Налог на добычу полезных ископаемых: действующий порядок исчисления, перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение налога на добычу полезных ископаемых.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретических основ налога на добычу полезных ископаемых (налогоплательщики, ставки, объект налогообложения, налоговый период);
- провести анализ и динамику поступления налога на добычу полезных ископаемых по РФ и Орловской области;
- проанализировать действующую систему исчисления уплаты налога;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОБЫЧИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ……………………………………………… 6
1.1. История возникновения налога на добычу полезных ископаемых 6
1.2. Основные элементы налога на добычу полезных ископаемых… 8
1.3. Налоги и взносы на добычу полезных ископаемых в зарубежных
странах ………………………………………………………………… 20
ГЛАВА II. АНАЛИЗ И ДИНАМИКА ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГА НА
ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ …………………………………. 23
2.1. Анализ и динамика поступления налога на добычу полезных
ископаемых в Федеральный бюджет РФ …………………………… 23
2.2. Анализ и динамика поступления налога на добычу полезных
ископаемых по Орловской области ………………………………… 26
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА
ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ………………………………... 29
3.1. Проблемы развития налога на добычу полезных ископаемых 29
3.2. Перспективы развития налога на добычу полезных ископаемых 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………… 38
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральные налоги.Курсовая.docx

— 90.09 Кб (Скачать файл)

 

Доля поступлений налога на добычу нефти составила 88,6% и снизилась  по сравнению с соответствующим  периодом 2008г. на 3,7 процентного пункта при увеличении доли налогов на остальные  полезные ископаемые. В ноябре 2009г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 110,4 млрд.рублей, что на 9,4% больше по сравнению с  предыдущим месяцем.

В расчетах прогнозируемых поступлений  по налогу на добычу полезных ископаемых учтены ожидаемые: объемы добычи, прогнозируемый уровень цен на полезные ископаемые (базовый показатель - цена на нефть  марки "Юралс" заложена в размере 21,5 долларов за баррель), прогноз официального курса рубля по отношению к доллару США (33,7 рубля за 1 доллар), а также ставки налогообложения с учетом внесенных изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации.

В бюджетном Кодексе на 2009 год  прогнозировался объем сборов за счет налога на добычу полезных ископаемых в размере 181,9 млрд. руб., или 99% от общего объема платежей за пользование природными ресурсами. Уровень собираемости данного налога заложен в размере 98%, определенном, исходя из оценки соответствующих поступлений в 2008 году. По сравнению с аналогичным показателем (установленным законом) текущего года поступления от налога на добычу полезных ископаемых (выраженные в текущих ценах) возрастут на 5%, а в сопоставимых ценах ожидается их снижение на 6-8%

Фактически может произойти  еще более резкое снижение соответствующих  поступлений, поскольку ожидается  перевыполнение задания по этому  показателю.

Изменение поступлений от налога на добычу полезных ископаемых в наибольший степени зависит от сбора от налога на добычу нефти. В 2008 году облагаемый налогом объем добычи нефти составил 378,2 млн. тонн (97% от всего планируемого объема добычи). Ставка налога определена исходя из планируемой цены на нефть марки "Юралс" и курса рубля по отношению к доллару США. Налоговая ставка на 2008 год составляла 613,82 рубля за тонну10.

Как отмечают эксперты, привязка к  внешним экономическим факторам с высокой степенью неопределенности их динамики, может привести к существенным потерям поступлений в федеральный  бюджет за счет налога на добычу полезных ископаемых. В результате федеральный  бюджет может лишиться дополнительных резервов для увеличения финансирования природно-ресурсного комплекса.

 

 

2.2. Анализ и динамика поступления  налога на добычу полезных  ископаемых по Орловской области

 

В 2009 году среди субъектов Российской Федерации  УФНС России по Орловской области  на протяжении всех четырех кварталов  по эффективности деятельности входило  в число первых десяти субъектов. На территории нашей области в минувшем году в бюджетную систему Российской Федерации - с учётом единого социального налога и платежей, поступающих во внебюджетные фонды, - поступило около 20,4 миллиарда рублей. По сравнению с 2008 годом это на 8,3% (1,8 миллиарда рублей) меньше. В то же время в среднем по России платежи сократились на 16,5 процента.

В четвертом  квартале 2009 года поступления налогов  в бюджетную систему увеличились  почти на 8 процентов по сравнению  с аналогичным периодом 2008-го. В  итоге только за один квартал разрыв в поступлениях сократился почти  на 450 миллионов рублей. В прошлом  году обеспечено исполнение запланированных  показателей в бюджеты всех уровней  и внебюджетные фонды. Консолидированный  бюджет исполнен на 106,9 процента, федеральный - на 126,1 процента. Платежи территориального бюджета также превысили запланированные  объемы - 101,6 процента. Доходы государственных  внебюджетных фондов превысили плановые показатели на 2 - 7 процентов11.

Федеральная служба государственной статистики назвала Орловскую область в  числе регионов со значительным ростом индекса производства добычи полезных ископаемых. Рост индекса добычи полезных ископаемых в Орловской области в 2008 году составил 156%. В то же время, индекс добычи полезных ископаемых в первом полугодии 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. в целом в Российской Федерации составил 100,2%.

На 1 июля 2009 года в консолидированные бюджеты  субъектов Центрального федерального округа поступило 753.8 млрд. рублей налоговых  и неналоговых доходов, что составляет 82.0% от объемов поступлений на 1 июля 2008 года (темп в среднем по Российской Федерации 84.6%)

Сокращение  поступлений налоговых и неналоговых  доходов произошло в Орловской област (тыс.рублей): по состоянию на 01.07.2008г. - 6 007 795 по состоянию на 01.07.2009г. - 4 910 759; темп роста - 82%.

На 1 июля 2009 года в консолидированные бюджеты  субъектов Центрального федерального округа поступило 0.4 млрд. рублей налога на добычу полезных ископаемых, что  составляет 76.2% от объемов поступлений  на 1 июля 2008 года (темп в среднем  по Российской Федерации 56.7%). Сокращение поступлений налога на добычу полезных ископаемых произошло в 17 региона. Орловская область: по состоянию на 01.07.2008г. - 2 438 тыс. руб.; по состоянию на 01.07.2009г. - 2 300 тыс. руб.; темп роста - 94%.

По данным Управления Федеральной налоговой  службы по Орловской области в 2008 году поступило налогов за пользование природными ресурсами на 52,5 % больше, чем в 2007 году. (Таблица 1)

Таблица 1.

Динамика  поступления доходов, администрируемых налоговыми органами, в территориальный бюджет (2007-2008 гг.) по Орловской области12

 

 

январь-декабрь 2008 года

январь-декабрь 2007 года

2008 к 2007 году

+. -

%

Всего по налоговым и другим доходам

11 269,7

8 907,9

2 361,8

126,5

Налоговые доходы

11 261,6

8 901,5

2 360,1

126,5

Налоги, сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами

9,3

6,1

3,2

152,5


Налоги  за пользование природными ресурсами  в январе-сентябре 2009 года составили 0,1 % от общих поступлений. (Таблица 2)

Таблица 2.

Динамика  поступления доходов, администрируемых налоговыми органами, в территориальный  бюджет (январь-сентябрь 2009 года) по Орловской  области13

 

 

январь-сентябрь 2009 года, млн. руб.

Удельный вес, %

Всего по налоговым и другим доходам

6 696.6

100,0

Налоговые доходы

6 691,8

99,9

Налоги, сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами

5,9

0,1


 

Отчеты  о налоговой базе и структуре  начислений по налогу на добычу полезных ископаемых в Орловской области  за 2007-2008 годы представлены в Приложении 3.

Анализ  структуры начислений по налогу на добычу полезных ископаемых показывает, что в 2007 году  перечислено 118100 тыс.руб. Сумма налога, не поступившего в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот с применением коэф. 0,7 – 48 тыс.руб.

Анализ  структуры начислений по налогу на добычу полезных ископаемых в 2008 году показывает, что количество налогоплательщиков уменьшилось с 32 в 2007 году до 27 в 2008 году. Это означает, что кризис непосредственно касается и сферы добычи полезных ископаемых в регионах, не добывающих нефть и газ.

Федеральный бюджет предусматривает объем нефтегазовых доходов бюджета в 2009 году будет равен 4,69 трлн рублей (9,1% ВВП), в 2010 году – 4,53 трлн рублей (7,7% ВВП), в 2011 году – 4,64 трлн рублей (6,9% ВВП). Предполагается, что показатель будет находиться примерно на одном и том же уровне по отношению к ВВП на протяжении всех трех лет.

 

 

ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

 

3.1. Проблемы развития налога на  добычу полезных ископаемых

 

В последнее  время в обществе активно обсуждаются  вопросы увеличения налогообложения  добывающих отраслей промышленности. При этом одной из наиболее популярных «технологий» изъятия сверхприбылей  называется введение природной ренты.

Мнения  по этому вопросу в обществе разделились.

Сторонники  введения природной ренты утверждают, что нефтяники полностью присваивают  себе сверхдоходы от продажи нефти. Логическим продолжением этого мнения является требование о необходимости  изъятия у них сверхприбылей  путем введения специального налога - природной ренты. Апологеты этой точки зрения выступают за справедливое, как они считают, перераспределение доходов нефтяников в пользу неконкурентоспособных предприятий.

Противники  введения природной ренты утверждают, что для введения ренты нет  ни малейших оснований; что налогообложение добывающих отраслей у нас оптимальное, а налогообложение обрабатывающих отраслей - повышенное. Поэтому сегодня надо понизить общую налоговую базу и для тех, и для других. И при этом повысить специальную налоговую базу. Но сделать это не какими-то рентами или разделами продукции, а, например, акцизами.

Вопрос налогообложения добывающих отраслей, имеющих сверхприбыль, и обрабатывающих отраслей, которые необходимо развивать, чтобы слезть с нефтегазовой иглы, является сегодня актуальным. Рентабельность нефтяного комплекса в России намного опережает среднюю рентабельность по промышленности в целом. Так, если рентабельность по всей промышленности составляла в 2000 году 24,7 процента, то по нефтяному комплексу она на порядок выше14.

В большинстве  стран, которым посчастливилось жить «на нефти», недра и их содержимое находятся в руках государства.

Исключением являются разве что США, где собственниками недр могут быть и государство, и  частные компании. Но американцы зарабатывают деньги и решают свои социальные проблемы не за счет одной отрасли экономики. Если кто-то что-то где-то из земли и  качает, то, сколько с них брать и как собранные деньги потратить, решит штат, на чьей территории расположено месторождение.

Особую  группу составляют ближневосточные  страны: Бахрейн, Кувейт, Йемен, Саудовская Аравия, ОАЕ. И разведка, и транспортировка, и добыча, и продажа нефти там  находятся в руках государственных  компаний. Государства эти - монархии, и нефть фактически принадлежит  царствующим династиям эмиров, шейхов и королей и ими же контролируется. Но короли и эмиры нефтедолларами с населением делятся, хотя, конечно, не поровну.

В Норвегии нефтяные компании отдают казне 78 процентов  прибыли. Средства эти идут через  бюджет на социальные нужды, обеспечивая  населению один из самых высоких  уровней жизни в мире. Все, что  остается после трат на образование, медицину и прочие социальные нужды, вкладывается в ценные бумаги или  инвестируется в экономику. Все, что остается после трат на образование, медицину и прочие социальные нужды, вкладывается в ценные бумаги или инвестируется в экономику.

В России совершенно другое положение в «нефтянке». Плата за пользование недрами - это  экспортная пошлина и налог на добычу полезных ископаемых.  Введенный  с 2002 года налог на добычу природных  ресурсов, занимает четвертое место  среди всех налогов в России и  с его помощью изымается значительная часть доходов сырьевого сектора.

Государство ввело единый налог на добычу полезных ископаемых с очень простым начислением, которое игнорирует различия в качестве. Однако этот недостаток перевешивается простотой, которая исключает бюрократические  злоупотребления.

Сторонники  введения природной ренты рассматривают возможность введения ее, ссылаясь на пример Норвегии, где действительно существует фонд будущих поколений. Но там другая культура! Там министр может подать в отставку, если в печати его обвинят в коррупции. Ссылаются на систему Эмиратов. Но там имеется специальный центр, который действительно контролирует распределение денег. Строят аэропорты, дороги, системы орошения... У нас же есть центры по изъятию денег и их перераспределению в пользу отдельных групп, а вот центров, которые бы действительно заботились о будущих поколениях, увы, нет.

«Основными направлениями налоговой политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» предлагается замена налога на добычу полезных ископаемых «налогом на сверхприбыли», который планируется взимать дифференцировано при добыче полезных ископаемых в зависимости от интенсивности добычи, степени освоенности месторождения и других факторов.

Это форма  изъятия ренты представляется наиболее эффективной с экономической  точки зрения и применяется в  налоговых системах ряда развитых нефтедобывающих  стран - в Норвегии, Великобритании и США. С 2009 года указанную форму налогообложения применяет Казахстан.

 

3.2. Перспективы развития налога на добычу полезных ископаемых

 

В условиях мирового финансового кризиса сокращение объемов промышленного производства, негативная тенденция изменения иных макроэкономических показателей приводит к росту задолженности по налогам и сборам перед бюджетной системой Российской Федерации.

В рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2008 году в оперативном порядке  были внесены целый ряд уточнений  и изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности, введены налоговые льготы по  налогу   на   добычу   полезных   ископаемых  при добыче нефти, включая  снижение его ставки15.

В 2008 году принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», направленный на решение проблемы сохранения уровня добычи нефти, а также вовлечение в разработку новых месторождений, разработка которых связана с повышенными затратами в неосвоенных регионах с неразвитой инфраструктурой.

Информация о работе Налог на добычу полезных ископаемых: действующий порядок исчисления, перспективы развития