Привлечение к мероприятиям налогового контроля третьих лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:28, контрольная работа

Краткое описание

Налоговая проверка является формой проведения налогового контроля за правильностью начисления и своевременностью перечисления налогов и сборов, возложенных законодательством на налогоплательщика.
Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются весьма актуальными. Ни один субъект предпринимательской деятельности не застрахован от налоговой проверки.

Вложенные файлы: 1 файл

1801 Контр. Привл. к мероприятиям нал. контр. третьих лиц МИУ 2013.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоговая проверка является формой проведения налогового контроля за правильностью начисления и своевременностью перечисления налогов  и сборов, возложенных законодательством на налогоплательщика.

Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются весьма актуальными. Ни один субъект предпринимательской деятельности не застрахован от налоговой проверки.

Судебная практика показывает, что суд при рассмотрении спора между налогоплательщиком и налоговым органом, в том числе и по вопросам относительно результатов налоговых проверок, в большинстве случаев выносит решение в пользу налогоплательщика.

Любой налогоплательщик (организация, предприятие, учреждение), должен знать правила и порядок проведения проверок, оформления ее результатов, права и обязанности сторон (налогоплательщика и налогового (проверяющего) органа). Тогда ее проведение может и не оказаться таким неожиданным и непредвиденным, а результаты ее проведения такими страшными и совсем не такими, какими их нужно представить налоговому органу.

Порядок проведения налоговых проверок определяется нормами  Налогового кодекса Российской Федерации. Знание его норм позволяет налогоплательщикам не только видеть ошибки инспекторов, но и эффективно защищать свои права, нарушенные вследствие таких ошибок.

Целью контрольной  работы является привлечение к мероприятиям налогового контроля третьих лиц - участие в налоговой проверке свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков, понятых в действиях по осуществлению налогового контроля.

 

 

 

1 НАЛОГОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА

 

Дополнительные  мероприятия налогового контроля назначаются  и проводятся в соответствии с  нормами главы 14 Налогового кодекса  Российской Федерации (НК РФ). В рамках проведения дополнительных мероприятий допускается проверка представленных документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, проведение экспертизы, получение от налогоплательщика и свидетелей пояснений по обстоятельствам, имеющим значение для осуществления налогового контроля.

 

1.1 Порядок назначения и проведения налоговой экспертизы

 

Порядок назначения и проведения налоговой экспертизы предусмотрен ст. 95 НК РФ.

Проведение  налоговой экспертизы или привлечение  для участия в выездной налоговой проверке эксперта вызвано тем, что в ходе налоговой проверки могут возникнуть вопросы, для разъяснения которых необходимы специальные знания или навыки в науке, искусстве, технике, ремесле или иной сфере.

Решение о необходимости  привлечения эксперта для участия в налоговой проверке принимается должностным лицом, проводящим выездную налоговую проверку, исходя из характера и сложности обстоятельств, подлежащих исследованию, уровня их существенности и целесообразности для выполнения задач налоговой проверки.

Налоговая экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего  выездную налоговую проверку. В постановлении  приводятся краткое изложение обстоятельств, явившихся основанием для назначения налоговой экспертизы,

Ф.И.О. эксперта (если договор на оказание экспертных услуг заключен с организацией, то указывается наименование организации, в которой должна быть произведена налоговая экспертиза), вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы налоговой проверки, относящиеся к предмету экспертизы.

Налоговая экспертиза производится экспертами соответствующих  учреждений либо иными специалистами, обладающими специальными знаниями в соответствующей области. Привлечение  лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе.1

Статья 95 НК РФ определяет договор как необходимое  условие для привлечения лица к участию в выездной налоговой  проверке в качестве эксперта, имея в виду гражданско-правовой договор  об оказании услуг, заключаемый налоговым  органом либо непосредственно с экспертом, либо с экспертным учреждением, которое обязуется провести налоговую экспертизу силами специалистов, состоящих с ним в трудовых или иных правовых отношениях.

Договор определяет права и обязанности сторон в  связи с проведением налоговой экспертизы: предмет налоговой экспертизы, сроки ее проведения, перечень вопросов, поставленных перед экспертом, предоставленные материалы, используемое оборудование, стоимость работ, порядок расчетов, а также другие вопросы. В договоре фиксируются также условия об оплате труда эксперта.

Экспертам возмещаются  понесенные ими в связи с явкой  в налоговый орган расходы  на проезд, наем жилого помещения, выплачиваются  суточные. Эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению  налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей.

1.2 Организация налоговой экспертизы

 

Перед началом  проведения налоговой экспертизы должностное  лицо налогового органа, которое вынесло  постановление о ее назначении, должно ознакомить эксперта (если экспертиза, назначенная у проверяемого налогоплательщика, будет проводиться в организации, - эксперта - сотрудника организации, в которой будет проводиться налоговая экспертиза) с его правами и обязанностями, установленными п. 4, 5 и 8 ст. 95 НК РФ, и предупредить его об установленной ст. 129 Кодекса ответственности за отказ от участия в проведении налоговой проверки или дачу заведомо ложного заключения, а также предупредить о том, что в соответствии с п. 4 ст. 102 Н К РФ утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Должностное лицо налогового органа, которое вынесло  постановление о назначении налоговой  экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, предусмотренные п. 7 ст. 95 НК РФ, о чем составляется протокол, который подписывается должностным лицом налогового органа и руководителем проверяемой организации (лицом, его замещающим) или индивидуальным предпринимателем, с указанием даты ознакомления.

Привлекаемые  эксперт либо эксперты, состоящие  в трудовых или иных правовых отношениях с экспертным учреждением, которое  обязуется провести налоговую экспертизу, должны иметь соответствующую квалификацию, подтвержденную надлежащими документами (квалификационный аттестат, диплом и т.д.), и соответствующую лицензию.

Вопросы, поставленные перед экспертом, не должны выходить за пределы его специальных познаний и должны быть четко определенными и конкретными, а перечень их - полным. При необходимости формулировки вышеуказанных вопросов могут быть уточнены на основе консультаций с экспертом.

Не допускается  назначение налоговой экспертизы по вопросам бухгалтерского учета, законодательства о налогах и сборах и другим вопросам, познаниями по которым должны обладать проверяющие или иные специалисты налогового органа.

Эксперт не вправе вдаваться в решение вопросов правового характера (например, имело  место налоговое правонарушение или нет, допущены ли нарушения порядка налоговых учета и отчетности и т.д.). Если же такие вопросы были перед ним поставлены и он их все-таки решал, то его ответы не могут иметь какого-либо доказательственного значения.

Материалы для  проведения налоговой экспертизы должны быть предоставлены в распоряжение эксперта лицом, проводящим налоговую проверку. Эксперт не вправе самостоятельно получать у проверяемого лица или иных лиц требующиеся ему для исследования документы или предметы, поскольку согласно п. 1 ст. 31 НК РФ правом требования от налогоплательщика или налогового агента документов, служащих основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснений обладают только налоговые органы.

 

1.3 Права проверяемых лиц при назначении и производстве налоговой экспертизы

 

Проверяемое лицо при назначении и производстве налоговой  экспертизы имеет право:

  • заявить отвод эксперту;
  • просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
  • представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
  • присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
  • знакомиться с заключением эксперта;
  • просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы;
  • давать свои объяснения эксперту и заявлять возражения.

В случаях удовлетворения таких ходатайств проверяемого лица должностное лицо налогового органа изменяет или дополняет свое постановление  о назначении налоговой экспертизы, поручает проведение экспертизы другому  эксперту, а если имеются основания, предусмотренные п. 10 ст. 95 НК РФ, - назначает дополнительную или повторную экспертизу.

При отказе в  удовлетворении ходатайств проверяемого лица должностное лицо налогового органа делает соответствующую отметку  в протоколе ознакомления с постановлением о назначении налоговой экспертизы, с которой вправе ознакомиться лицо, подавшее ходатайство.

Объяснения, возражения и ходатайства проверяемого лица, представленные в связи с налоговой  экспертизой, приобщаются к материалам выездной налоговой проверки.

 

1.4 Оформление заключения экспертизы

 

По результатам  проведенной налоговой экспертизы эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные по результатам  этих исследований выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы.

Если эксперт  при производстве налоговой экспертизы установит имеющие отношение  к предмету налоговой экспертизы обстоятельства, по поводу которых  ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Эксперт может  отказаться от дачи заключения, если предоставленные  ему материалы, относящиеся к  предмету налоговой экспертизы, являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения налоговой экспертизы. Отказ отдачи заключения оформляется в виде письменного сообщения о невозможности дать заключение.

Если в заключении эксперта содержатся выводы, выходящие  за пределы его компетенции, соответствующая  часть заключения должна рассматриваться как не имеющая доказательственного значения.

В соответствии с п. 9 ст. 95 НК РФ заключение эксперта или его сообщение о невозможности  дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы. Текст соответствующего заключения приобщается к материалам выездной налоговой проверки.

Дополнительная  экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения, а повторная - в случае необоснованности заключения эксперта или наличия сомнений в его правильности. Дополнительную экспертизу может выполнить тот же или другой эксперт, повторная поручается только другому эксперту.

Дополнительная и повторная экспертизы назначаются с соблюдением требований, предусмотренных ст. 95 Н К РФ.2

 

 

 

 

2. ПРИВЛЕЧЕНИЕ К УЧАСТИЮ В НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ ПЕРЕВОДЧИКОВ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СВИДЕТЕЛЕЙ

 

В случае выявления  выездной проверкой фактов налоговых  правонарушений проверяющими должны быть приняты необходимые меры по формированию доказательственной базы по этим фактам и обеспечению их документального подтверждения (выемка документов, опросы свидетелей, назначение экспертизы и т.д.), по исчислению сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и пени, а также по подготовке предложений о привлечении к налоговой ответственности за соответствующие налоговые правонарушения.

Производство по делам  о налоговых правонарушениях  осуществляется в соответствии с  частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

В производстве по делу о налоговом правонарушении участвует прежде всего лицо, привлеченное к ответственности на основаниях и в порядке, предусмотренных  НК РФ: налогоплательщик - организация  или физическое лицо, налоговый агент  и их представители. НК РФ предусматривает участие и других лиц в производстве по делу о налоговом правонарушении. К их числу относятся эксперты, специалисты, переводчики, свидетели, понятые. Участию свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков, понятых в действиях по осуществлению налогового контроля посвящена глава 14 НК РФ, где в ст. 95-99 закреплены порядок привлечения вышеуказанных лиц к проведению конкретных действий по осуществлению налогового контроля, а также общие требования, предъявляемые к оформлению документов по результатам их привлечения.

Факты нарушения  законодательства о налогах и  сборах требуют обоснования. Как  и при совершении любого другого  правонарушения, доказательствами нарушения  законодательства о налогах и  сборах являются объяснения лица, проверяемой  организации, показания свидетелей, заключение эксперта, участие понятых, переводчиков и т.д.

Ведение производства по делу о налоговом правонарушении сопровождается процессуальными действиями, которые облекаются в протокольную форму (протокол опроса свидетелей, постановление о назначении экспертизы и т.д.).

Не допускается назначение экспертизы по вопросам бухгалтерского учета, законодательства о налогах и сборах и другим вопросам, познаниями по которым должны обладать проверяющие или иные специалисты налогового органа (юристы, специалисты по информационным технологиям и т.д.) в соответствии с их должностными обязанностями.

Информация о работе Привлечение к мероприятиям налогового контроля третьих лиц