Права и обязанности налоговых органов и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - дать обоснованный анализ налогообложения граждан - индивидуальных предпринимателей для налоговых организации в Российской Федерации на основании Налогового законодательства.
В связи с вышеизложенной целью необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать основные признаки, определяющие предпринимательскую деятельность;
- провести анализ прав и обязанностей налоговых органов и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.
- раскрыть сущность налогообложения индивидуальных предпринимателей.

Содержание

Введение
Глава 1. Основы предпринимательской деятельности
1.1. Основные признаки, определяющие предпринимательскую деятельность и ее преимущества
1.2. Постановка на учет в налоговых органах
Глава 2. Права и обязанности налоговых органов и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью
2.1. Общая характеристика налоговых органов
2.2. Мероприятия налоговых органов по налоговому учету и налоговым проверкам
2.3. Обязанности и права налоговых органов при осуществлении мероприятий налогового контроля
2.4. Обязанности и права индивидуальных предпринимателей
Глава 3. Налогообложение индивидуальных предпринимателей
3.1. Три системы налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей
3.2. Налог на доходы физических лиц
3.3. Порядок определения доходов от предпринимательской деятельности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Работа налоговых органов по обложению доходов граждан от предпринимательской деятельности.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 


 


                                          СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Основы предпринимательской деятельности

1.1. Основные признаки, определяющие  предпринимательскую деятельность и ее преимущества

1.2. Постановка на учет в налоговых  органах

Глава 2. Права и обязанности налоговых органов и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью

2.1. Общая характеристика налоговых  органов

2.2. Мероприятия налоговых органов по налоговому учету и налоговым проверкам

2.3. Обязанности и права налоговых органов при осуществлении мероприятий налогового контроля

2.4. Обязанности и права индивидуальных предпринимателей

Глава 3. Налогообложение индивидуальных предпринимателей

3.1. Три системы налогообложения  доходов индивидуальных предпринимателей

3.2. Налог на доходы физических лиц

3.3. Порядок определения доходов  от предпринимательской деятельности

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               ВВЕДЕНИЕ

 

Налог как экономическая категория существует помимо воли одного лица, группы лиц. Налог – категория историческая, она носит общественный характер. Государство может использовать эту категорию как во благо общества, так и во вред ему. Мировая практика выработала и использует множество форм налогов, различающихся по объекту, источникам, формам взимания и т.д. Научная обоснованность налоговых форм зависит от профессионализма лиц, занимающихся реформацией налоговых отношений, и от степени демократической, правовой зрелости граждан, полноты их участия в распределении созданной стоимости, а также от организационно-правовой формы собственности.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что налоги - важнейший экономический инструмент решения основных задач государства, таких как обеспечение обороноспособности, внутренней целостности, экологической безопасности страны и социальных гарантий. Решение этих задач зависит том числе и от уровня налоговых поступлений в стране, на которые оказывают влияние финансово-правовые и административно-правовые методы повышения уровня налоговых поступлений.

В социалистических странах налоги не являлись основным источником формирования бюджета. Выполнение основных государственных задач обеспечивалось с помощью других экономических инструментов. Поэтому проблема повышения уровня налоговых поступлений в советский период не была приоритетной, следовательно, и научных исследований на эту тему практически не проводилось. Переход к рыночной экономике вызвал необходимость формирования бюджета на налоговой основе. В результате в России была сформирована налоговая система по западноевропейскому образцу. Однако на начальном этапе система не смогла обеспечить высокий уровень налоговых поступлений, что породило для страны серьезные проблемы. В этот период появились первые научные исследования, посвященные методам повышения уровня налоговых поступлений, методов регулирования уровня налоговых поступлений, которые долгое время недооценивались учеными и законодателями.

Множественность форм налогов позволяет в большей мере охватить все многообразие форм доходов налогоплательщиков, групп граждан, видов деятельности, типов предприятий, отраслей, а также территорий; определенным образом воздействовать на различные стороны их хозяйственной деятельности, реализовать функции в процессах регулирования и управления и в то же время заметно снизить психологическое воздействие налогового пресса за счет определенного перераспределения совокупного налога, направляемого в бюджет налогоплательщиками, по нескольким частным налогам, направляемым в бюджеты различных уровней государственной власти и социальные фонды. В то же время ряд авторов отмечает множественность налогов и их сложность как одну из негативных характеристик современной отечественной системы налогообложения. Это в полной мере относится и к налогообложению индивидуальной предпринимательской деятельности.

Под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Государственная регистрация физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется в соответствии с постановлением ВС РСФСР от 07.12.91 N 2000-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и порядке их регистрации"" (далее - Закон о регистрационном сборе) и Указом Президента РФ от 08.07.94 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" (далее - Указ N 1482). Обязанности индивидуальных предпринимателей, выступающих в качестве самостоятельных налогоплательщиков установлены ст.23 НК РФ, главой 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй НК РФ и иными законодательными актами.

Согласно ст.23 НК РФ индивидуальные предприниматели обязаны:

- уплачивать законно установленные  налоги;

- вставать на учет в налоговых  органах;

- вести в установленном порядке  учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

- представлять в налоговый орган  по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";

- представлять налоговым органам  и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

- выполнять законные требования  налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

- предоставлять налоговому органу  необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;

- в течение четырех лет обеспечивать  сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

- нести иные обязанности, предусмотренные  законодательством о налогах и сборах.

Кроме того, помимо перечисленных обязанностей индивидуальные предприниматели в соответствии с п.2 этой же статьи обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета следующие сведения:

- об открытии или закрытии  счетов - в десятидневный срок;

- об объявлении несостоятельности (банкротстве) - в срок не позднее 
трех дней со дня принятия решения;

- об изменении своего места  нахождения или места жительства - в срок 
не позднее десяти дней с момента такого изменения;

- исчислять налоговую базу по  итогам каждого налогового периода 
на основе данных Книги учета доходов и расходов и хозяйственных 
операций для индивидуальных предпринимателей в порядке, определяемом в 
совместном приказе Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ- 
3-04/430 (п.2ст.54НК РФ);

- самостоятельно исчислять и  уплачивать суммы налога на  доходы 
физических лиц, подлежащие уплате в бюджет, представляя налоговые 
декларации в сроки, установленные статьями 227 и 229 НК РФ.

Исследования, проведенные в рамках настоящей дипломной работы посвящены методическим, концептуальным проблемам работы налоговых органов по налогообложению граждан - индивидуальных предпринимателей.

Актуальность проблемы налогообложения граждан - индивидуальных предпринимателей, определила выбор темы дипломной работы, цели и задачи исследования.

Цель работы - дать обоснованный анализ налогообложения граждан - индивидуальных предпринимателей для налоговых организации в Российской Федерации на основании Налогового законодательства.

В связи с вышеизложенной целью необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать основные признаки, определяющие предпринимательскую деятельность;

- провести анализ прав и обязанностей налоговых органов и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.

- раскрыть сущность налогообложения  индивидуальных предпринимателей.

Предметом исследования выступают положения Налогового кодекса РФ, работы налоговых органов по налогообложению индивидуальных предпринимателей.

В качестве материала в дипломной работе использованы законодательные и нормативные акты, а также учебники, периодическая и научная литература.

Структура дипломной работы представляет из себя введение, три главы, семь подпунктов, заключение и список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

    1. Основные признаки, определяющие предпринимательскую

деятельность и ее преимущества

 

Для занятия предпринимательской деятельностью гражданину необходимо обладать правоспособностью и полной дееспособностью.

В соответствии со ст.23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность физического лица, направленная на систематическое получение личного дохода от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке11.

Таким образом, предпринимательская деятельность может считаться таковой, если она самостоятельна, организована по личной инициативе гражданина, осуществляется на свой риск, предполагает не только экономическую самостоятельность, но и самостоятельную ответственность за результаты деятельности и направлена на получение дохода.

Рассмотрим более подробно основные признаки, определяющие предпринимательскую деятельность. Предпринимательской признается самостоятельная деятельность физического лица, организовавшего ее по личной инициативе. Это означает, что предпринимательская деятельность осуществляется непосредственно индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в установленном законом порядке. Однако это не исключает возможности осуществления ряда действий уполномоченным представителем предпринимателя. Необходимое условие для занятия предпринимательской деятельностью - полная дееспособность физического лица.

Систематическое получение дохода - это цель предпринимательской деятельности, а не ее обязательный результат. К сожалению, в гражданском праве понятие систематичности (в отличие от уголовного права, где систематичность начинается с трех раз) не раскрыто. Поэтому данный вопрос в каждом конкретном случае должен решаться индивидуально, с учетом многих факторов, в том числе понятия систематичности, используемого в уголовном праве. Это - с одной стороны.

С другой стороны, следует учитывать, что отсутствие дохода от предпринимательской деятельности не дает права считать такую деятельность непредпринимательской. На практике достаточно сложно определить, когда получение дохода от занятия предпринимательской деятельностью является основной деятельностью физического лица, а когда - побочной; что именно составляет основной источник получения дохода, а также служит ли занятие деятельностью одним из источников дохода (поскольку одна деятельность может намеренно прикрывать другую).2

В данном случае следует помнить, что предпринимательская деятельность представляет собой длительный процесс, направленный на получение дохода. Например, доход в результате занятия торгово-закупочной деятельностью образуется в результате покупки товара и последующей его продажи по более высокой цене. Такая деятельность представляет собой длительный процесс, начало которого определяется моментом покупки товара, предназначенного для дальнейшей продажи. При неблагоприятных обстоятельствах полный цикл торгового оборота может не состояться, в результате чего вероятны убытки. Вместе с тем наличие неблагоприятных для предпринимателя обстоятельств не только не меняет самого характера предпринимательской деятельности, но и является одним из составляющих элементов деятельности, связанной с различного рода рисками.

Таким образом, одним из важнейших признаков предпринимательской деятельности является деятельность на свой риск.

Занятие предпринимательской деятельностью предполагает не только экономическую самостоятельность, но и самостоятельную ответственность за результаты своей деятельности, поскольку в результате такой деятельности возможны неблагоприятные имущественные последствия, связанные с коммерческими рисками.

Коммерческий риск - это возможные неблагоприятные последствия деятельности, которые могут быть связаны с ненадлежащим исполнением предпринимателем своих обязанностей, а также последствия, которые не обусловлены какими-либо упущениями с его стороны, а вызваны стихийными бедствиями, авариями и т.п.

Деятельность в качестве индивидуального предпринимателя значительно проще в плане налогового учета, что делает ее достаточно привлекательной в сфере малого бизнеса. Кроме того, она имеет существенные преимущества перед другими организационно-правовыми формами, поскольку индивидуальные предприниматели быстрее приспосабливаются к изменяющимся экономическим условиям рынка, чем крупные организации. Деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в сфере малого бизнеса пользуется популярностью, о чем свидетельствуют последние результаты статистических данных. Это не случайно, поскольку объясняется следующими причинами:

Информация о работе Права и обязанности налоговых органов и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью