Понятие налога и налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 10:17, лекция

Краткое описание

Функции налогообложения.
Принципы налогообложения.
Элементы налогообложения.
Налоговая система РФ и ее составные элементы.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция налоги и налогообложение.docx

— 26.79 Кб (Скачать файл)

 

 

Понятие налога и налогообложения

 

Налог – обязательный, индивидуальный, но безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой – носят объективный характер и имеют назначение – мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжении государства.

Налог – это финансовая категория. Мобилизация с помощью налогов части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода и использование ее посредством системы государственных расходов представляют часть финансовых отношений.

Будучи правовой категорией, налоги выражают объективные юридически формализованные отношения государства, базовая составляющая государственного финансового плана.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешения (лицензии). Пример: сбор за регистрацию и постановку на налоговый учет, выдача различных лицензий, сбор в нотариальной конторе.

Налогообложение (обложение налоговым платежом) – весь процесс взимания налогов и сборов, осуществление налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников этого процесса.

 

Функции налогообложения

 

 

Сущность налогов проявляется через их функции:

Фискальная функция (пополнение бюджета) является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. С помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и создается материальная основа существования государства и его функционирования.

Экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную подфункции, влияющие на воспроизводственный процесс, неизбежно влияют как на объем производства следующего цикла, так и на темпы экономического роста в целом.

Усиление налогового бремени ведет к уменьшению совокупного спроса, порождает проблему реализации произведенного ВВП, снижение совокупного предложения. Снижение налогового бремени ведет к росту части дохода, остающейся в распоряжении физических и юридических лиц, увеличению потребления, сбережений, инвестиций. Уменьшение налоговых изъятий позволяет стимулировать развитие тех отраслей и регионов, в которых заинтересовано общество.

Распределительная функция налогов выступает в виде использования налогового в качестве инструмента при распределении и перераспределении ВВП. Путем введения новых и отмены старых действующих налогов, изменения ставок, расширения либо сокращения налоговой базы.

Стимулирующая функция проявляется в дифференциации налоговых ставок, введении налоговых льгот, направленных на поддержку малого предпринимательства, производства продукции социального, сельскохозяйственного назначения, капитальных вложений, а также инновационной и внешнеэкономической деятельности.

Социальная функция – применение налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования. Вычеты на благотворительные цели, на содержание детей и иждивенцев, финансирование государственных социальных программ.

Воспроизводственная функция – зачисление налогов на специальные счета бюджетной классификации и использование средств на мероприятия природоохранного назначения и дорожного хозяйства.

Контрольная функция – налоги выступают «зеркалом» экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности действующей налоговой системы, о ее влиянии на национальное хозяйство, о достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюджетных мероприятий.

 

Принципы налогообложения

 

Реализация общественного назначения категории «налог» происходит посредством налоговой политики государства, которая разрабатывается на базе основных положений теории налогообложения. Эти положения образуют систему принципов налогообложения:

- принцип законности налогообложения (каждое лицо должно уплачивать  законно установленные налоги  и сборы);

- принцип установления  налогов и сборов в должной  правовой процедуре (реализуется  через конституционный запрет  на установление налогов, иначе  как законом);

- принцип всеобщности  и равенства налогообложения (каждый  должен платить налоги и все  налоги устанавливаются по общему  правилу);

- принцип экономической  обоснованности налогообложения (налоги  и сборы не должны быть обременительными  для налогоплательщика, иметь под  собой экономическое обоснование);

- принцип определенности  налоговой обязанности (налоги должны  быть сформированный так, чтобы  они были понятны);

- принцип презумпции толкования  в пользу налогоплательщика (всех  неустранимых сомнении, противоречий  и неясностей актов законодательства  о налогах и сборах);

- принцип единства экономического  пространства РФ и единой налоговой  политики.

 

Элементы налогообложения

 

Налоговая база – количественное выражение объекта налогообложения и является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

 

Налоговый оклад – это сумма вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу.

 

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения:

 

- со стоимостными показателями (например, стоимость имущества при  исчислении налога на имущество  физических и юридических лиц);

- с физическими показателями (объектом добытого сырья).

- налогоплательщики –  организации исчисляют налоговую  базу по итогам каждого налогового  периода на основе данных регистров  бухгалтерского учета и (или) на  основе иных документально подтвержденных  данных об объекте налогообложения, либо связанных с налогообложением;

- индивидуальные предприниматели  используют данные учета доходов, расходов и хозяйственных операций;

- физические лица исчисляют  налоговую базу на основе получаемых  от организаций сведений об  облагаемых доходах, а также данных  собственного учета облагаемых  доходов.

Методы формирования налоговой базы:

 

- кассовый метод (присвоения) – доходом объявляются все  суммы, реально полученные налогоплательщиком  в налоговом периоде, а расходами  – реально выплаченные суммы;

- накопительный метод  – доходом признаются все суммы, право на получение, которых возникло  в данном налоговом периоде, вне  зависимости от того, получены ли они налогоплательщиком. НДФЛ – з/пл начислена, но не получена, НДС – в момент отгрузки товара.

Налоговый период – это срок в течение, которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства (календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате).

 

Налоговая ставка – размер налога на единицу налогообложения.

 

В зависимости от способа определения суммы налога:

- равные ставки, когда  для каждого налогоплательщика  устанавливается равная сумма  налога (налог на благоустройство  территории);

- твердые ставки, когда  для каждой единицы налогообложения  определен зафиксированный размер  налога ( 7 коп. за 1 кв.м площади);

- процентные ставки, когда  с 1 руб. предусмотрен определенный % налогового обязательства.

В зависимости от степени изменяемости ставок налога:

- общие ставки;

- повышенные ставки;

- экономические ставки.

В зависимости от содержания:

- маргинальные ставки (определена  нормативным актом о налоге);

- фактические ставки (отношение  уплаченного налога к налоговой  базе);

- экономические ставки (отношение  уплаченного налога ко всему  полученному доходу).

Значение экономических ставок состоит в том, что их динамика адекватно характеризует последствия для налогоплательщика.

Налоговая льгота – представленная налоговым законодательством исключительная возможность смягчения налогового бремени для налогоплательщика.

Виды налоговых льгот:

 

1) изъятия – налоговые  льготы, выводящие из под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения;

2) скидки – это льготы, сокращающие налоговую базу;

3) налоговый кредит.

Налоговые каникулы – полное освобождение от уплаты налога на определенный период.

В соответствии со ст. 52 НК налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Пример: расчет налога на прибыль. За налогоплательщика может рассчитать налог – налоговый орган (земельный налог), третье лицо уплачивают – налоговые агенты (НДФЛ).

Существуют две системы исчисления налогов:

 

1) некумулятивная (база налоговая  рассматривается по частям, при  расчете НДС);

2) кумулятивная (исчисление  налога нарастающим итогом с  начала налогового периода, налог  на прибыль, НДФЛ).

Порядок уплаты налога – способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет.

 

Налоговая система РФ и ее составные элементы

 

 

Налоговая система РФ – основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

 

Элементы налоговой системы РФ:

 

- система налогов и  сборов РФ (совокупность взимаемых  в нашей стране налогов и  сборов федерального, регионального  и местного уровней, взимание  предусмотрено российским налоговым  законодательством.);

- система налоговых отношений (совокупность властных отношений  по установлению, введению, взиманию  налогов, отношений. Возникающих в  процессе налогового контроля  и др. отношений);

- система участников налоговых  отношений (налогооблагающие субъекты (субъекты РФ-85, муниципальных образований – 29000, налоговые органы, действующие от налогооблагающих субъектов, налогоплательщики));

- нормативно-правовая база  сферы налогообложения (конституция, НК, ГК, ФЗ, указы президента, постановления  правительства);

- система информационного  обеспечения налогообложения.

Система налогов и сборов РФ – совокупность взимаемых в нашей стране налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней, взимание предусмотрено российским налоговым законодательством.

 

Виды налогов:

 

Федеральные налоги и сборы устанавливаются налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на территории всей страны:- НДС ;- акцизы; - НДФЛ; - ЕСН; - налог на прибыль организаций; - налог на добычу полезных ископаемых; - водный налог; - государственная пошлина; - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Региональные налоги и сборы – вводятся законодательными органами власти субъекта РФ и взимаются на территории соответствующего субъекта РФ:

- налог на имущество  организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог.

Субъекты РФ определяют налоговые ставки, не выше верхнего предела прописанного в налоговом кодексе. Могут устанавливать порядок и сроки уплаты налога. Могут давать налоговые льготы. Не могут устанавливать налоговые льготы. Не могут устанавливать другие виды налогов.

Местные налоги и сборы – устанавливаются и вводятся на соответствующей территории представительным органом местного самоуправления и обязательны к уплате на территории местного субъекта.

Ставки, льготы могут устанавливать, все остальное ФЗ.

- земельный налог;

- налог на имущество  физических лиц.

 

Специальные налоговые режимы

 

Предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, освобождение по уплате отдельных налогов и сборов.

1. Система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Право перейти на этот налог  имеют те сельхоз товаропроизводители у которых за календарный год доля дохода от реализации произведенной продукции ими самими, включая первичную переработку своей продукции составляет не менее 70%. Освобождаются от:

Информация о работе Понятие налога и налогообложения