Пути оптимизации налогового бремени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налог не только важный, но и жизнеопределяющий компонент современных экономик. Цель - рассмотреть становление и развитие налоговой системы КР, выявить проблемы ее функционирования, анализ и оценка состояния налогового бремени, основные направления оптимизации налогового бремени.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………2
Глава 1. Налоговая система в Кыргызской Республике и этапы его становления…..4
1.1 Этапы становления налоговой системы КР……………………………………………4
1.2. Классификация налогов………………………………………………………………… .11
Глава 2. Анализ и оценка состояния налогового бремени в КР…………………………14
2.1. Понятие, расчет и методы оптимизации налогового бремени………………………14
2.2. Анализ налоговой емкости (бремени) в КР……………………………………………..18
Глава 3. Основные направления оптимизации налогового бремени в КР……………..23
3.1. Существующие проблемы налоговой системы…………………………………………23
3.2. Пути оптимизации налогового бремени………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая налог сист.docx

— 76.41 Кб (Скачать файл)

         Протекционная пошлина является  инструментом протекционистской  политики государства, которая  осуществляется путем установления  высоких пошлин на ввозимые  в страну товары или запрещение  ввоза товаров. В настоящее  время ГАТТ ограничил протекционизм  путем установления ограничений  на пошлины в пределах 10% от  стоимости товаров.

         Фискальная пошлина - пошлина,  вводимая правительством в целях  увеличения поступлений в госбюджет.

          Адвалорные пошлины вид таможенных  пошлин, характеризующийся тем, что  они взимаются в процентном  отношении к таможенной стоимости  товара.

Глава 2. Анализ и оценка состояния налогового бремени в КР.

2.1. Понятие, расчет и  методы оптимизации налогового  бремени.

Налоговое бремя  представляет собой показатель совокупного  воздействия налогов на экономику  страны в целом, на отдельный хозяйствующий  субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов  и платежей налогового характера.

Основные направления  применения налогового бремени состоят  в следующем:

  1. данный показатель необходим государству для разработки налоговой политики.
  2. исчисление налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятия решений хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределении инвестиций.
  3. показатель налогового бремени необходим для анализа влияния налоговой системы страны на формирование социальной политики государства.
  4. показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов.

  Исчисление  налогового бремени осуществляется  на двух уровнях: макроуровне  и микроуровне.

          Макроуровень подразумевает исчисление тяжести налогообложения всей страны в целом или налоговой нагрузки на экономику. Здесь же оценивается распределение налогового бремени между группами однородных предприятий, т.е. отраслями производства, и налоговая нагрузка всей страны. Микроуровень включает определение налоговой нагрузки на конкретные предприятия, а так же исчесления налоговой нагрузки на работника.

         Налоговое бремя на экономику, представляет собой отношение всех поступивших в стране налогов к созданному валовому внутреннему продукту. Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределённой с помощью налогов.

       Налоговое бремя на население мировая практика оценивает также на микроуровне и на макроуровне: с одной стороны, как уровень налогообложения отдельного работника, а с другой – как уровень налогообложения населения в целом. Налоговое бремя на население в целом представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднедушевому доходу населения страны, включая денежную оценку полученных им материальных благ.

   Показатель  уровня налогового бремени на  население можно рассчитать по  следующей формуле:

Бр =

где Бр – уровень налогового бремени;

 Н – все уплаченные населением налоги, включая косвенные;

Чн – численность населения страны;

Д – сумма полученных населением доходов.

        При оценки налогового бремени населения в целом необходимо исходить из суммы всех уплачиваемых населением налогов. Уровень налогового бремени населения зависит от величины налоговых изъятий, благосостояния населения и от размеров оплаты труда.

         Налоговое бремя на работника фактически равно экономической ставке подоходного налога, данный показатель используется для сравнения уровня подоходного налогообложения в разных странах.

         Так же как и на макроуровне, методика определения налогового бремени

на конкретное предприятие состоит в установлении соотношения между суммой уплачиваемых налогоплательщиком налогов и суммой полученного им дохода.

           Согласно одной из методик налоговое бремя хозяйствующих субъектов оценивается как процентное отношение всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации. Для анализа динамики налогового бремени должен быть выбран такой показатель, который отражал бы действительный, и при том единый, источник уплаты всех налогов, вносимых предприятием в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

          Поэтому следующие показатели налогового бремени основаны на сопоставлении уплачиваемых хозяйствующими субъектами налогов и источников их уплаты.

          Суть одной из существующих методик исходит из положения, что каждая группа налогов в зависимости от источника, за счёт которого они уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени.

           Общий знаменатель, к которому в соответствии с данной  методикой приводится уровень тяжести налогового бремени хозяйствующего субъекта, представляет собой прибыль предприятия.

             В данном случае используются следующие формулы определения уровня хозяйствующего субъекта:

Бр = , или    Бр = , где

 Бр – уровень  налогового бремени;

 Нп - налоги, уплачиваемые из прибыли;

 Нс – налоги, относимые на издержки производства и обращения;

  Нф – налоги, относимые на финансовые результаты деятельности;

  Нр – налоги, уплачиваемые из выручки предприятия;

  Пр – расчётная прибыль, включающая косвенные налоги и сумму затрат на производство и реализацию;

  Пч – чистая прибыль, остающаяся после уплаты налогов.

Эти показатели отражают то, какая часть расчётной прибыли  изымается у налогоплательщика  в форме налогов и каково соотношение  суммарной величины уплаченных налогов  и прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика после уплаты этих налогов.

Следующий метод  количественной оценки налогового бремени  хозяйствующего субъекта определяется как соотношение созданной им и отдаваемой государству добавленной стоимости. Добавленная стоимость по своей сути является доходом предприятия и достаточно универсальным источником уплаты всех налогов. Этот показатель позволяет как бы усреднить оценку налогового бремени для различных типов производств и обеспечивает таким образом сопоставимость данного показателя для различных экономических структур.

Используется следующая  формула:

Бр =   ,где

Н – сумма уплаченных фактически налогов, за исключением  налога на доходы физических лиц;

Дс – добавленная стоимость.

         При этом необходимо также иметь в виду, что показатель налогового изъятия, определяемый в целом по налоговой системе, страдает весьма серьёзным недостатком, заключающимся в том, что он определяет уровень налогового гнёта среднего статистического налогоплательщика, не учитывая индивидуальных особенностей налогоплательщика. Но вместе с тем этот показатель необходим, так как налоги устанавливает и оно должно учитывать этот средний показатель.

           Мировой опыт показывает, что при увеличении налоговой нагрузки на налогоплательщика, эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, но затем начинает резко снижаться. При этом потери бюджетной системы становятся невосполнимыми, так как определённая часть налогоплательщиков или разоряется, или сворачивает производство, другая часть находит как законные, так и незаконные пути  минимизации установленных и подлежащих к уплате налогов. При снижении налогового бремени в дальнейшем для восстановления нарушенного производства потребуются годы.

          В последние годы снижение налогового бремени на экономику составляло около 1% к ВВП ежегодно, примерно в таких же параметрах предполагается снижение налогового бремени в 2006-2008 годах. Налоговая система Кыргызстана находится на завершающем этапе своего реформирования – основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, были осуществлены в 2001-2004 годах. Важнейшим результатом налоговой реформы стало снижение налоговой нагрузки на экономику.

           Практика использования описанных методов расчёта налогового бремени показывает, что в чистом виде ни одна из них не даёт объективной картины напряженности налоговых обязательств. Только комбинация разных показателей приближает к адекватной оценке налогового бремени.

          Проблема снижения налогового бремени в кыргызской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы, в том числе за счёт отмены льгот, вовлечением в сферу уплаты теневого бизнеса, дальнейшем укреплением налоговой и финансовой дисциплины. Создание благоприятных налоговых условий для функционирования легальной экономики, законопослушных налогоплательщиков целиком и полностью зависит от решения этих проблем. Поэтому необходимо, чтобы Налоговый кодекс КР, после принятия его глав кардинально изменил ситуацию с реальным снижением налогового бремени для налогоплательщиков.

2.2. Анализ налоговой емкости  (бремени) в КР.

          В условиях современной экономической действительности, когда конкуренция за привлечение свободных финансовых ресурсов становится все острее, создание благоприятного инвестиционного климата приобретает большое практическое значение. Одной из характерных особенностей инвестиций является их селективность или выборочность. Эта особенность связана с тем, что рынок капитала складывается в пользу инвестора, так как возможности потребителя по накоплению финансовых ресурсов ограничены. Те страны и регионы, которые остро нуждаются в финансовых вложениях, вынуждены задействовать все имеющиеся у них средства и возможности. К ним относятся государства с развивающейся экономикой, а в рамках государства – экономически отстающие от общего уровня развития страны регионы.

         Капитал в первую очередь направляется в зоны высокой прибыльности, потому привлекательные «зоны» вынуждены конкурировать за привлечение инвестиций. В этой борьбе немаловажная роль принадлежит действующей в регионе налоговой системе. Следует заметить, что налоговый аспект не является единственной составляющей формирования инвестиционного климата, но роль его весьма значительна. Именно уровень налогового бремени будет определять конечный результат деятельности инвестора – возможность получения стабильной прибыли. При выборе объекта инвестирования необходимо проанализировать уровень налогового бремени, сложившийся на территории размещения потенциального объекта.

            Закономерен вопрос: как рассчитать налоговое бремя. В настоящее время отсутствует единый подход к методике оценки налогового бремени. Основные рекомендации ученых относительно его расчета можно классифицировать по следующим признакам:

1) определение  перечня налогов для использования  в расчетах;

2) определение  интегрального показателя, на основе  которого наиболее достоверно  можно оценить удельный вес  налогового бремени;

3) создание  универсальной методики, позволяющей  сравнивать тяжесть налогообложения  вне зависимости от отраслевых  и иных особенностей.

          Исходя из состояния проблемы оценки налогового бремени, предложим следующее виденье вопроса в отношении некоторых дискуссионных вопросов. Это позволит сформулировать обобщенный подход к разработке универсальной методики.

          При определении перечня налоговых платежей целесообразно учитывать только те налоги и сборы, которые предприятие уплачивает в связи с выполнением обязанностей налогоплательщика. Что же касается налогов, уплачиваемых в связи с выполнением обязанностей налогового агента, то они учитываться не будут. Например, сумма налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), перечисляемая предприятием за своих работников, не повлияет на тяжесть налогового бремени. Увеличение или уменьшение налоговой ставки НДФЛ, налоговых льгот и т.д. отразится на доходах самих работников, но не на финансовых результатах предприятия.

         В определенной степени данное обстоятельство касается и использования в расчетах НДС. Бремя косвенных налогов реально ложится на конечного потребителя, который приобретает готовый к производительному или индивидуальному потреблению готовый конечный продукт. Их изменение «теоретически» не влияет на величину финансовых результатов хозяйствующего субъекта, поэтому при отмене данного налога величина прибыли не должна увеличиться. Однако на практике снижение налоговой ставки по НДС автоматически не приводит к снижению цен на товары (работы, услуги). Можно предположить, что при отмене НДС выручка предприятия и соответственно затраты не изменятся, а прибыль увеличится на разницу между начисленным и «входящим» НДС.            Отмеченное позволяет сделать вывод, что косвенные налоги, как и прямые, влияют на финансовое состояние, и, следовательно, учитывать их действие необходимо.

         Универсальность методики расчета налогового бремени предполагает наличие интегрального показателя, который бы не зависел от специфики деятельности предприятия, а его использование позволяло бы иметь достоверную картину. Считается, что выручка является основным показателем объемов деятельности хозяйствующего субъекта, но выступать в качестве интегрального показателя она не может. Это обусловлено структурой показателя выручка, которая в развернутом виде имеет вид:

Информация о работе Пути оптимизации налогового бремени