из федерального бюджета (уровень поступления  средств из федерального центра составил 111,0 %). Однако этот же федеральный центр  в последнее время недвусмысленно дал понять, что финансовые потоки на периферию в ближайшее время  будут уменьшаться. Тем самым  региональный законодатель вынужден при  планировании бюджета следующих  периодов больше внимания уделять именно налоговым поступлениям.

Как и  в случае с увеличением стоимости  патентов, желанием соотнести ставки налога с уровнем инфляции можно  объяснить решение региональных властей об увеличении сборов с владельцев транспортных средств.

Таблица 3.3.

Уровень выполнения областного бюджета  за 2000 год. /2, с. 2/.

Доходы

Утвержден-ный бюджет – всего

Исполнено

% испол-нения

1

2

3

4

5

1

Налоговые доходы – всего, в т.ч.

1636151

1613993

98,6

11

Налог на прибыль

521751

714155

136,9

1.2

Подоходный налог с физич. лиц

253553

264587

104,4

1.3

Налог на добавленную стоимость

137149

160913

117,3

1.4

Акцизы

374060

146998

39,3

1.5

Лицензионные и регистрационные  сборы

2200

3514

159,7

1.6

Налог на покупку иностранных денежных знаков

3291

3960

120,3

1.7

Налог с продаж

103798

69927

67,4

1.8

Единый налог на совокупный доход  для субъектов малого предпринимательства

2330

4499

193,1

1.9

Единый налог на вмененный доход  для определенных видов деятельности

---

523

---

1.10

Налог на имущество предприятий

204599

207636

101,5

1.11

Платежи за пользование недрами

4709

4265

90,6

1.12

Земельный налог

28393

323379

114,0

1.13

Плата за право пользования объектами  животного мира и биологическими ресурсами

318

532

167,3

1.14

Прочие налоговые платежи и  сборы

---

105

---

Итого доходов

2017151

1710743

84,8

2.

Неналоговые доходы – всего, в т.ч.

381000

96750

25,4

2.1

Доходы от имущества, находящегося в  государственной и муниципальной  собственности или от деятельности

29943

12984

43,4

2.2

Административные платежи и сборы

2088

2185

104,6

2.3

Штрафные санкции, возмещение ущерба

1643

1395

84,9

2.4

Прочие неналоговые доходы

347326

80186

23,1

Итого доходов

2017151

1710743

84,8

Информация о работе Региональные налоги