Пути совершенствования системы налогообложения коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Действовавшее до принятия главы 25 Налогового кодекса налоговое законодательство по налогу на прибыль способствовало массовому уклонению от уплаты налогов, уходу экономики «в тень», уменьшению инвестиционной активности, в конечном счете — падению конкурентоспособности российского бизнеса.
Возникла необходимость в вынесении предложения об обязательном переходе на метод начисления при определении доходов и расходов, который предусмотрен главой 25 НК РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..…2
1 ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА……4
1.1 Понятие и сущность коммерческих банков, их цели и роль…………………....4
1.2 Особенности определения доходов банков…………………………………..….8
1.3 Особенности определения расходов банков……………………………………13
1.4 Налоговая база и налоговый учет доходов и расходов банка………………....18
2 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В РФ……………………………………………………23
2.1 Проблемы налогообложения коммерческих банков и пути их решения…….23
2.2 Пути совершенствования системы налогообложения коммерческих банков .26
2.3 Механизм реализации мероприятий по оптимизации налогообложения коммерческих банков……………………………………………….………………..31
2.4 Построение системы критериев оптимальности налогообложения коммерческих банков: предпосылки и перспективы формировании......................36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..……41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧЧЧЧ.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

В связи с этим целесообразно использовать доказанные мировой практикой принципы построения эффективных налоговых систем, в частности принцип эластичности роста налоговых платежей в зависимости от уровня процентных ставок и кривую А. Лаффера. По утверждению авторов Налогового кодекса А. Починка и М. Задорнова, они исходили именно из стимулирующей функции налоговой системы, проводя концепцию снижения налогового бремени.

Снижение налогового бремени коммерческих банков в Налоговом кодексе, принятом Государственной Думой, выразилось в том, что его авторы отказались от введения налога на активы банков, вызвавшего резкую критику со стороны банковского сообщества.

 Так, со стороны Ассоциации российских банков и Ассоциации Промстройбанков России высказывалось мнение, что введение указанного налога, предусмотренного предыдущим правительственным законопроектом, приведет к тому, что увеличится количество убыточных кредитных организаций и сократится число банков вообще, так как в случае введения такого порядка налогообложения банкам придется платить налоги в бюджет даже в тех случаях, когда у них нет прибыли.

Однако, как отмечает М. Задорнов, к банкам применен метод начисления при оценке полученных доходов и произведенных расходов уже с момента введения Кодекса в действие. Это означает, что при определении налогооблагаемой базы банки будут отражать и доходы и затраты в том отчетном периоде, когда эти доходы (затраты) начисляются исходя из условий сделок по сделкам с конкретными сроками исполнения. Данный метод не следует оценивать негативно, поскольку он стимулирует банки предпринимать все меры к тому, чтобы все обязательства перед банком исполнялись в сроки, соответствующие условиям договора, т.е. исключались просрочки исполнения и неисполнения обязательств со стороны должников банка.

Введение метода начислений согласуется с поставленной выше задачей создания надежной банковской системы, которая предполагает обеспечение низкой рискованности банковской деятельности (сведение к минимуму опасности потерь при осуществлении банковской деятельности (банковских рисков)) и высокий уровень платежной дисциплины при исполнении обязательств перед банками.

На обеспечение справедливости налоговой системы направлена норма п. 4 ст. 79 Налогового кодекса о том, что сумма излишне взысканного налога возмещается налогоплательщику с начисленными на нее процентами по ставке рефинансирования Банка России. Это устраняет отмеченные выше проблемы взыскания с налоговых органов ущерба в случае необоснованного применения финансовых санкций, которые свидетельствуют о несовершенстве действующего налогового законодательства. Исходя из критического анализа нововведений, необходимо совершенствование системы налоговых отношений коммерческих банков в следующих направлениях:

  1. На государственном уровне:
    • необходимо формирование абсолютно надежной в отношении осуществления расчетов налогоплательщиков по перечислению налогов в бюджет и внебюджетные фонды банковской системы, что должно стать одной из первоочередных задач Банка России;
    • необходимо создание оптимальной системы налогообложения банков, стимулирующей их инвестиционную активность, а также создающей условия для получения большей прибыли, с которой банки будут больше отчислять в бюджет, что следует осуществлять в рамках налоговой реформы, связанной с совершенствованием налогового законодательства.
  2. На уровне коммерческих банков необходима эффективная учетная политика по всем вопросам, относящимся к сфере налоговых отношений банка, с целью избежания ошибок и как следствие этого - значительных финансовых потерь в виде санкций за нарушение налогового законодательства, а также обеспечения эффективного налогового планирования.

Для обеспечения эффективного функционирования системы налоговых отношений коммерческих банков на уровне самих коммерческих банков необходим постоянный мониторинг вопросов, относящихся к сфере налоговых отношений коммерческих банков.

 

 

2.3 Механизм реализации мероприятий по оптимизации налогообложения коммерческих банков

 

Вопрос об оптимизации налогообложения в целом и коммерческих банков в частности, является весьма актуальным в настоящее время. Повышенный интерес обусловлен не только отсутствием единой концепции взглядов на содержание процесса, но и рядом иных аспектов. К числу таковых относится механизм оптимизации налогообложения. Вполне очевидно, что содержание организационной части будет поставлено в зависимость от проводимого вида оптимизации. Как отмечается в публикациях [18], целесообразно разделять количественную и качественную оптимизацию.

Количественная оптимизация ориентирована на корректировку налоговой нагрузки, возложенной на коммерческие банки, величины налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе по средством выбора оптимальной ставки налогообложения прибыли банков, количества и размера налоговых льгот, предоставляемых банком в период осуществления ими хозяйственной деятельности и т.д. В то же время качественная оптимизация нацелена на пересмотр перечня налогов, подлежащих уплате коммерческими банками, факта предоставления/не предоставления налоговых льгот, пересмотр перечня объектов налогообложения, применяемого банками, и составов налоговых правонарушений, которые могут совершаться коммерческими банками в статусе налогоплательщика.

Таким образом, если в отношении первого вида оптимизации техника оптимизации может быть сведена к внесению, а в соответствии с принятыми и законодательно закрепленными процедурами, изменений в ранее утвержденными нормативные документы, то при качественной оптимизации от участников оптимизируемого процесс потребуются более значительные преобразования (например, кардинальные изменение НК РФ или его частей (дополнение новыми)).

Примечательно, что в настоящее время можно встретить мнения, которые прямо подтверждают существование проводимых мероприятий как количественной оптимизации, так и подготовительных мероприятий для осуществления качественной  оптимизации. Так, Д.Д. Суляева отмечает, что «в настоящее время в Российской Федерации идет непрекращающийся процесс совершенствования налогового законодательства, целью которого является создание максимально гибкого механизма налогообложения, способного реагировать на изменения экономической ситуации в государстве, и не допускать значительных отклонений, а в будущем- эффективно поддерживать баланс интересов государства и налогоплательщиков». Применительно к качественной оптимизации можно привести высказывание А. Остроухова, который предполагает, «что в недалеком будущем будет переписана часть первая Налогового кодекса» [16].

Вместе с этим, существует позиция, что «создание налоговой системы, которая бы всех устраивала, - это несбыточные фантазии». Принимая во внимание, что несмотря на очевидную взаимосвязь оптимизации налогообложения и оптимизации налоговой системы, наличие «устраивающей» всех налоговой системы отнюдь не означает соблюдение баланса интересов, который целесообразно принять в качестве основного критерия оптимизации налогообложения. Баланс в данном случае будет представлять собой некий компромисс, усредненное состояние, а для того, чтобы одну из сторон налоговых отношений «устраивала» налоговая система, ее пожелания должны быть учтены в полном объеме, а не на среднем уровне.

После определения прямой зависимости между содержанием вида оптимизации и содержанием механизма оптимизации налогообложения неизбежно возникает вопрос: при каких условиях следует проводить мероприятия количественной оптимизации, а при каких – качественной; иными словами – каковы временные периоды механизма реализации мероприятий оптимизации налогообложения коммерческих банков? В данном случае представляется наиболее корректным и рациональным на основе использования применяемого инструментария (возможно, модели) выработать принципы проведения оптимизации исходя из потребностей национальной экономики, в которых изначально будут закреплены индикаторы, отражающие условия, при которых налоговой сфере страны потребуются мероприятия качественной и (или) количественной оптимизации.

Поскольку современной методологией для интерпретации процессов с целью их теоретического анализа чаще всего используются средства моделирования, наиболее эффективным инструментом в данном случае будет построение модели оптимизации налогообложения коммерческих банков, отражающей соблюдение (несоблюдение) основного критерия – установления баланса интересов – а также учитывающий следующие особенности:

  • Необходимость применения унифицированной методики расчета показателя налоговой нагрузки;
  • Соблюдение принципа открытости информации, необходимой для построения модели (в том числе по причине применения отраслевых коэффициентов при расчете налоговой нагрузки);
  • Учет интересов все участников налоговых отношении и др.

Для применения упомянутой модели на практике следует разработать соответствующий механизм. Как отмечает О.А. Борзунова «для формирования правового и экономического механизма обеспечения исполнения налоговых обязательств хозяйствующих субъектов требуется… повышение роли Минэкономразвития РФ в управлении финансовыми рынками с помощью меры налогового стимулирования интересов и внедрения механизма оптимизации налогообложения…» [31]. Из данного высказывания представляется полностью правомерным положение о необходимости внедрения особого механизма оптимизации.

Таким образом, для наиболее эффективного внедрения в практический оборот указанной модели представляется целесообразным использовать следующий механизм (Рисунок 1)

 

 


Рисунок 1- Механизм оптимизации налогообложения коммерческих банков

  1. Научное сообщество в сфере налогообложения (специалисты государственных органов, профессиональных ассоциаций, и представители банковских операций) утверждаю один понятийный аппарат, методику расчета налоговой нагрузки, требования, предъявляемые к «балансовым» величин (показателям сумм налогов, требуемых для достижения их интересов), а также методику достижения баланса, которая должна в себя включать модель оптимизации налогообложения коммерческих банков и примерный перечень мероприятий (и условия их реализации), проводимых при работе с указанной моделью.
  2. На основе согласованной теоретической базы сторонами осуществляется сбор информации, статистических данных и т.п. для построения модели, учитывающей их интересы. Полученные результаты доводятся до других участников (как варианты передачи информации могут быть предложены ежегодно публикуемые органами государственной власти данные о прогнозах на следующие экономические периоды, а также систематическое представление налогоплательщика (их профессиональными содружествами) сведений в государственные органы (возможно, вместе с годовой отчетностью))
  3. На основе полученной информации с применением поправочных коэффициентов (статистической не точности и т.п.) стороны осуществляют корректировки своих моделей. Стороны, обладающие законодательной инициативой, проводят соответствующие мероприятия по внесению изменений в действующее законодательство о налогах и сборах.
  4. После завершения очередного периода использования модели оптимизации стороны проводят итоги и вносят корректировки в модель с целью ее применения в будущем.

Именно на последнем, четвертом, этапе будут проводиться основные «оптимизационные» мероприятия, то есть те мероприятия, которые приближают налоговые отношения и процесс налогообложения к состоянию баланса: мероприятия количественной оптимизации. Ввиду отсутствия единого мнения касательно содержания термина «оптимизация налогообложения», неизбежны споры как относительно перечня мероприятий, проводимых на четвертом этапе, так и в части самого деления на качественную и количественную оптимизацию.

Абстрагируясь от споров в отношении цели оптимизации и ее конечном влиянии на величину уплачиваемых коммерческими банками налогов.

 

 

2.4 Построение системы критериев оптимальности налогообложения коммерческих банков: предпосылки и перспективы формирования

 

Учитывая высокую степень актуальности процесса оптимизации налогообложения коммерческих банков, широко обсуждаемого в настоящее время, построение единой системы критериев оптимальности налогообложения представляется весьма перспективным направлением исследования. Для реализации данной задачи необходимо, в первую очередь, различить понятия «эффективность» и «оптимизация», а также отразить различия в подходах к выработке критериев этих двух понятий. Понятие «оптимизации» подробно рассматривалось в статье «Оптимизация налогообложения: сходство и различия во взглядах на природу процесса»[10], где неоднократно отмечалась универсальность и неоднозначность данного термина, поэтому с точки зрения возможности формулирования единообразного толкования термина больший интерес представляет понятие «эффективности». В наиболее общем виде под эффективностью подразумевают «относительный эффект, результативность процесса, операции, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение»[6], то есть, если при оптимизации ставится вопрос о том, насколько данный процесс и его практическая реализация соответствуют возможностям и интересам сторон, то при анализе эффективности – насколько сложена реализация данного процесса и действия участников налогообложения.

Как отмечается в литературе, «эффективность функционирования подсистемы налогообложения зависит от согласованности ее структурных элементов»[21]. При этом критерий эффективности не выработан. Более того, если говорить о критерии согласованности, то получается, что в качестве критерия будет выступать не какая-то конкретная величина, имеющая стоимостную оценку, а в лучшем случае соответствие сроков в организационной части процесса налогообложения. Учитывая изложенное, состав критериев эффективности и оптимальности также будет неоднороден.

Информация о работе Пути совершенствования системы налогообложения коммерческих банков