Перспективы камерального контроля по налогу на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:22, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время камеральные проверки налоговых деклараций НДС - приоритетное направление контрольной работы налоговых органов, в котором много сложных и не решенных вопросов.
Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из наиболее "проблемных" налогов в российской налоговой системе. Не случайно в главу 14 Налогового кодекса РФ практически ежегодно вносятся поправки и уточнения.

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕЗИСЫ. МУРАДЯН АНИ.doc

— 49.50 Кб (Скачать файл)

Мурадян А.М. ЮРИФ РАНХиГС

Ростов-на-Дону

Науч.рук.: Голик  Е.Н., к.э.н., проф.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ КАМЕРАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Камеральная проверка является средством налогового контроля, эффективность  которого является необходимым условием функционирования налоговой системы любого государства. При его отсутствии или низкой результативности трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы.

Особо важным направлением камеральной проверки является проверка обоснованности заявленных плательщиком сумм к возмещению НДС по экспорту, т.к. сами по себе эти суммы, как правило, велики, а по объему и составу проверяемых документов такая камеральная проверка приближается к выездной.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время камеральные проверки налоговых деклараций НДС - приоритетное направление контрольной работы налоговых органов, в котором много сложных и не решенных вопросов.

Налог на добавленную  стоимость (НДС) является одним из наиболее "проблемных" налогов в российской налоговой системе. Не случайно в главу 14 Налогового кодекса РФ практически ежегодно вносятся поправки и уточнения.

Так, с 1 января 2015 года в ходе камеральных проверок деклараций по НДС налоговые  инспекторы  в определенных случаях смогут приходить к налогоплательщику и производить осмотр1. Такую возможность им предоставляют поправки в статьи 91 и 92 НК РФ. Налоговые инспекторы смогут прийти  в рамках камеральной проверки на территорию налогоплательщика и произвести осмотр помещений в двух случаях. Во-первых, если налогоплательщик подаст декларацию, в которой НДС стоит к возмещению из бюджета. Во-вторых, если инспекторы в ходе камеральной проверки по НДС обнаружат сведения, которые противоречат имеющимся у них данным, полученным от других налогоплательщиков. Основанием для подобных визитов будет служить мотивированное постановление инспектора, который проводит камеральную проверку, утвержденное руководителем инспекции или его заместителем. А на данный момент основанием для визита инспектора на территорию налогоплательщика и проведения осмотра может являться только постановление о проведении выездной налоговой проверки.

Кроме того, при выявлении противоречий между сведениями, собранными из разных источников, налоговые инспекторы смогут дополнительно потребовать у налогоплательщика предоставить счета-фактуры, первичные и иные документы. Такой вывод следует из новой редакции пункта 8.1 статьи 88 НК РФ, которая тоже начнет действовать с 1 января 2015 года.

На данном этапе, основная проблема камерального контроля деклараций по НДС состоит в том, чтобы построить такой механизм исчисления и уплаты данного налога, при котором, с одной стороны, государство не теряло сотни миллиардов рублей, а с другой стороны, не страдали финансовые интересы добросовестных налогоплательщиков в связи с задержками выплат им законно установленных сумм возмещений налога. Как показала практика, ужесточение контроля налоговых органов за своевременностью внесения в бюджет сумм НДС, в том числе и за счет увеличения сроков проверки обоснованности сумм НДС, подлежащих возмещению, позитивного результата не дает и не может дать2. Эти меры могут только лишь привести к соответствующему увеличению сроков возврата средств из бюджета, но не обеспечивают должного эффекта в борьбе с незаконными получениями сумм возмещения НДС из федерального бюджета. 

Совершенствование процедур налоговых проверок последнее время  находится в центре внимания всех ветвей власти и бизнеса. Так, согласно законопроекту, разработанному Минфином России, предлагается реализовать меры, которые направлены на совершенствование норм и правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков3.

Планируется упорядочить процесс проведения камеральных налоговых проверок по НДС. В частности, следует конкретизировать их цели и задачи, установить обязанность налогового органа направлять налогоплательщику уведомление в случае выявления существенных расхождений между показателями текущей отчетности и показателями отчетности предыдущих периодов, определить, в каких случаях могут быть истребованы дополнительные документы, и установить закрытый перечень таких документов.

В последнее время  в экономической литературе все  чаще стали высказываться предложения  о целесообразности изменения налоговой базы по данному налогу с соответствующей отменой зачетной формы исчисления суммы налога, подлежащей взносу в бюджет4. В этих целях предлагается использовать так называемый прямой метод, при котором налогом облагается именно та стоимость, которая была добавлена на конкретном этапе (стадии, переделе) производства. Облагаемым оборотом и, соответственно, налоговой базой в этом случае должна стать именно добавленная стоимость. Вместе с тем, несмотря на кажущуюся очевидность подобного изменения налоговой базы по НДС, реализация данного предложения чревата достаточно серьезными негативными последствиями. В частности, в существенной мере усложнится администрирование данного налога при одновременном увеличении объема учетной работы налогоплательщиков. При этом перед налогоплательщиком, реализующим товар, облагаемый по разным налоговым ставкам, может встать одна серьезная проблема: как разделить добавленную стоимость на разные категории товаров, работ и услуг? Такая же проблема возникает и у организаций, реализующих произведенную продукцию как внутри страны, так и за пределы российской таможенной территории.

 Естественно, что  решение данной проблемы можно  найти, но это существенным  образом усложнит бухгалтерский и налоговый учет и одновременно снизит эффективность контрольной работы налоговых органов. Одновременно с этим изменение механизма расчета НДС вызывает серьезные опасения в части возможного возникновения мультипликационного эффекта повышения цен на реализуемые товары, работы и услуги. Дело в том, что при действующем зачетном порядке расчета подлежащей уплате в бюджет суммы НДС у налогоплательщика имеется источник для уплаты налога в виде полученной от покупателя соответствующей суммы налога5. При прямом методе такой источник выпадает и появляется вероятность при наличии высокой ставки налога завышения цен поставщиками. Вместе с тем указанный метод, несомненно, обладает и серьезными преимуществами против действующего. И самый главный из них - отмена зачета и возврата сумм НДС, уплаченных поставщику, с соответствующей ликвидацией огромных потерь федеральногобюджета. 
          Проблему налоговых возмещений по НДС необходимо срочно решать и решать кардинально. Наиболее приемлемым является механизм так называемых НДС-счетов, суть которого состоит в том, чтобы получаемые от покупателя суммы НДС зачислялись не на расчетный счет организаций, а на специальный счет, с которого нельзя было бы взять деньги для иных целей, кроме уплаты НДС поставщику, а также причитающихся бюджету НДС и других налогов. Положительный эффект от введения НДС-счетов перекрывает те негативные, при этом весьма спорные, последствия внедрения указанного механизма, которые нередко высказываются. 

Требуется изменять действующие правила учета и отчетности и практику налогового контроля при несомненном улучшении администрирования данного налога и у государства появится реальная возможность существенно снизить ставку налога, в результате чего, добросовестные налогоплательщики получат в оборот добавочные финансовые ресурсы. И наконец, резко увеличатся доходы государства6.

Предложенные законодательные  нововведения, связанные с заявительным порядком возмещения НДС являются, безусловно, прогрессивными и свидетельствуют  о повышении доверия государства к налогоплательщикам. Однако пока данные новшества касаются самых крупных налогоплательщиков, составляющих меньшинство в общем количестве предприятий, уплачивающих НДС.       

История налогового администрирования  в нашей стране показала, что ужесточение  административных мер не только не решает создавшихся проблем, но и нередко усугубляет их. Результатом этих мер, как правило, становится дальнейшая усложнение налоговых отношений, усиление коррупции и возникновение новых схем ухода от налогообложения.

1 ФЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РФ В ЧАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННЫМ ФИНАНСОВЫМ ОПЕРАЦИЯМ. Принят Государственной Думой 11 июня 2013 года. Одобрен Советом Федерации 26 июня 2013 года.

2 Ушаков О.В. Налоговый контроль как форма эффективного функционирования налоговой системы// "Проблемы налогообложения, предпринимательства и менеджмента. Сборник статей. 2013. № 8. С.141

3 Официальный сайт МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ. Режим доступа - http://www.minfin.ru/ru/

4 Шаталова С.Д., Налоги и налогообложение: проблемы, пути решения и перспективы / С.Д. Шаталова // Налоговый вестник. 2010. №7. С.35-37

5 Курбангалеева О.А., О заявительном порядке возмещения НДС и других изменениях в главе 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ // "Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации". 2012.  № 4. С. 124-127

6 Сашичев В.В., Повышение эффективности налогового контроля. // Налоговая политика и практика. 2011. №7. С. 35-37

 


Информация о работе Перспективы камерального контроля по налогу на добавленную стоимость