Оценка налоговой политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 04:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является оценка налоговой политики РФ на современном этапе и перспективы развития.
Предметом исследования является налоговая система РФ, а объектом исследования является направления налоговой политики РФ. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- исследовать теоретические основы формирования налоговой политики;
- оценить современные направления налоговой политики;
- определить перспективы развития налоговой политики РФ
- проанализировать роль налоговых поступлений в доходах консолидированного бюджета РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Понятие и формы налоговой политики 5
1.2 Субъекты налоговой политики, принципы формирования, цели и методы и налоговый механизм 9
2 СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ 14
2.1 Современная налоговая система 14
2.2 Итоги реализации налоговой политики 18
2.3 Недостатки современной налоговой политики 22
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ 24
3.1 Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала 24
2.2 Совершенствование системы налогообложения 25
4 РОЛЬ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34

Вложенные файлы: 1 файл

Otsenka_nalogovoy_politiki_Rossyskoy_Federatsii.docx

— 85.40 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

За последние несколько лет в налоговое законодательство было внесено ряд изменении, которые принесли положительные результаты. К примеру снижение налогового бремени за счет уменьшения до 20% ставы: налога на прибыль организаций, увеличение «амортизационной премии», расширение возможностей по применению специальных налоговых режимов и т.д.

Не российской налоговый системе, по-прежнему, присуши определенные недостатки. Во-первых, значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики, и возникновение множества налоговых споров.

В первую очередь это связано с нестабильностью налогового законодательства, которое является крайне запутанным к неоднозначным в плане процедур налогообложения. Так же, крайне сально «подзаконное» нормативное правовое регулирование, которое зачастую вступает в прямое противоречие с нормами Налогового кодекса РФ. За последние годы заметно ухудшилось и качество подготовки налоговых законов. Часты примеры внесения изменений и дополнений в недавно принятые налоговые законы, что свидетельствует о спешке при их подготовке, недостаточной юридической и содержательной проработке проектов. Современная российская правовая система не должна быть подвержена быстрым и многочисленным изменениям. Именно стабильность является неотъемлемым качеством права.

Во-вторых, ярким недостатком является фискальная направленность налоговой политики (при этом роль регулирующей и социальной функции налогов принижена) и недостаточное использование налоговых механизмов в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской активности, расширения производства.

В-третьих, несовершенство налогового администрирования.

Для устранения данных недостатков, а также для эффективной налоговой системы разрабатываются основные направления налоговой политики.

Целью курсовой работы является оценка налоговой политики РФ на современном этапе и перспективы развития.

Предметом исследования является налоговая система РФ, а объектом исследования является направления налоговой политики РФ.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

- исследовать теоретические основы формирования налоговой политики;

- оценить современные направления налоговой политики;

- определить перспективы  развития налоговой политики  РФ

- проанализировать роль налоговых поступлений в доходах консолидированного бюджета РФ.

Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ  НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Понятие и формы налоговой политики

Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика.

В современной экономической литературе существуют различные трактовки понятия «налоговая политика».

В.Г. Пансков под налоговой политикой понимает «совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов»1. Это определение примечательно тем, что инструменты налоговой политики в такой трактовке практически не ограничены.

Т.Ф. Юткина трактует налоговую политику как «комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов»2. Такая точка зрения, на наш взгляд, представляется узкой, отражающей лишь одну из граней налоговой политики, а именно - юридическую.

Е.С. Мураховская определяет налоговую политику как «отношения надстроечного порядка», которые «реализуют волю господствующего класса»3. Представленная трактовка заостряет внимание на том, что налоговая политика - это в первую очередь отношения, что по нашему мнению, необходимо подчеркивать.

Обобщая приведенные определения, можно отметить, что они достаточно разнородны и характеризуют различные аспекты налоговой политики. Наиболее универсальным является определение В.Г. Панскова, в соответствии с которым налоговая политика понимается как система экономических, финансовых и правовых мер, проводимых государством по формированию налоговой системы с целью использования функций налогов для достижения задач, стоящих перед экономикой в определенный момент. 4Другими словами, налоговая политика представляет собой комплекс мер воздействия на налоговую систему, который реализуется через налоговое право.

При рассмотрении налоговой политики различными авторами выяснилось, что нет единства в понимании объекта налоговой политики. По отношению к субъекту налоговой политики особой полемики не возникает. В большинстве случаев к нему относят государство. Причем, некоторые авторы уделяют особое внимание соотношению распределительных отношений между уровнями государственного управления и предприятиями.

Что касается объекта налоговой политики, то можно отметить, что в основном им считается налоговая система, налоги и налогообложение, сочетание налогов и платежей. Отдельно можно отметить трактовку налоговой политики Т.Ф. Юткиной, которая, согласно определению, объектом налоговой политики считает налоговые законы.

Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы системы и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и др. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.

Слово «политика» имеет в русском языке много значений, из которых, имея в виду именно налоговую сферу, наиболее точным следует признать определение политики как «искусства государственного управления»5. Соответственно, под налоговой политикой понимается «искусство налогового управления», где субъектом управления является государство, а непосредственным объектом управления служат налоги, налоговая система.

Так как налог – это, прежде всего, государственный доход, то налоговая политика тождественна политике госдоходов, которые генетически завязаны на госрасходах6. Отсюда немедленно следуют два важных вывода. Первый (логический) - политика государственных доходов (налоговая политика) неразрывно связана с политикой расходов государства. Поэтому в теории налоговая политика и политика государственных расходов объединяются одним термином - фискальная политика. Второй актуальный вывод (практического порядка) вытекает из первого: коль скоро налоги и бюджетные расходы неразрывны, то налоговая политика, как и политика государственных расходов, должна определяться Минфином.

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Налоговая политика (управление налоговой системой) осуществляется с помощью определенных мероприятий (управленческих решений) в области налогов. Эти решения определяются направлениями (целями) налоговой политики и могут занимать широкий диапазон: от косметических, корректировочных, текущих до реформаторских с существенными изменениями налоговой системы и заметными социально-экономическими последствиями.

Как в любом управленческом процессе, в налоговой политике обязательно присутствует постоянное соотнесение целей и результатов с тем. чтобы своевременно выявить их нежелательное расхождение и вносить необходимые изменения в решения.

Налоговая политика, как и любая другая политика государства, имеет свое содержание, которое характеризуется последовательными действиями государства по выработке научно обоснованной концепции развития налоговой системы, по определению важнейших направлений использования налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю над ее эффективностью.

Одной из форм налоговой политики выступает политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов. Подобный метод налоговой политики не способствует экономическому развитию и проводится в экстраординарные моменты.

Другой формой проявления налоговой политики является политика экономического развития, в рамках которой государство в максимально возможных    размерах    налогового    бремени    учитывает    не    только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. В этом случае ослабляется налоговый пресс. Цель данной политики состоит в обеспечении приоритетного расширения капитала, стимулировании инвестиционной активности за счет обеспечения наиболее благоприятного налогового климата.7

Третья форма налоговой политики - политика разумных налогов, представляет собой нечто среднее между первой и второй. Суть ее состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной социальной защите граждан, наличии значительного числа государственных социальных программ.

 

1.2 Субъекты налоговой  политики, принципы формирования, цели  и методы и налоговый механизм

В Российской Федерации субъектами налоговой политики являются Федерация, республики, области, края, автономные области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, а также местное самоуправление - города, районы, районы в городах.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой политики РФ:

- соотношение прямых и косвенных налогов;

- применение прогрессивных ставок налогообложения пропорциональных ставок;

- дискретность или непрерывность налогообложения;

- широта применения налоговых льгот, их характер и цели;

- использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность;

- степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;

- методы формирования налоговой базы.8

Нередко к принципам налоговой политики относят также соотношения федеральных, региональных и местных налогов.

Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые стремится достичь государство. В РФ используют следующие методы: изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

В современных условиях государства с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую политику для достижения следующих целей:

- участие государства в регулировании экономики, направленном на стимулирование или ограничение хозяйственной деятельности, а также в общественном воспроизводстве;

- обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций;

- обеспечение государственной политики регулирования доходов.9

Сложившиеся в государстве те или иные закономерности налоговых отношений отражают тактику и стратегию налоговой политики, являющейся составной частью финансовой политики. Стратегия налоговой политики направлена на реализацию перспективных целей и решение долгосрочных задач, связанных с построением или реформированием налоговой системы страны. Стратегия налоговой политики в нашей стране определяется Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ.

Тактика налоговой политики направлена на реализацию текущих целей и решение краткосрочных задач, связанных с управлением налоговой системой, трансформацией отдельных ее элементов в русле выработанной стратегии. Тактика налоговой политики определяется Правительством РФ, представительными органами субъектов РФ и местного самоуправления.

Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом экономических прогнозов, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует цели, которые представлены на рис. 1.1.

Рис. 1.1 Цели налоговой стратегии Российской Федерации10

 

Фискальная цель налоговой стратегии (функция) является основной в налогообложении, все остальные цели -вторичны.

Практическая реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм. Схематичное видение подчиненности формируемого налогового механизма реализуемой налоговой политики представлено на рис. 1.2.

Рис. 1.2 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма РФ

 

Налоговый механизм представляет собой систему правовых норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирования. Фундаментом для построения налогового механизма является налоговое законодательство, устанавливающее конкретные субъекты, ответственные за реализацию функций управления налоговой системой страны, саму совокупность налогов и сборов, субъектный состав налоговых правоотношений, конкретные алгоритмы реализации функций этого механизма. Данные функции и их содержание обуславливаются сущностью и функциями самих налогов, они ориентированы на обеспечение эффективного функционирования налоговой системы.

Информация о работе Оценка налоговой политики РФ