Последние изменения в налоговом законодательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:45, реферат

Краткое описание

Основная цель реферата заключается в анализе теоритических материалов посвещенных современной налоговой политике, а так же исследование изменений в налоговом законодательстве.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- дать определение понятию налоговой политики её целей и задач;
- проанализировать налоговую систему России и зарубежных стран;
- изложить изменения в налоговом законодательстве Р.Ф.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Понятие налоговой политики ее цели и задачи
Особенности налоговой политики Р.Ф. по сравнению с зарубежными странами
Последние изменения в налоговом законодательстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

современная налоговая политика.docx

— 38.15 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Понятие налоговой политики ее цели и задачи

Особенности налоговой политики Р.Ф. по сравнению с зарубежными странами

Последние изменения в  налоговом законодательстве

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Регулирующая функция государства  в сфере экономики проявляется  в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают  в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики. Государство, выражая интересы общества в различных  сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую  политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и  т.д. 

 

Среди экономических рычагов, при  помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную экономическую силу государства. 

 

От того, сколько будет  собрано налогов, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. 

 

Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных  на него задач, которые реализуются  посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.

 Актуальность темы реферата  обоснованна тем, что проблема  налогов и современной налоговой  политики Р.Ф. с егодня уделяется довольно пристальное внимание, так как от того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. 

 

Налоговая политика представляет собой систему налоговых мероприятий, осуществляемых государством при формировании доходов государства и регулировании экономики. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов.

Основная цель реферата заключается в анализе теоритических материалов посвещенных современной налоговой политике, а так же исследование изменений в налоговом законодательстве.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

- дать определение понятию налоговой  политики её целей и задач;

- проанализировать налоговую систему  России и зарубежных стран;

- изложить изменения в налоговом  законодательстве Р.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие налоговой политики ее цели и задачи.

Один из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов - налоговая политика,которая представляет собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий.

Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования. Ее содержание и цели зависят от объективных и субъективных факторов, политического строя, задач, стоящих перед государством. В силу этих причин представляется задачей первостепенной важности сформирование концепции налоговой политики с позиции экономической детерминированности, т.е. равновесия финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов. Отношения собственности на средства производства и предметы потреблении, обусловливая распределение ресурсов между хозяйствующими субъектами и ограничивая тем самым их производственное и личное потребление, становятся причиной возникновения противоречия между ограниченными размерами объекта собственности каждого отдельного хозяйствующего субъекта и изменчивым процессом налогообложения. Социально-экономический смысл налога — смена формы собственности или переход права собственности на финансовые ресурсы налогоплательщиков в государственную бюджетную сферу.

Сложившиеся в государстве налоговые отношения отражаются в налоговой политике, задача которой состоит в обеспечении финансовыми ресурсами самого государства, создании благоприятных условий для увеличения эффективности национальной экономики и повышения уровня жизни населения.

Налоговая политика определяет роль налогов в обществе, которая может быть позитивна или негативна по отношению к субъектам хозяйствования. Для государства рост налоговых изъятий является положительным фактором, а для субъектов хозяйствования — отрицательным. Проблема состоит в определении границ изъятия, оптимальном сочетании функций налогов, их влиянии на состояние экономической, социальной и политической системы в обществе1.

Цели налоговой политики:

фискальная — основная, которая  выражается в обеспечении государства  финансовыми ресурсами путем  мобилизации части созданного ВВП  страны для финансирования его расходов;

экономическая — целенаправленное воздействие на экономику через  налогообложение для регулирования  спроса и предложения, проведения структурных  изменений общественного воспроизводства;

социальная — сглаживание неравенства  в уровнях доходов населения  путем перераспределения национального дохода и ВВП;

стимулирующая — активизация инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики;

экологическая — охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций;

контрольная — для принятия государством решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы;

международная — введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами.

Методы осуществления налоговой политики зависят от целей, которых стремится достичь государство. В современной практике широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, введение дифференцированных налоговых ставок, установление или отмена налоговых льгот.

Субъект налоговой политики — государство.

Объект налоговой политики — налогообложение.

Налоговая политика многогранна и включает в себя:

выработку научно обоснованной концепции  развития налоговой системы;

определение основных направлений  и принципов налогообложения;

разработку мер, направленных на достижение поставленных конкретных целей в  области социально-экономического развития общества, увеличения доходной части бюджета и т.д.

В зависимости от длительности периода  и характера решаемых задач налоговая политика подразделяется на налоговую стратегию и налоговую тактику.

Налоговая стратегия предусматривает  решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции развития налоговой системы страны.

Налоговая тактика предусматривает  решение задач конкретного периода путем своевременного изменения налоговой системы.

Стратегические направления налоговой политики определяются высшими органами исполнительной и законодательной властей государства.

Можно выделить следующие стратегические направлении налоговой политики:

построение стабильной налоговой системы;

облегчение налогового бремени товаропроизводителей;

сокращение налоговых льгот;

развитие налогового федерализма.

В зависимости от масштаба и сферы  влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение налоговых систем разных стран, усиление налогового контроля при совершении международных торговых операций.

Внутренняя налоговая политика проводится в рамках национальной экономики и предусматривает решение внутренних задач.

 

Принято выделять три типа налоговой политики государства.

1. Политика максимальных налогов.  При этом повышение налогов  тем не менее обычно не сопровождается  ростом государственных доходов.

2. Политика разумных налогов.  Она способствует развитию предпринимательства,  обеспечивая ему благоприятный  налоговый климат.

3. Налоговая политика, предусматривающая  достаточно высокий уровень обложения,  но при значительной социальной  защите. При сильной экономике  все указанные типы налоговой  политики успешно сочетаются. Для  России характерен первый тип  налоговой политики в сочетании  с третьим.

Налоговая стратегия государства  представляет собой налоговую политику, разрабатываемую на длительный срок. Определяется она общими принципами, которых придерживается государство  в области наполнения бюджетов и  расходования бюджетных средств, социальной защиты населения, стимулирования развития экономики методами фискального  регулирования2.

 

 

 

 

Особенности налоговой политики Р.Ф. по сравнению с зарубежными  странами.

Ключевым звеном формирования рыночной экономики, достижения экономического роста, обеспечения цивилизованного  уровня жизни российских граждан  является создание эффективно работающей налоговой системы. Для того чтобы  налоги в полной мере соответствовали  требованиям, необходима выработка  долгосрочной концепции развития и  совершенствования налоговой системы  России, в которой были бы чётко  сформулированы цели и задачи её развития, обоснована налоговая политика.  
 
За последние годы в России был проведен ряд налоговых реформ, к позитивным результатам которых следует отнести некоторое снижение налогового бремени налогоплательщиков за счет уменьшения налоговых ставок по основным налогам (налога на прибыль организаций – до 24%, НДС – до 18% НДФЛ – до 13%, ЕСН – до 26%). 
 
В рамках реализации основных направлений налогового реформирования, помимо совершенствования отдельных налогов, достигнуто определенное упрощение налоговой системы путем отмены «оборотных» налогов, налога с продаж, налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.  
 
Положительным результатом налогового реформирования также является введение специальных налоговых режимов в виде упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также для сельскохозяйственных товаропроизводителей, направленных на снижение налогового бремени для налогоплательщиков, упрощение процедуры налогообложения и администрирования. 
 
Однако, российской налоговой системе присущи следующие недостатки: фискальная направленность (при этом роль регулирующей функции значительно принижена) и недостаточное использование налоговых механизмов в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской активности, расширения производства; значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики, коррупции и организации преступности. 
 
Отдельно следует выделить крайнюю нестабильность, сложность, запутанность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящих к большим затратам на ведение бухгалтерского и налогового учета и содержание налоговых органов. В условиях перманентной налоговой реформы налогоплательщику становится все сложнее планировать свою экономическую и финансовую деятельность, оптимизировать налоговые платежи, сочетать интересы бизнеса с интересами и законными требованиями государства. 
 
Кроме того, сложившаяся система налогообложения постоянно вытесняет капиталы из производственного сектора, не позволяя развиваться нормальному инвестиционному процессу, так как блокирует важнейший источник внутренних инвестиций – добавочный доход. В результате наблюдается постоянный отток национального капитала за рубеж при недостаточном встречном потоке иностранного капитала. 
 
Представляет интерес сравнительный анализ структуры налогового бремени в России и в зарубежных государствах. Так, например, налог на прибыль в развитых странах колеблется в пределах 30-40% (в России – 24%); НДС – 10-20% (в России – 18%); социальный налог с работодателей – от 8 до 40% (в России – 26%); подоходный налог – с 30 до 60% (в России – 13% с плоской шкалой). 
 
По своим внешним параметрам и составу налогов российская система налогообложения в значительной степени копирует западные модели, а там налоги отнюдь не рассматриваются как фактор подавления рыночной активности граждан и организаций3

В странах с развитой рыночной экономикой основным плательщиком налогов является средний класс населения, получающий доходы в основном легальными путями – большей частью в виде зарплаты, перечисляемой безналичным путем  на банковские счета граждан. Кроме  того, в большинстве западных стран  доходы населения относительно стабильно  растут, в них велика доля различного рода социальных пособий, поэтому высокие  ставки налогов оправданы ситуацией  и функционально используются властями как средство «охлаждения» рынка  и сокращение избыточного спроса. 
 
Действительно, в ряде западных государств налоговая система ориентирована на налогообложение личных доходов граждан. Распределение общественного продукта происходит на Западе таким образом, что основная его масса поступает непосредственно в руки частных лиц, и уже потом из этих сумм получают свои доходы и финансовые структуры, и сектор услуг, и государство – в виде соответствующих налоговых поступлений. 
 
В России же в результате последовательных налоговых изменений, как было показано выше, доходы рядового наемного работника оказались «урезанными» на 60–70% сверх уже удержанных подоходных налогов.  
Эта сумма слагается из платежей в социальные фонды, НДС плюс акцизы и таможенные пошлины. Только в пенсионные фонды переводится до четверти от суммы выплачиваемой зарплаты, что выглядит полным абсурдом для мужской части населения России: средняя продолжительность жизни мужчин не достигает 60 лет, т.е. они просто не доживают до пенсии, за которую платят всю жизнь. Для сравнения в Западной Европе платежи в пенсионные фонды в среднем не превышают 15–20% при средней продолжительности жизни населения 70 лет. 
 
Другим важнейшим принципом западной налоговой системы, который тоже игнорируется в России, является приоритет производства перед интересами бюджета (и представляющего его налогового ведомства). Если же учесть, что производство в этих странах находится в основном в частных руках, а бюджетом распоряжается правительство, то это означает приоритет фундаментальных частных интересов над текущими интересами исполнительной власти4.

Для общества в целом гораздо  важнее обеспечить устойчивость и поступательность развития национального производства, чем сохранить у власти то или  иное правительство. В странах, прошедших  стимулирующие налоговые реформы, этот принцип выражен в бессрочных «налоговых каникулах» для капиталов, вложенных в производство и остающихся в нем. 
 
Снижение налогового бремени должно сопровождаться, в том числе, и снижением затрат на функционирование административной налоговой системы, а также развитием «социальной» и «регулирующей» функции налогов, а не «фискальной».

Информация о работе Последние изменения в налоговом законодательстве