Перспективы введения налога на недвижимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 16:54, реферат

Краткое описание

Налог на недвижимость предполагался как местный налог, который объединил бы два местных налога и один региональный. Особо отмечалось, что налог на транспортные средства, предусмотренный в то время Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц», продолжал бы взиматься.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 18.22 Кб (Скачать файл)

3. Перспективы введения  налога на недвижимость

3.1 Итоги налогового эксперимента  в Великом Новгороде и Твери  в 1997 - 2005 гг.

Налог на недвижимость предполагался  как местный налог, который объединил  бы два местных налога и один региональный. Особо отмечалось, что налог на транспортные средства, предусмотренный  в то время Законом РФ «О налогах  на имущество физических лиц», продолжал  бы взиматься.

Как показали итоги проведенного эксперимента по налогообложению недвижимости, введение налога на местном уровне требует проведения значительной по объему и срокам подготовительной работы, а также решения ряда проблем  на федеральном уровне. Конструктивное взаимодействие государственной власти и местного самоуправления Великого Новгорода и Новгородской области  позволило достигнуть определенных результатов. Прежде всего, став источником дохода для местного бюджета, налог  на недвижимость повысил ответственность  местного самоуправления за организацию  налогообложения и показал эффективность  проделанной работы. Поступления  от налога на недвижимость за период с 2000 по 2005 гг. увеличились почти в 25 раз: с 300 тыс. до 7,5 млн руб.

Помимо финансового результата эксперимент стимулировал создание реестра объектов недвижимости, содержащего  данные о 240 тыс. объектах. Более того, реестр сделал налогообложение прозрачным, чего так не достает нашей экономике.

Эксперимент стимулировал и  спрос на недвижимость. Если на 1 января 2000 г. 18 организаций имели в собственности 38 земельных участков общей площадью 916 га, то по состоянию на 1 января 2006 г. уже 140 организаций владели 228 участками  площадью 916 га.

Эксперимент послужил серьезным  основанием для объединения функций  государственного кадастрового учета  и оценки объектов недвижимости в  рамках полномочий Федерального агентства  кадастра объектов недвижимости.

Результаты эксперимента по налогообложению недвижимости исходя из рыночной стоимости объектов обсуждались  на круглом столе, организованном Комитетом  по бюджету Совета Федерации, который  прошел в январе 2006 г. в Великом  Новгороде. В его программе речь в том числе шла и о гл. 31 Налогового кодекса РФ «Местный налог  на недвижимость», которая принята  в первом чтении Государственной  Думой РФ. Безусловно, принятие этой главы можно считать существенным шагом в реформировании имущественного налогообложения организаций и  физических лиц. Вместе с тем, принимая такое решение, нужно исходить из того, что введение налога на недвижимость будет осуществляться постепенно, по мере создания определенных налоговых  условий в муниципальных образованиях, формирования рынка доступного жилья  и на основе этого увеличения доходной базы местных бюджетов.

Колоссальной и трудно разрешимой сегодня является триединая  задача по формированию единого объекта  недвижимости, регистрации прав на этот объект, а также определению  стоимости объекта для целей  налогообложения.

Плательщиками налога в ходе эксперимента являлись юридические  лица, которые владеют объектами  недвижимости (участками земли и  расположенными на них зданиями одновременно) на праве собственности. Ставка налога на недвижимость была утверждена в  размере 2% налоговой стоимости объекта  для целей налогообложения (на весь период проведения эксперимента).

В основу «новгородской» концепции  налога на недвижимость был положен  принцип включения только зданий, сооружений и земельных участков и использования методики массовой оценки на основе рыночной стоимости.

Суть эксперимента заключалась  в замене трех налогов: налога на имущество  юридических лиц, налога на имущество  физических лиц, земельного налога - одним  консолидированным налогом на недвижимость, налогооблагаемой базой которого является рыночная стоимость объекта. Эти  изменения призваны стимулировать  как развитие рынка недвижимости, его легализацию, так и более  эффективное использование земли, зданий и сооружений.

Новгородский вариант  концепции налога на недвижимость базировался  на следующих принципах:

- простота и прозрачность  системы налогообложения недвижимости. База налога определяется исходя  из рыночной стоимости объекта  недвижимости, которая понятнее  и известнее, чем балансовая  или инвентарная стоимость;

- объектом налогообложения  является земля и стоящие на  ней здания и сооружения;

- справедливость распределения  налогового бремени;

- разумная и понятная  система налоговых льгот и  стимулов, построенная на основе  анализа изменения налогового  бремени при переходе к новому  налогу.

Учитывая изложенное, введение местного налога на недвижимость позволит, во-первых, повысить ответственность  органов местного самоуправления, исключив разговоры о «необеспеченных  мандатах», во-вторых, установить баланс между предметами ведения всех уровней  публичной власти и их финансовым обеспечением, в-третьих, повысить заинтересованность органов местного самоуправления по содействию гражданам в регистрации  их прав на объекты недвижимого имущества  в соответствии с Федеральным  законом от 30 июня 2006 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные  акты Российской Федерации по вопросу  оформления в упрощенном порядке  прав граждан на отдельные объекты  недвижимого имущества».

 

3.2 Налог на недвижимость  в перспективе на 2010-2011 гг.

Одним из эффективных вариантов  пополнения доходной части бюджетов муниципальных образований является введение налога на недвижимость, в  том числе и для физических лиц.

В России может быть введен полноценный налог на недвижимость. Единым налогом на первых порах будут  облагаться жилые квартиры, дома, гаражи, прочие строения и земля под ними.

Еще в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 9 марта 2007 г. «О бюджетной  политике в 2008 - 2010 годах» В.В. Путин  акцентировал, что «налоговая политика в ближайшие три года должна быть ориентирована на создание максимально  комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития», «в связи с переходом  на утверждение бюджета на 3-летний период все наиболее принципиальные решения по совершенствованию налоговой  системы должны быть приняты и  законодательно оформлены в течение 2007 года», «необходимо принять главу  Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующую взимание налога на жилую  недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости, предусмотрев при этом такую систему  вычетов, чтобы налоговое бремя  в отношении малообеспеченных граждан  осталось на существующем уровне» http://www.kremlin.ru/text/appears/2007/03/119318.shtml.

Председатель налогового подкомитета Государственной Думы Федерального Собрания России Наталья  Бурыкина подчеркнула, что переход  к введению налога на недвижимость может занять десять лет, а в течение  этого времени имеет смысл  исчислять его в зависимости  от метража Кукол, Е. По рублю за метр [Текст] / Е.Кукол // Российская газета. - 2007. - №9. - СПС КонсультантПлюс .

Новый налог в целом  по стране может быть введен в 2010 или 2011 г.

Для жилья уровень налогообложения  должен определяться с учетом платежеспособности населения и принципа справедливого  распределения налогового бремени - чем дороже жилье, тем больше сумма  налога. Тем самым тяжесть налогового бремени переносится на более  обеспеченные слои населения.

Налог на недвижимость, рассчитанный исходя из ее рыночной стоимости, успешно  применяется во многих странах мира. Система налогообложения недвижимости хорошо зарекомендовала себя с точки  зрения выполнения фискальной, стимулирующей  и социальной функции как в  странах с хорошо развитой рыночной экономикой, так и в странах  с переходной экономикой. Налог на недвижимость составляет до 95% всех поступлений  в местные бюджеты в Нидерландах, до 81% - в Канаде и до 52% - во Франции. В США в зависимости от штата  эта доля может составлять от 10 до 70%. Поэтому при последовательном проведении концептуальных приемов  эта система может быть также  успешно внедрена в Российской Федерации. В литературе ведутся дискуссии  о том, является ли налог на недвижимость прогрессивным или регрессивным по своему характеру. Традиционная точка  зрения состоит в том, что это  налог регрессивный. В последнее  время, однако, получает распространение  так называемый новый взгляд на данный налог. Его начинают рассматривать  как прогрессивный, особенно для  тех, кто имеет низкий уровень  дохода и может получить скидки при  уплате налога. Распространению такого подхода способствует практика местных  органов, ориентирующихся на способность  налогоплательщика уплачивать налог.

В проекте Минфина России «Основные направления налоговой  политики в РФ на 2008 - 2010 гг.» хотя и отмечается возможность включения  налога на недвижимость в систему  налогов и сборов, но внимание обращено на то, что для повсеместного введения этого налога необходима объемная подготовительная работа, которая на практике может  занять несколько лет. Таким образом, для введения в России налога на недвижимость необходимо как минимум:

- завершить работу, связанную  с реализацией положений существующего  земельного законодательства (разграничение  прав собственности на землю,  межевание земель, оформление прав  на землю и т.д.);

- принять законодательство, связанное с кадастром недвижимости, формированием и регистрацией  прав на единые объекты недвижимости;

- создать единый реестр  недвижимости;

- разработать методики  массовой оценки объектов недвижимого  имущества и механизм обжалования  (в том числе досудебного) результатов  оценки;

- обеспечить взаимодействие  между налоговыми органами, органами, ведущими кадастровый и технический  учет недвижимого имущества, а  также занимающимися государственной  регистрацией прав на недвижимость  и сделок с ней Артемьев, А.А,  Гончаренко, Л.И. Ваш налоговый  адвокат [Текст] / А.А.Артемьев, Л.И.Гончаренко. - 2007. - №4. - СПС КонсультантПлюс.

Срок введения последней  главы Налогового кодекса о налоге на недвижимость физических лиц по техническим причинам отодвигается до 2011 г. Как пояснил С.Д. Шаталов, сначала надо разработать реестры  объектов и собственников недвижимости, а также систему массовой оценки, необходимую для исчисления налоговой  базы, и только потом вводить новый  налог.

Отвечая на вопросы журналистов  о предполагаемых ставках налога, замминистра отметил, что определять налоговую базу планируется исходя из приближенных к рыночным цен на недвижимость. Не предполагается увеличивать  совокупную налоговую нагрузку на граждан, которая сегодня складывается из налога на землю и налога на имущество  физических лиц. «При введении нового налога будет предусмотрена очень  серьезная система вычетов, введены  значительные необлагаемые минимумы», - подчеркнул он.

Вместе с тем Минфин России выступает за перераспределение  налога между разными категориями  граждан. В итоге владельцам элитного жилья придется раскошелиться Тишина, Е Налоговая партитура от Минфина  России [Текст] / Е.Тишина // Российский налоговый курьер. - 2008. - №4.- СПС КонсультантПлюс.


Информация о работе Перспективы введения налога на недвижимость