Применение государственной пошлины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 00:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что рыночные реформы, проводимые в нашей стране, осуществленные изменения в правовой системе Российской Федерации, продиктованные курсом на создание правового государства, привели к возрастанию роли государственной пошлины в налоговой системе.
Так большинство сборов (за исключением сбора за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов) с 1 января 2005 года взимаются в соответствии с главой 25.3 НК РФ в качестве госпошлины. При этом в некоторых случаях размеры платежей увеличились.

Содержание

Введение 3
1.Экономическое содержание государственной пошлины 5
1.1 Понятие и виды государственной пошлины 5
1.2 Плательщики и сроки уплаты государственной пошлины9
2. Размеры государственной пошлины 14
3. Применение государственной пошлины 34
3.1 Льготы при уплате государственной пошлины 34
3.2 Возврат или зачет государственной пошлины, поступление 47
Заключение 56
Список использованных источников 59

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_nalogi_marina.docx

— 219.02 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                  3

1.Экономическое содержание государственной пошлины                               5

1.1 Понятие и виды государственной пошлины                                                  5

1.2 Плательщики и сроки уплаты государственной пошлины                          9

2. Размеры государственной пошлины                                                                14

3. Применение государственной пошлины                                                         34

3.1 Льготы при уплате государственной пошлины                                           34

3.2 Возврат или зачет государственной пошлины, поступление                      47

 Заключение                                                                                                            56                                                                           

Список использованных источников                                                                   59                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сбор, взимаемый с лиц, плательщиков, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий – так определяет термин «государственная пошлина» статья 333.16 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что рыночные реформы, проводимые в нашей стране, осуществленные изменения в правовой системе Российской Федерации, продиктованные курсом на создание правового государства, привели к возрастанию роли государственной пошлины в налоговой системе. 

Так большинство сборов (за исключением сбора за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов) с 1 января 2005 года взимаются в соответствии с главой 25.3 НК РФ в качестве госпошлины. При этом в некоторых случаях размеры платежей увеличились.

Новая глава 25.3 «Государственная пошлина» введена в НК РФ Федеральным законом от 2 ноября 2004 г . № 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» и вступила в силу с 1 января 2005 года. С этой даты размер и порядок уплаты обязательных платежей при обращении в суды, нотариат, государственные органы за получением разрешений (лицензий) или регистрацией устанавливается этой главой.

Таким образом, исследование института государственной пошлины представляется весьма интересным с научной точки зрения, а именно исследовать экономическое содержание государственной пошлины, выявить и изучить виды государственной пошлины, проследить порядок применения государственной пошлины.

Объектом изучения является государственная пошлина. Предмет изучения – назначение госпошлины, механизм её исчисления и уплаты.

Основной целью работы является раскрытие понятия государственной пошлины и её роли в налоговой системе Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Исследовать экономическое содержание государственной пошлины.
  2. Выявить и изучить виды государственной пошлины.
  3. Составить таблицу ставок государственной пошлины.
  4. Проследить порядок применения государственной пошлины.
  5. Поступление государственной пошлины за 2009-2011гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическое содержание  государственной пошлины

1.1 Понятие и виды государственной пошлины.

Особое внимание к институту государственной пошлины проявилось в конце 70-х годов, когда Президиум Верховного Совета СССР издал Указ от 29 июня 1979 г., регулирующий порядок взимания госпошлины. С этого времени институт госпошлины совершенствовался и модернизировался. Серьезные изменения по ставкам государственной пошлины были внесены 25 октября 1989 года Постановлением Совета Министров СССР.

В 1991 году на территории Российской Федерации вступил в силу Закон РФ от 09.12.91 №2005-1 «О государственной пошлине». В данном Законе было дано определение государственной пошлины и закреплены ее основные элементы: плательщики, объекты взимания, ставки, порядок и сроки уплаты.

В соответствии с этим Законом под государственной пошлиной понимается установленный обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Таким образом, сущность государственных пошлин заключается в том, что органы государственной власти Российской Федерации, их центральные и местные учреждения по роду своей деятельности обязаны оказывать ряд услуг юридическим и физическим лицам за плату в порядке взимания установленной законом государственной пошлины.

Нормы, регулирующие порядок взимания государственной пошлины, также содержались и содержатся и в других законодательных актах: в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР, РФ; Основах законодательства РФ о нотариате, Федеральном конституционном законе «О Конституционном суде РФ»; Арбитражном процессуальном кодексе, и других законодательных актах. Государственная налоговая служба РФ по согласованию с Министерством финансов РФ издала инструкцию по применению Закона РФ «О государственной пошлине». В соответствии со ст. 25 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» этот документ носил методический характер и не содержит новой правовой нормы (т.е. не является источником права). Разъяснения положений законодательства о государственной пошлине содержались в письмах Госналогслужбы РФ от 30.08.96 №08-3-10, Министерства финансов РФ от 27.11.96 №04-04-10, Высшего Арбитражного суда РФ от 05.05.96 №2 и др.

Но Закон РФ «О государственной пошлине» долгое время являлся основным нормативным актом, регулирующим этот вопрос, поскольку в нем были закреплены элементы государственной пошлины: плательщики, объекты взимания, ставки, порядок и сроки уплаты.

2 ноября 2004 г. был принят Федеральный закон №127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. - 2004. Согласно ст. 2 этого Закона раздел VIII НК РФ дополнен главой 25.3 «Государственная пошлина». С 1 января 2005 года данная глава вступила в силу.

Законодательство рассматривает государственную пошлину как сбор, взимаемый уполномоченными на то органами или должностными лицами за совершение юридически значимых действий, в том числе выдачу документов, их копий и дубликатов.

При этом в НК РФ предусмотрено, что государственная пошлина взимается при обращении плательщика сбора исключительно в государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы и к должностным лицам, которые уполномочены федеральными или региональными законами, или же нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Можно выделить следующие основные черты государственной пошлины, которые раскрывают её назначение:

1.обязательный и возмездный  характер, так как она выступает  в качестве обязательной компенсации  за оказание юридическим и  физическим лицам конкретных  государственных услуг;

2.определённый регулятивный  характер, так как она выступает  в качестве особого инструмента  для управления спросом и предложением  на государственные услуги;

3.фискальный характер, так  как она обеспечивает бюджетам  определённый доход от установления  монополии государства на отдельные  виды услуг;

4.учитывается в составе  налоговых доходов бюджетов различных уровней.

Поскольку государственная пошлина является сбором, включенным в российскую налоговую систему, то на порядок её исчисления и уплаты в бюджет распространяются все положения, установленные в НК РФ. При этом необходимо подчеркнуть, что госпошлина была включена в налоговую систему с первых лет её формирования, несмотря на то, что из системы налогов за непродолжительную историю были исключены или переведены в категорию неналоговых платежей многочисленные налоги и сборы[8].

Все уплачиваемые государственные пошлины можно разделить по различным видам.

 Во-первых, их можно  разделить по объекту обложения  на две группы:

1.плата за получение  различных документов;

2.плата за выполнение  услуг нотариального, судебного  характера.

Во-вторых, по способу взимания государственная пошлина может быть простой, пропорциональной и смешенной.

В-третьих, можно разделить государственную пошлину по срокам уплаты:

1.до совершения юридически  значимых действий, предусмотренных  законодательством;

2.после совершения юридически  значимого действия, предусмотренного  законодательством.

В-четвёртых, государственную пошлину можно разделить по видам оплаты. Здесь выделяют оплату в наличной и безналичной форме.

В-пятых, государственную пошлину необходимо разделить по видам плательщиков:

1.плательщики, которые уплачивают  государственную пошлину в полном  объёме в порядке, установленном  НК РФ;

2.плательщики, имеющие право  в соответствии с законодательством  РФ получить отсрочку или рассрочку  платежа;

3.плательщики, имеющие право  на уменьшение размера государственной  пошлины;

4.плательщики, полностью  освобождаемые от уплаты государственной  пошлины;

5. плательщики, имеющие право  на частичное освобождение от  уплаты государственной пошлины.

Таким образом, государственная пошлина имеет индивидуально возмездную природу, её уплата является основанием для осуществления указанными выше органами и должностными лицами соответствующих юридически значимых действий, в которых нуждаются плательщики пошлины.

1.2Плательщики и сроки уплаты государственной пошлины

Как и любой другой налог или сбор, уплачиваемый в российской Федерации, государственная пошлина имеет своих плательщиков. Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица в случае, если они:

  • обращаются за совершением юридически значимых действий;
  • выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

В связи с широким толкованием действий, подлежащих обложений пошлины, законодательство установлен достаточно большой (закрытый) перечень объектов взимания пошлины.

Объектами государственной пошлины признаются различные юридические значимые действия, совершенные органами государства (должностными лицами) в отношении плательщиков и выдаваемых ему документов[3].

В частности, государственная пошлина уплачивается за:

  • Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный суд РФ;
  • Совершения нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений РФ;
  • Государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;
  • Государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц;
  • Выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;
  • Рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а так же за совершение других юридически значимых действий, определяемых Законом и т.д.

Размеры (ставки) государственной пошлины установлены законодательством отдельно за каждый вид действий, совершаемых в отношении плательщиков и выдаваемых ему документов.

Государственная пошлина выплачивается в рублях в наличном и безналичном порядке через банк. В наличном порядке факт произведенной уплаты налогоплательщиком подтверждается квитанцией установленной формой, выдаваемый плательщику банка, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в которой производилась оплата. В безналичном порядке – платежным поручением с отметкой банка о его исполнении[6].

Размер государственной пошлины устанавливается в твердых ставках (простая государственная пошлина) или в процентах к сумме, указанной в документе (пропорциональная и прогрессивная государственная пошлина). Пропорциональная ставка государственной пошлины устанавливается в едином проценте от суммы договора, иска, размера наследственной массы и т.д.

Ставка может расти по мере увеличения размера объекта взимания государственной пошлины (прогрессивная государственная пошлина). В отношении исковых заявлений имущественного характера, рассматриваемых в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, применяется сложная прогрессия: объект взимания государственной пошлины (сумма иска) делится на части (ступени), каждая из которых облагается своей ставкой, так что повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а только к части, превышающей предыдущую ступень.

Информация о работе Применение государственной пошлины