Перспективы развития и совершенствование действующей системы налогов с населения в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы является рассмотреть земельный налог и его роль в формировании доходной части местного бюджета.
Исходя из цели попытаемся выполнить следующие задачи:
• рассмотреть роль и развитие земельного налога в РК;
• изучить порядок начисления и уплаты земельного налога;
• исследовать пути совершенствования земельного налогообложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Теоретические основы налогообложения земельным 6
налогом.


1.1 Методические аспекты земельного налогообложения 6
1.2 Роль и развитие земельного налога в
Республике Казахстан 13
1.3 Исторические аспекты налогообложения земельным налогом 18
2 Современное состояние налогообложения земельным налогом 23
в Республике Казахстан
2.1 Действующий механизм исчисления земельного налога. 23
2.2 Роль земельного налога в формировании доходов бюджета 31
2.3 Специальный налоговый режим для сельскохозяйственных 36
товаропроизводителей как упрощенная форма налогообложения
3 Перспективы развития и совершенствование действующей системы
налогов с населения в Республике Казахстан 47
3.1 Совершенствование земельных отношений и землепользования в
Республике Казахстан 47
3.2 Перспективы развития действующей системы налогов с населения в
Республике Казахстан 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65

Вложенные файлы: 1 файл

диплом. раб. (1).docx

— 330.64 Кб (Скачать файл)

           Таким образом, с учетом  определения  приоритетных направлений совершенствования  земельных отношений государству  необходимо  разработать  законодательный  акт, предусматривающий механизм  введения частной собственности  на земли сельхозназначения, ответственности  за неэффективное использование  земель, что даст  возможность  для включения земли в рыночный оборот, увеличит доступ  сельхозтоваропроизводителей к кредитным ресурсам, улучшит  использование земли.[21]

           С целью  уменьшения размеров  непроизводственных платежей, увеличение  которых возникло с ликвидацией  долгосрочного землепользования, необходимо  внести изменения в нормативно-правовые  акты, сохранить специальный налоговый  режим для сельхозпроизводителей,  крестьянских (фермерских) хозяйств, что  будет способствовать пополнению  их оборотных средств и повышению  эффективности сельхозпроизводства.[22]

         В целях увеличения объемов  обновления машинно-тракторного  парка сельхозпроизводства внести  изменения и дополнения  в законодательные  акты по вопросам финансового  лизинга, направленные на удешевление  лизинговой техники.

           Для  урегулирования отношений   собственности на ирригационные  сооружения, осуществления мониторинга  оценки мелиоративного состояния  орошаемых земель, состояния оросительно-обводнительных  систем, восстановления особо аварийных  межхозяйственных гидромелиоративных  систем, рационального использования  водных ресурсов в сельскохозяйственном  производстве также необходимо  ввести нормативный акт «О  государственной поддержке отраслей  сельскохозяйственного производства  и переработки сельхозпродукции».

             Все эти меры позволят  сформировать  эффективную систему агробизнеса,  которая тесно связана с использованием  земли, земельных ресурсов и   регулированием с участием государства.[23]

                            

3.2 Перспективы  развития действующей системы  налогов с населения в  Республике Казахстан

Совершенствование системы  налогообложения должно быть направлено сейчас на всемирную активизацию  процессов инвестирования всех  видов. Это крайне необходимо для  становления и развития рынка  ценных бумаг и финансового капитала, являющихся центральным звеном рыночного  хозяйства регулируемого типа.

Необходимо произвести переоценку основных фондов предприятий для  увеличения финансовых ресурсов предприятий  и индексацию амортизационных отчислений, что позволит предприятиям осуществить  грамотное акционирование и создать  хорошую базу для инвестирования. В дальнейшем вполне правомерным  будет повышение ставки поимущественного налога для юридических лиц.

Пока не преодолены кризисные  явления в экономике, важно ввести автоматический, в некотором смысле принудительный механизм " снятие" подоходного налога посредством  банковского обслуживания.

Практика функционирования налоговой службы за последние 3 года при активизации процесса возникновения  субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности, показало ее недостаточные эффективность и мобильность.

За это время участились случаи уклонения от выплаты налогов.

В первую очередь необходимо выработать четкую правовую базу налоговой  системы, ввести статью за уклонение  от налогов, принять положение о  статусе налоговых инспекторов.

Например, налог на добавленную  стоимость. В Республике Казахстан он пришел на смену налога с оборота и налога с продаж. При введении этого налога не была выработана четкая методика его вычисления, то есть база отсчета добавленной стоимости, (какая часть стоимости является добавленной: прибыль или заработная плата, стоимость сырья и т.д.).

Во всех развитых странах  в понятие добавленной стоимости  входит все, что выше цены производства, которая выступает как себестоимость  продукции плюс средняя прибыль.

Исходя из сложившейся  на сегодняшний день экономической, политической и социальной ситуации на сегодняшний день в Республике Казахстан, концепция налогообложения, в первую очередь, должна решать следующие  основные задачи:

- устойчивость и сбалансированность  бюджета;

- формирование антиинфляционного  механизма и обеспечение стабильности  собственности, валюты;

- обеспечение широкомасштабных  инвестиций;

- всемерное стимулирование  деловой активности всех субъектов  хозяйствования независимо от  форм собственности.

Решение этих задач позволит достичь экономической и социальной стабильности в Республике Казахстан.

В межгосударственных двухсторонних  экономических связях часто возникает  проблема двойного налогообложения, затрагивающая  в первую очередь интересы тех  физических и юридических лиц, которые  получили доходы не только на территории своей страны, но и за рубежом. В  мировой практике для смягчения  двойного налогообложения налогоплательщику  часто предоставляют три возможности, позволяющими ему уменьшить налоговое  бремя. В частности в США налогоплательщику  могут разрешить вычет выплаченных  им за рубежом налогов из налогооблагаемой суммы и могут их засчитать  как налоговый кредит. Наряду с  этим по условиям межгосударственных соглашений, доход, получаемый физическим или юридическим лицом за пределами  США, может быть исключен из американского  налогообложения (и наоборот, полученный в США доход иностранного налогоплательщика  из налогообложения его страны).

Для Республики Казахстан  в современных условиях реформирования и модернизации экономики сложилась  необходимость привлечения иностранных  инвестиций и передовых технологий. Но иностранные компаньоны опасаются  двойного налогообложения. Поэтому  Республика Казахстан имеет с  рядом стран соглашения об избежание (устранения) двойного налогообложения доходов и имущества иностранных инвесторов.

По этим соглашениям иностранные  инвесторы освобождаются или  платят налоги на доходы, полученные в  Республике Казахстан по уменьшенным  ставкам.

Нестабильность наших  налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода Казахской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Экономисты выводили всякого  рода таблицы и графики, демонстрирующие пределы, за которыми рост налогов превращается в фактор, отрицательно воздействующие на экономику (знаменитые кривая Лаффера и кривая Лоренца и им подобные).

При этом в качестве ограничителя установления налогов вводится категория  «платежные возможности» граждан с  тремя рекомендациями:

1) в отношении субъекта  налога – налог должен охватывать  всех граждан;

2) в отношении объекта  налогообложения – необходимо  в качестве налогообложения избирать  такой объект, который раскрывает  платежные возможности граждан,  в качестве чего наилучшим  объектом является общий доход,  потому что он теснейшим образом  связан с платежными возможностями  граждан;

3) в отношении ставки налога – налоговая ставка должна позволить учитывать все, что оказывает влияние на имущественное положение налогоплательщика: личное положение налогоплательщика, характер объектов обложения, размер объектов обложения – все это должно приниматься во внимание при установлении налоговой ставки.

Что касается юридической  стороны проблемы, то никаких законодательно установленных пределов, которые  бы ограничивали государственные устремления  по введению налогов, не существует и  существовать не может, поскольку все  это будет самоограничениями  самого государства, от которых оно  в любой момент может отречься. «Существуют ли, - спрашивает С.Г.Пепеляев, - помимо голодной смерти подвластного субъекта, когда он становится неспособным  нести финансовые повинности, какие-либо пределы, ограничивающие проявление государственного императива в финансовой сфере?». И, основываясь на анализе характера  финансовых отношений, произведенном  в свое время нами, отвечает: «пределы государственного принуждения в  отношении гражданина ограничены только интересом самого государства, т.е. не ограничены», а завершает все  это он следующим выводом: «приоритеты во взаимоотношениях личности и государства по поводу финансов целиком отданы интересам государства. Сами финансовые отношения проникнуты идеями паренализма и государственного монополизма. Личность является «второсортным» пассивным субъектом финансовых правоотношений, адресатом властной компетенции» .

В соответствии со статьей 154 Закона о налогах в случае неуплаты налогов в сроки, установленные  налоговым законодательством Республики Казахстан, органы налоговой службы имеют право взимать со счетов налогоплательщиков средства в пределах образовавшейся задолженности, если налогоплательщик согласен с уплатой такой задолженности.

При этом согласием налогоплательщика  считается: предоставление им декларации по налогам; необжалование выявленной и начисленной задолженности  по налогам в течение 5 банковских дней в орган налоговой службы, вынесший решение о принудительном взыскании задолженности по налогам.

Сумма налога или другого  обязательного платежа, не внесенная  в установленный срок, в налоговой  практике именуется недоимкой.

В разных странах применяются  разные способы взимания недоимок: в одних это производится в  судебном порядке (путем предъявления налоговыми и другими уполномоченными  органами иска о взыскании недоимки в суд); в других взыскание производится во внесудебном порядке на основе распоряжения налогового органа.

В соответствии с ранее  действовавшим Законом Республики Казахстан от 24 декабря 2001 г. «О налоговой системе Республики Казахстан» взыскание недоимки с юридических лиц осуществлялось в первоочередном и бесспорном порядке, а с граждан – в судебном.

Понятно, что предоставление налоговым органом права взыскания  недоимки в бесспорном (т.е. во внесудебном  административном) порядке значительно  упрощает сбор налогов, делает реагирование на налоговые правонарушения более  оперативным, разгружает судебную систему  от огромного количества дел. Однако этот порядок несет на себе печать антидемократичности, чреват проявлением  административного произвола и  нарушением прав налогоплательщиков.

Существенное снижение налогов  возможно только тогда, когда будет  преодолен рост государственных  расходов, и они будут стабильно  зафиксированы хотя бы на сегодняшнем  достаточно высоком уровне при динамично  возрастающем объеме валового национального  продукта[22].

Анализ реформаторских  идей в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе, которой у нас в Казахстане еще нет.

Совершенствование системы налогообложения  заключается в совершенствовании  законодательной базы, а также  в совершенствовании механизма  обложения.

Отдавая должное содержанию налоговой и бюджетной политики, следует отметить, что существующая система налогообложения, в свете  стратегических планов развития Казахстана, требует дальнейшего совершенствования  и обеспечения стабильности основных принципов, заложенных в налоговое  законодательство, которое позволит обеспечить поступательное развитие экономики  государства, поможет создать достаточный  уровень жизни населения страны. Это во многом зависит от правильности выбора стратегии и тактики налоговой  реформы, умения предвидеть все, даже самые  отдаленные, ее социально-экономические  и политические последствия и  факторы, которые могут вызвать  какие-либо отклонения, способности  четко реагировать на эти отклонения от заданных параметров и быстро их корректировать путем внесения в  предварительные расчеты необходимых  поправок.

Законодательная база Республики Казахстан, необходимая для успешного  ведения своего бизнеса, в основном уже сформирована. Но, вместе с тем, практика показала, что абсолютное большинство проблем возникает  именно из-за несовершенства принятых законов и других документов республиканского уровня. Чтобы досконально разобраться  в налоговом законодательстве, нужны  специальные знания. Ведь на данный момент законодательная база состоит  из множества инструкций, писем, разъяснений, которые не только не взаимосвязаны, но и противоречат друг другу.

Налоговая система Республики Казахстан в ее конечном виде рассчитана на очень законопослушных граждан. В настоящее время механизм исчисления подоходного налога с юридических  и физических лиц сталкивается с  препятствиями, приобретающими постепенный  государственный характер. Во-первых, цель, которую преследует налогоплательщик — это уплатить как можно меньше налога. Данная цель достигается очень  простым способом: при увеличении суммарной величины вычетов юридических  лиц, происходит уменьшение налогооблагаемого  дохода, что приводит к уменьшению суммы налога. Запрещающие меры, на наш взгляд, не в состоянии  изменить ситуацию. Во-вторых, у отечественных  хозяйствующих субъектов не в  полной мере сформировалось понятие  налоговой дисциплины. Ярким примером тому может служить то, что плательщики  сетуют на несвоевременное перечисление причитающихся им сумм, уклоняются от уплаты или отсрочивают уплату налогов, хотя осознают, что решение  данной проблемы лежит в них же самих. В-третьих, на сегодняшний день мы имеем в своем распоряжении практически полностью убыточные  отрасли народно-хозяйственного комплекса.

Информация о работе Перспективы развития и совершенствование действующей системы налогов с населения в Республике Казахстан