Проблема и перспективы налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
1. изучить исторический аспект становления налоговой системы в России;
2. охарактеризовать основные принципы построения налоговой системы;
3. анализ текущего состояния налоговой системы РФ;
4. выявить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;
5. оценить перспективы развития налоговой системы РФ.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
.1 История становления налоговой системы в России
.2 Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы Российской Федерации
Глава 2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
.1 Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации
.2 Структура действующей налоговой системы в РФ
2.3 Анализ налоговых поступлений Российской Федерации в 2010-2012 гг.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
.1 Проблемы современной налоговой системы РФ
.2 Государственные меры совершенствования налоговой системы РФ на 2011-2013 гг.
.3 Предложения по совершенствованию налоговой системы
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система РФ.docx

— 65.56 Кб (Скачать файл)

В январе-феврале 2012г. поступление  налога на добычу полезных ископаемых составило 404,0 млрд.рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 40,6%. Доля поступлений налога на добычу нефти составила 87,7% и уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 1,9 процентного пункта. В феврале 2012г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 214,3 млрд.рублей, что на 12,9% больше по сравнению с предыдущим месяцем.

На основе данных государственной  статистики по динамике задолженности  по налогам и сборам (Приложение 5) можно видеть, что общая задолженность  постепенно снижает. И если по данным на 1 апреля 2010 она составляла - 775,5 млрд. руб., то уже 1 января 2012 - 675,3. Таким образом, общая сумма задолженности по налогам и сборам за период с 1 апреля 2010 года по 1 января сократилась на 13%.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность  по налогам и сборам, учитываемая  с момента ее возникновения (без  учета задолженности по единому  социальному налогу, уплате пеней  и налоговых санкций), в консолидированный  бюджет Российской Федерации на 1 марта 2012г. составила 689,4 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2012г. она увеличилась на 2,1%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых - на 7,1%, налогу на добавленную стоимость - на 5,9%, налогу на прибыль организаций - на 2,2%, акцизам в целом - на 1,6%.

Задолженность по уплате пеней  и налоговых санкций (штрафов) на 1 марта 2012г. составила 321,3 млрд.рублей и сократилась по сравнению с 1 января 2012г. на 2,4%.

Проанализировав налоговые  поступления за последние три  года, мы можем увидеть, что экономика  страны в целом показывает рост. Одной из основных причин такого подъема  является совершенствование налоговой  политики страны, в том числе и  в части сокращения задолженности по начисленным налогам и сборам.

Можно сделать вывод, что  эффективность налогообложения  определяется соотношением налоговых  поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том  числе и в отношении к каждому  конкретному налогу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА И ПЕРСПЕКТИВЫ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

 

3.1 Проблемы современной налоговой системы РФ

 

Налоги являются основным регулятором всего воспроизводственного процесса, влияя на пропорции, темпы  и условия функционирования экономики.

Можно выделить три направления  налоговой политики государства:

·политика максимизации налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно»;

·политика установления разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства  путем обеспечения благоприятного налогового климата;

·политика, предусматривающая  достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите населения.

В странах с развитой экономикой преобладают два последних направления. Для России характерен первый, фискальный тип налоговой политики, при котором  государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов  не сопровождается ростом государственных  доходов.

К основным проблемам отечественной  налоговой системы можно отнести  следующие:

- Нестабильность налоговой политики.

- Чрезмерное налоговое бремя, возложенное на налогоплательщика.

- Низкий уровень собираемости налогов и высокая неплатежеспособность предприятий.

- Чрезмерное распространение налоговых льгот, что приводит к огромным потерям бюджета (правда, в последние годы многие из них были отменены).

- Отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики.

6. Эффект инфляционного  налогообложения. В условиях инфляции  капитал <#"justify">Главная проблема Налогового кодекса РФ, как представляется, заключается в том, что он не раскрывает комплексный характер налоговых отношений как специальных властных отношений, возникающих в процессе налогообложения.

Есть и другие нерешенные проблемы современного налогового законодательства в России:

- вводимые налоги не подкрепляются экономико-правовой документацией; нет ссылок на конституционные основы установления того или иного налога; нет связи бюджетных интересов и интересов налогоплательщика;

- понятие цели налога как инструмента финансового обеспечения деятельности государства официально не прокомментировано, и в практике бюджетного распределения финансирования социальных интересов гражданина осуществляется оп остаточному методу;

- среди функций налогообложения на первый план выходит фискальная (по ст. 8 НК РФ).

Большой резерв для налогообложения  сосредоточен в теневой экономике. Но капиталам, укрытым от налогообложения, и при желании владельцев крайне сложно вернуться в легальную  производственную сферу: крупные инвестиции могут привлечь внимание налоговых  органов к источнику средств. Поэтому капиталы, единожды попавшие в теневой оборот, так в нем  и остаются или вывозятся за границу.

 

3.2 Государственные меры совершенствования налоговой системы РФ на 2011-2013 гг.

 

В целом, можно выделить три  блока направлений налоговой  политики:

- Налоговое стимулирование инновационной деятельности.

- Меры, принимаемые в отношении отдельных налогов.

- Налоговое администрирование.

По стимулированию инновационной  деятельности предусматривается:

·снижение до 2015 г, а для  отдельных категорий плательщиков до 2020 г, совокупной ставки страховых  взносов до 14 проц в пределах страхуемого годового заработка /уплата взносов по полной ставке для этих плательщиков будет осуществляться за счет федерального бюджета/. При этом для организаций средств массовой информации планируется установить специальный переходный период роста совокупной ставки страховых взносов с выходом на предельную величину - 34 проц - в 2015 г;

·изменение подходов к  классификации основных средств  на группы и определению норм амортизации  для этих групп;

·уточнение порядка учета  расходов на научные исследования и /или/ опытно-конструкторские разработки /закрепление единого по всем видам  работ порядка ведения налогового учета расходов на НИОКР, который не должен содержать неясностей и противоречий/;

·создание резервов предстоящих  расходов организаций на НИОКР;

·сокращение перечня документов, необходимых для подтверждения  правомерности нулевой ставки налога на добавленную стоимость при  экспортных операциях;

·освобождение от налогообложения  налогом на имущество организаций  энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции;

·создание благоприятных  условий налогового администрирования  для инновационных компаний, включая  создание специальных налоговых  инспекций и снижение периодичности  и сроков проведения проверок;

·передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного  налогового кредита по налогу на прибыль  организаций и налогу на имущество  организаций субъектам РФ и увеличение его размера;

·совершенствование налогообложения  организаций, осуществляющих деятельность в социально-значимых областях;

·введение специального налогового режима для организаций-участников технопарка "Сколково".

По налогу на прибыль организаций  предусматривается:

·сокращение возможностей минимизации  налогообложения, в частности, установление с 2011 г особого порядка переноса убытков при реорганизации организаций, предусматривающего ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка реорганизуемых организаций;

·решение вопроса нормативного регулирования отнесения процентов  по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой  базы по налогу на прибыль;

·установление порядка налогообложения  экономической выгоды при предоставлении беспроцентных займов, кредитов, векселей и т.п.;

·совершенствование механизма  учета для целей налогообложения  расходов организаций на освоение природных  ресурсов;

·уточнение порядка налогообложения  прибыли налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств  и хозяйств;

·повышение с 3 млн до 10 млн руб объема доходов от реализации, при получении которого организации уплачивают только квартальные /а не месячные/ авансовые платежи.

По налогу на добавленную  стоимость предусматривается:

·уточнение порядка оформления счетов-фактур, внесения в них уточнений  и возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями;

·уточнение порядка восстановления сумм налога на добавленную стоимость  по строительно-монтажным работам, проведенных на объектах, которые  стали использоваться для осуществления  операций, не подлежащих налогообложению, а также в случае выбытия товаров, в том числе основных средств, не связанного с операциями по реализации;

·уточнение порядка применения нулевой ставки при реализации товаров  в соответствии с таможенными  режимами экспорта и перемещения  припасов в случае поступления выручки  от реализации указанных товаров (припасов) от третьих лиц;

·уточнение порядка освобождения от налога на добавленную стоимость услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки спортивно-зрелищных мероприятий.

По акцизам предусматривается:

·изменение порядка исчисления и уплаты акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

·уточнение размеров индексации на 2011 и 2012 гг, индексация ставок акцизов на 2013 г с учетом планируемого уровня инфляции. При этом опережающими темпами по сравнению с другими подакцизными товарами будут проиндексированы ставки акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию.

По введению налога на недвижимость предусматривается подготовка на основании  анализа результатов работ по проведению кадастровой оценки недвижимости и формированию кадастра недвижимости в 2010-2012 гг к внесению изменений в Налоговый кодекс РФ, которыми предполагается постепенный переход к этому налогу взамен действующего налога на имущество организаций и земельного налога, а также предельные сроки такого перехода.

По налогообложению имущества (в том числе земельных участков) предусматривается: возложение обязанности  по уплате налога на имущество организаций  и земельного налога в отношении  имущества (в том числе земельных  участков) паевого инвестиционного  фонда на управляющие компании; установление порядка исчисления земельного налога при использовании земель сельхозназначения не по назначению с коэффициентом 4 к основной ставке налога по этим землям; сокращение установленных на федеральном уровне льгот по указанным налогам.

По налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемому при добыче углеводородного сырья (нефти и  природного газа), а также при  добыче твердых полезных ископаемых предусматривается:

·проведение оценки целесообразности введения ставки НДПИ на нефть в  размере 0 руб на определенный срок при добыче нефти на новых месторождениях севера Ямало-Ненецкого округа по аналогии с месторождениями Восточной Сибири;

·изменение порядка налогообложения  НДПИ природного газа, закачиваемого  обратно в пласт для поддержания  пластового давления;

·проведение анализа целесообразности установления понижающих коэффициентов  к ставке НДПИ при добыче нефти  на новых участках недр с незначительными  запасами;

·продолжение работы по созданию налоговых стимулов для утилизации попутного нефтяного газа, а также  по определению оптимального размера  ставки НДПИ, взимаемого при добыче природного газа с учетом динамики цен на газ;

·продолжение создания механизма  перехода в долгосрочной перспективе  на налогообложение добычи природных  ресурсов на основе результатов финансово-хозяйственной  деятельности (налог на добавочный доход);

·продолжение работы по максимально  широкому использованию специфических  налоговых ставок при добыче твердых  полезных ископаемых (в первую очередь, каменного угля, торфа, солей и  т д).

По водному налогу предусматривается  индексация размера ставок налога с  учетом значительного роста тарифов  на воду, отпускаемую потребителям.

По специальным налоговым  режимам предусматривается совершенствование  упрощенной системы налогообложения  на основе патента; сокращение применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности во избежание конкуренции с упрощенной системой налогообложения на основе патента.

По налоговому администрированию  предусматривается:

·совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения;

·введение в законодательство о налогах и сборах института  консолидированных групп налогоплательщиков и особого порядка исчисления налога на прибыль организаций для  участников таких групп;

·совершенствование порядка  учета налогоплательщиков;

·расширение электронного документооборота в налоговой сфере, включая уплату налогов и сборов с использованием электронных платежных средств, внедрение системы электронных  счетов-фактур, передачу документов в  электронном виде банкам, органам  исполнительной власти, местным администрациям и другим организациям;

·ограничение применения льгот, предусмотренных действующими международными договорами об избежание  двойного налогообложения;

Информация о работе Проблема и перспективы налоговой системы РФ