Пути улучшения налогового контроля, его роль в антикризисных мероприятиях на 2014,2015 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 22:11, реферат

Краткое описание

Цель проведения налогового контроля — выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков.
Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Таким образом, налоговый контроль позволяет пополнять государственный бюджет и дисциплинировать налогоплательщиков.

Вложенные файлы: 1 файл

пути улучшения налогового контроля.docx

— 146.62 Кб (Скачать файл)


 

 

 


 

 

 

Реферат по дисциплине: Налоговое право

На тему: Пути улучшения налогового контроля, его роль в антикризисных мероприятиях на 2014,2015 гг.

 

 

 

 

Выполнила студентка 3 курса

Группы 1ЮТ Подгаева Александра

 

 

 

 

Калининград 2014

 

Налоговый контроль

Налоговый контроль представляет собой комплексную и целенаправленную систему экономико-правовых действий компетентных органов государственной власти, которая базируется на законодательстве в области налогообложения и направлена на сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.

Цель проведения налогового контроля — выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков.

Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Таким образом, налоговый контроль позволяет пополнять государственный бюджет и дисциплинировать налогоплательщиков.

В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая ведение налогового учета, налоговых проверок, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов, предоставлением налоговой отчетности и т.д.

В узком смысле под налоговым контролем подразумевается проведение налоговых проверок уполномоченными органами.

Перед налоговым контролем стоят следующие задачи:

  • обеспечить полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств перед бюджетом;
  • содействовать правильному ведению бухгалтерского и составлению налогового учета и отчетности;
  • обеспечить соблюдение действующего налогового законодательства;
  • выявить и пресечь налоговые правонарушения.

Методы налогового контроля — это совокупность приемов и способов, с помощью которых контролирующие органы осуществляют налоговый контроль. При проведении налогового контроля уполномоченные органы применяют общенаучные методы:

  • диалектический подход;
  • принципы логического и системного анализа;
  • методы экономического анализа и статистических группировок;
  • визуальный осмотр;
  • выборочная проверка документов и др.

Субъектами налогового контроля выступают участники налоговых правоотношений: налоговые, таможенные, финансовые органы; сборщики налогов; органы государственных внебюджетных фондов, которые действуют в рамках своей компетенции.

Объектами налогового контроля выступают действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, сборщиков налогов и сборов.

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций. 
Форма налогового контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. 
В соответствии со ст.82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); в других формах, предусмотренных НК РФ. 

Формы налогового контроля складываются из установленных в п.1 ст.31 НК РФ прав налоговых органов: 
– требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; 
– производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; 
– вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах; 
– осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества; 
– контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам; 
– привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков; 
– вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля; 
– создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ. 
По времени проведения налоговый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. 
Налоговый контроль одновременно выступает разновидностью и финансовой, и управленческой деятельности государства в налоговой сфере, поэтому в зависимости от субъекта выделяют контроль: 
– налоговых органов; 
– таможенных органов; 
– органов государственных внебюджетных фондов. 
В зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль: 
– выездной – в месте расположения налогоплательщика; 
– камеральный – по месту нахождения налогового органа.

 

Пути улучшения налогового контроля

 

Совершенствование налогового контроля и обеспечение эффективности работы налоговых органов способствуют увеличению налоговых доходов государства. К сожалению, до сих пор не обеспечен полный контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей в бюджет, так же не устранены лазейки уклонения недобро-

совестных налогоплательщиков от уплаты налогов.

Таким образом, в силу наличия ряда трудностей актуальной является задача по поиску определенных путей совершенствования контрольной работы налоговых органов. Причем задача стоит как на уровне отдельно взятых инспекций, так и на уровне государства в целом.

 

Налоговые  инспекции,  обеспечивая  контроль  над  соблюдением  налогового  законодательства,  что  является  их  главной  задачей,  в  целях  эффективности  её  выполнения  целенаправленно  и  на  постоянной  основе  осуществляют  мероприятия  по  усилению  налогового  контроля.  Постоянный  рост  потребностей  государства  в  финансовых  средствах  требует  бесперебойного  механизма  сбора  налогов.  Часто  на  практике  выявляется  несвоевременная  уплата  налогов  и  других  обязательных  платежей  физическими  и  юридическими  лицами,  что  в  наше  время  является  актуальным  для  обеих  сторон  финансовых  отношений  —  государства  и  общества  в  целом.  По  причине  этого  становится  явной  проблема  эффективности  и  совершенствования  контроля  над  правильностью,  своевременностью  и  полнотой  взимания  налогов. 

Любая  оперативная  система  налогового  контроля  содержит  в  себе  необходимые  признаки,  которые  способствуют  правильному  развитию  системы  налогового  контроля. 

 

Проведение  выездных  проверок  требует  наличие  эффективности  отбора  налогоплательщиков,  требующей  предельной  результативности  при  минимальных  затратах  средств  и  усилий,  которых  можно  достичь  с  наибольшей  вероятностью  раскрытия  налоговых  нарушений. 

 

Системная  комплексная  процедура  организации  контрольных  проверок,  разработанная  налоговым  ведомством,  а  так  же  упорядоченная  законодательная  база,  применяют  эффективные  формы,  приемы  и  методы  в  области  налогового  контроля  для  воздействия  на  недобросовестных  налогоплательщиков.  При  использовании  системы  оценки  работы  налоговых  инспекторов  и  объективном  анализе  результатов  деятельности  каждого  из  них  нагрузка  планирования  контрольной  работы  эффективно  распределяется.

 

Особую  значимость  в  условиях  массовых  нарушений  налогового  законодательства  приобретает  проблема  рационального  отбора  налогоплательщиков  для  проведения  контрольных  проверок 

В  первую  очередь  подвергаются  проверке  контрольных  органов  те  организации,  которые  неоднократно  кардинально  изменяли  финансовое  состояние,  в  свою  очередь  которое  негативно  влияло  на  финансовый  результат.  Отбор  налогоплательщиков  —  организаций  осуществляется  на  основе  показателей  результативности  проведенного  анализа  динамики  финансового  положения,  который  позволяет  зафиксировать  динамику  их  изменений. 

Второй  категорией  можно  выделить  тех  налогоплательщиков,  у  которых  при  проведении  предыдущих  проверок  обнаружены  неоднократные  нарушения  налогового  законодательства.

 

К  следующей  категорией,  подлежащей  немедленной  проверке,  относятся  те  предприятия,  которые  систематически  уклоняются:

 

·     от  предоставления  отчетности

·     обладают  более  тремя  расчетными,  текущими  счетами.

При  обнаружении  фактов,  вызывающих  подозрения  в  подлинности  бухгалтерских  отчётов  и  налоговых  расчётов  структурные  подразделения  инспекции  производят  выезд  контрольной  проверки  этих  субъектов.

Федеральная  налоговая  служба  Российской  Федерации  разрабатывает  единое  программное  обеспечение,  внедрение  которого  позволит  систематизировать  процесс  отбора  налогоплательщиков  при  реальной  оценке  предела  их  обязательств.

Первоочередной  задачей  налогового  органа  является  постоянное  совершенствование  форм  и  методов  налогового  контроля.  Наиболее  рациональным  и  перспективным  является  увеличение  количества  проверок  соблюдения  налогового  законодательства.

 

Таким образом один из путей совершенствования налогового контроля - совершенствование налогового законодательства. В настоящее время уже устранена часть разночтений и неотработанных норм налогового законодательства и несколько упрощен механизм налогообложения. В целях совершенствования налогового контроля необходимо и далее проводить работу в этом направлении, поскольку в итоге такие меры позволят свести к минимуму вероятность случайных и непреднамеренных ошибок со стороны бухгалтеров.

Еще одним важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур контрольных проверок.

 Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:

- наличие эффективной  системы отбора налогоплательщиков  для проведения документальных  проверок, дающей возможность выбрать  наиболее оптимальное направление  использования ограниченных кадровых  и материальных ресурсов налоговой  инспекции, добиться максимальной  результативности налоговых проверок  при минимальных затратах усилий  и средств, за счет отбора для  проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых  нарушений у которых представляется  наибольшей;

- применение эффективных  форм, приемов и методов налоговых  проверок, основанных как на разработанной  налоговым ведомством единой  комплексной стандартной процедуре  организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной  базе, предоставляющей налоговым  органам широкие полномочия в  сфере налогового контроля для  воздействия на недобросовестных  налогоплательщиков;

- использование  системы оценки работы налоговых  инспекторов, позволяющей объективно  учесть результаты деятельности  каждого из них, эффективно распределить  нагрузку при планировании контрольной  работы.

Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современной России. Система отбора наиболее эффективна, так как использует два способа отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок: случайный и специальный отбор, что позволяет наиболее полно охватить документальными проверками налогоплательщиков, обеспечивает профилактику налоговых правонарушений за счет внезапности и непредвиденности контрольных проверок, проведение целенаправленной выборки налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых нарушений представляется наиболее высокой.

Первоочередной задачей налоговой инспекции является постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля. Наиболее перспективным выглядит продолжение увеличения количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами налоговой полиции.

Также действенной формой налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.

Практика показала, что весьма полезным в работе налоговых инспекций является проведение рейдов в вечернее и ночное время, также значительно увеличивается результативность контроля при применении перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов одной налоговой инспекции на территорию другой инспекции.

Выездная налоговая проверка — вид налоговой проверки. В отличие от камеральной налоговой проверки, производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции.

Существует 2 метода выездной налоговой проверки:

Информация о работе Пути улучшения налогового контроля, его роль в антикризисных мероприятиях на 2014,2015 гг