Налог на доходы физических лиц эволюция, перспективы развития и роль в формировании доходной части бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания работы является изучение теоретического аспекта налога на доходы физических лиц и анализ роли НДФЛ в формировании доходной части бюджетов России и Франции.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- исследовать исторические основы налогообложения;
- проанализировать практику исчисления и взимания НДФЛ в России и зарубежных странах на примере Франции;

Содержание

Введение 3
Теоретические аспекты налога на доходы физических лиц 5
1.1 История развития подоходного налога 5
1.2 Экономическая сущность и основные элементы НДФЛ 8
1.3 Зарубежное налогообложение НДФЛ на примере Франции 18
Роль НДФЛ в формировании дохода РФ и Франции 24
2.1 Анализ практики исчисления и взимания НДФЛ в РФ 24
2.2 Анализ практики исчисления и взимания НДФЛ во Франции 27
2.3 Сравнительный анализ налогообложения НДФЛ РФ и Франции 29
Проблемы и перспективы развития НДФЛ в России 35
3.1 Проблемы НДФЛ в России 35
3.2 Перспективы развития НДФЛ в России 37
3.3 Применение зарубежного опыта в налогообложении РФ 38
Заключение 42
Список использованных источников 44

Вложенные файлы: 1 файл

Хайдукова Е.С.4412б.docx

— 70.02 Кб (Скачать файл)

На основании ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц для резидентов признается любой доход, полученный как от источников в Российской Федерации, так и за ее пределами, а для нерезидентов - только доход, полученный на территории России.

При этом в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй НК РФ устанавливаются только особенности определения дохода как объекта налогообложения по налогу на доходы физических лиц. Само определение данного понятия содержится  в ст.41 НК РФ. Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

Таким образом, основным критерием для отнесения тех или иных поступлений в адрес налогоплательщика является критерий их экономической       выгодности. Однако определения понятия "выгода" в налоговом законодательстве не содержится. Учитывая, что данное понятие является оценочным и может иметь различные толкования, то выбранный законодателем способ определения дохода через экономическую выгоду является не совсем удачным.

В словарях можно встретить следующие определения понятия "выгода":

1. Выгода - прибыль, польза, извлекаемая из чего-нибудь, преимущество, интерес (чаще материальный).

2. Выгода - получение  определенных преимуществ, дополнительного  дохода, прибыли.

Принимая во внимание вышеуказанные определения можно прийти к выводу, что экономическая выгода подразумевает под собой превышение сумм, поступивших лицу, над расходами, связанными с получением этой суммы. Однако, исходя из статей главы 23 НК РФ, можно сделать вывод, что любые получаемые налогоплательщиком суммы или имущество являются для целей налогообложения его доходом, если они не входят в исчерпывающий перечень необлагаемых доходов, приведенный в НК РФ. Признавая доходом все поступления в адрес налогоплательщика, можно прийти к выводу, что доходом являются также денежные средства, получаемые налогоплательщиком на началах возвратности и срочности, в том числе по договорам займа и кредитным договорам, а также получаемые для исполнения поручения третьего лица, суммы убытков и возмещения имущественного ущерба, задолженности налогоплательщика по истечении срока исковой давности и другие, которые фактически не должны признаваться доходом.

Ст.  217 НК РФ устанавливает исчерпывающий перечень доходов, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения). Данный перечень является единым и подлежит применению на всей территории РФ как в отношении физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, так и в отношении физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. При получении таких доходов объекта налогообложения не возникает. Однако и в этом случае возникают разногласия в понимании. Так, например, спорной является ситуация возникающая в связи с задержкой выплаты заработной платы работодателем. В соответствии со статьей 236 Трудового Кодекса работодатель обязан выплатить проценты при задержке зарплаты. При этом существует проблема налогообложения данных процентов.

Таким образом, подобная неоднозначность и нечеткость законодательных положений, касающихся определения объекта налогообложения по налогу на доходы физических лиц ведет к различной трактовке отнесения тех или иных сумм к объекту налогообложения налогом на доходы физических лиц, что в результате приводит к нарушению принципа установления законом объекта налогообложения, злоупотреблениям со стороны налоговых органов и, как следствие, нарушению прав налогоплательщиков.

3.2 Перспективы  развития НДФЛ в России

В настоящее время рассматривается вопрос о предоставлении вычета по НДФЛ при приобретении жилья в совместную собственность с несовершеннолетними детьми, распределении вычета при приобретении имущества в общую собственность, а также о возможности получения налогового вычета в пределах установленного ограничения лицами, приобретающими имущество в совместную собственность (проект федерального закона о внесении изменений в главу 23 Налогового кодекса Российской Федерации принят Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении);

Подготавливается решение об освобождении от НДФЛ ряда социально значимых выплат (доходов граждан) (в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект федерального закона № 88702-6 "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения от налога на доходы физических лиц сумм единовременной материальной помощи, выплачиваемых за счет средств стипендиального фонда студентам, аспирантам, докторантам)");

Ведется работа по систематизации перечня доходов, освобождаемых от НДФЛ, устранению имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм, а также упорядочению налогообложения компенсационных выплат (проект федерального закона № 514481-5 "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" принят Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении).

3.3 Применение  зарубежного опыта в налогообложении  РФ

В настоящее время широко обсуждаются перспективы реформы налога на доходы физических лиц в РФ с целью максимизации его фискальных функций и достижения справедливости налогообложения. Первым шагом на пути реализации реформы должно стать изучение зарубежного опыта налогообложения доходов физических лиц.

Учитывая природу подоходного налога как налога, взимаемого физических лиц, а также его непосредственное влияние на социальную сферу, целесообразным является рассмотрение практического опыта в этой области тех стран, для которых характерен наиболее высокий показатель уровня жизни. Такими странами в соответствии с Докладом ООН о человеческом развитии в 2010 году признаны Швеция, Франция, Дания, Соединенные Штаты Америки Все эти страны входят в рейтинг стран с наиболее высоким уровнем жизни.

Налогообложение доходов физических лиц в вышеназванных странах имеет определенные схожие черты, в частности, в подавляющем большинстве зарубежных государств применяется прогрессивная шкала налоговых ставок, налоговая база определяется путем вычета из полученного дохода расходов, направленных на его получение. При этом больше половины доходов бюджетов в рассмотренных странах формируется за счет подоходного налога.

Вместе с тем стоит также обратить внимание на определенные особенности подоходного налогообложения, характерные для различных зарубежных стран. Манипулирование налоговыми ставками, налоговыми вычетами и льготами, а также другими элементами налога позволяет разным странам по-разному использовать подоходный налог в качестве регулятора социальной сферы. Например, в Швеции за счет данного налога в бюджет государства поступают существенные денежные ресурсы, которые впоследствии направляются на финансирование социальных расходов. Во Франции, напротив, подоходный налог призван стимулировать расходы граждан на социальную сферу, в частности, путем установления налоговых вычетов в суммах, направленных на содержание престарелых родителей, на благотворительность и т.д.

Определение налоговой базы как совокупного дохода семьи также является особенностью подоходного налога некоторых зарубежных государств, что позволяет при расчете налога учесть в числе прочих и личные потребности налогоплательщика (например, наличие иждивенцев).

Стоит отметить высокий уровень налогового администрирования в зарубежных странах, который, к сожалению, на сегодняшний день несравним с российским. В зарубежных странах сумма налога, как правило, рассчитывается самими налоговыми органами, которые имеют доступ ко всем данным, необходимым для осуществления расчета (Швеция, Дания).

Много внимания со стороны налоговых властей в зарубежных странах уделяется уровню собираемости налога, для повышения которого устанавливаются высокие штрафы за неполную или несвоевременную уплату, а также применяется поощрение в виде выплаты процентов на переплаченную в течение года сумму налога (Дания).

Некоторые элементы подоходного налога, используемые в зарубежных странах, могут быть применены в практике подоходного налогообложения в России, при этом внедрение данных элементов в налоговое законодательство необходимо осуществлять поэтапно.

Переход к прогрессивной шкале налоговых ставок в настоящее время очевидно требуется, однако данное нововведение следует реализовывать постепенно, и представляется целесообразным начать с установления необлагаемого минимума, соответствующего на начальных этапах реформы прожиточному минимуму, официально установленному для соответствующего субъекта. В дальнейшем необлагаемый минимум подлежит увеличению с параллельным установлением прогрессивной шкалы налоговых ставок в зависимости от размера получаемого дохода. При этом в процессе реализации данных преобразований необходимо осуществлять постоянный контроль статистических данных об уровне доходов граждан и при установлении ставок прогрессии исходить из их размеров, чтобы избежать несоблюдения одного из основных принципов налогообложения - учета финансовых возможностей налогоплательщика.

Параллельно преобразованию шкалы налоговых ставок следует осуществлять постепенный переход к качественно новому уровню налогового администрирования, что является основополагающим элементом новой системы подоходного налогообложения. Целесообразным видится организация базы данных с ведением информации по каждому налогоплательщику по примеру Швеции с возможностью доступа налоговых органов к данным, которые фиксируются другими органами власти. Это позволит налоговым органам самостоятельно рассчитывать сумму налога. Также имеет смысл организация бесплатных семинаров, информирование посредством почты или сети Интернет налогоплательщиков о правилах и особенностях уплаты налога на доходы физических лиц.

Следующим важным шагом является изменение системы расчета налогооблагаемой базы. По примеру зарубежных стран налоговую базу необходимо рассчитывать путем вычитания из суммы полученных доходов суммы расходов, осуществленных с целью получения доходов. Кроме того, необходимо произвести коренную перестройку системы налоговых вычетов, в частности, увеличить их размер соответственно текущей экономической ситуации. Манипулирование налоговыми вычетами является в настоящее время тем инструментом, который будет способствовать реализации социальной функции налога, так как на начальных этапах реформы подоходного налогообложения резкое введение высоких налоговых ставок невозможно. Таким образом, в настоящее время реализовывать регулирующую функцию налога необходимо по примеру Франции.

Дополнительным нововведением может стать налогообложение совокупных доходов семьи, что позволит учитывать личные потребности и особенности финансового положения каждого налогоплательщика, такие как необходимость содержания иждивенцев, престарелых родителей, неработающих членов семьи, несовершеннолетних детей и т.п.

Регулирующая функция налога может и должна быть использована в отечественном налогообложении, особенно в современной российской экономике, для которой характерно бурное развитие новых или традиционно высокодоходных производств с максимальным извлечением прибыли и крайне медленное развитие всех прочих отраслей. Отчасти именно этим обусловлен значительный разрыв в доходах граждан, на сокращение которого должна быть направлена предстоящая реформа. Для реализации названной задачи необходимо тщательно, с учетом зарубежного опыта и особенностей российской экономики и социальной сферы осуществлять плавный переход к такой системе подоходного налогообложения, которая будет обеспечивать высокими доходами бюджет и способствовать перераспределению национального дохода в пользу наименее социально защищенных слоев населения.

 

 

Заключение

Налоги с населения - неотъемлемая часть экономической системы любой страны. Во всех экономически развитых странах подоходный налог с физических лиц является основным источником доходов государственного бюджета. В нашей же стране основное налоговое бремя ложится на юридических лиц. Это можно считать одной из особенностей российской фискальной политики. Низкие доходы основной массы населения вряд ли могут обеспечить достаточные поступления в государственный бюджет. Поэтому бизнес, юридические лица несут повышенную налоговую нагрузку, что отрицательно сказывается на инвестиционной политике предприятий и темпах экономического роста государства.

"Налоги" - это привычное слово зачастую  произносится с тревогой, а иногда  и с возмущением, как предпринимателями, так и рядовыми тружениками. Люди  с озабоченностью говорят о  возросшей тяжести налогов, об  обременительной и непривычной  необходимости представлять в  налоговые инспекции декларации  о доходах, горячо обсуждают, какие  налоги и когда надо платить, каковы их ставки. Причина беспокойства, вероятно, заключается в том, что  введение с начала 1992 года новой  налоговой системы связано в  сознании большинства граждан  России с массой непонятных  изменений по сравнению с привычным  порядком налогообложения. Появление  новых видов налогов означает  для предприятий усложнение расчетов  и отчетности по налогообложению, нынешний механизм взимания подоходного  налога с граждан требует от  налогоплательщиков строгого фиксирования  всех полученных в течение  года доходов и тщательного  заполнения налоговой декларации. Еще одна проблема - соблюдение  сроков, установленных для выплаты  каждого вида налогов. В настоящее  время многие положения нового  российского законодательства о  налогах дискутируется среди  депутатов, предпринимателей, хозяйственных  руководителей. При этом, как правило, предлагаются изменения и состава, и ставок, и порядка взимания налогов. Основные черты новой системы налогообложения России уже сейчас весьма близки к системам налогообложения стран с развитой рыночной экономикой.

Ко всему прочему и само налоговое законодательство в отношении физических лиц имеет множество существенных недостатков. Критически важно прекратить практику хаотичного внесения поправок в налоговое законодательство, увеличив период действия стабильных правил. Поправки, ухудшающие положение налогоплательщиков, должны вноситься строго в соответствии с регламентом, предписанным законодательством. Необходимо улучшить информирование налогоплательщиков, сократить возможности сотрудников фискальных служб произвольно толковать неопределенные положения налогового законодательства.

Информация о работе Налог на доходы физических лиц эволюция, перспективы развития и роль в формировании доходной части бюджета