Налог на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:53, контрольная работа

Краткое описание

Налоги и сборы являются источниками бюджетных поступлений и важнейшими структурными элементами рыночного типа. В Налоговом кодексе РФ сформулированы основные понятия, применяемые в налоговом законодательстве.
Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития и вытекает из функций и задач государства, выполнение которых требует средств.
Налог на добавленную стоимость самый сложный. В отличие от других налогов, которые всегда взимаются в пользу государства, НДС - может взиматься в пользу налогоплательщика. Актуальность решения проблемы исчисления и уплаты НДС возникла сразу же после введения данного налога в РФ. Отсутствие научно обоснованных расчетов элементов налогооблагаемой базы, экономических возможностей налогоплательщиков, потребностей бюджета, соотношений между различными видами налогов и общей суммой бюджетных потребностей.

Вложенные файлы: 1 файл

контроша.docx

— 29.40 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Налоги и сборы являются источниками  бюджетных поступлений и важнейшими структурными элементами рыночного  типа. В Налоговом кодексе РФ сформулированы основные понятия, применяемые в налоговом законодательстве.

Необходимость налогов обусловлена  потребностями общественного развития и вытекает из функций и задач  государства, выполнение которых требует  средств.

Налог на добавленную стоимость  самый сложный. В отличие от других налогов, которые всегда взимаются  в пользу государства, НДС - может  взиматься в пользу налогоплательщика. Актуальность решения проблемы исчисления и уплаты НДС возникла сразу же после введения данного налога в  РФ. Отсутствие научно обоснованных расчетов элементов налогооблагаемой базы, экономических  возможностей налогоплательщиков, потребностей бюджета, соотношений между различными видами налогов и общей суммой бюджетных потребностей.

Вступившая в силу с 1 января 2001г. глава 21 "Налог на добавленную  стоимость" части второй Налогового кодекса РФ, даже с учётом внесённых  изменений и дополнений, не устранила  по ряду существенных вопросов функционирования налога на добавленную стоимость  неточностей, нерешённых проблем, не позволяющие  однозначно и твердо руководствоваться  налоговым законодательством. Но также  просчеты законодательства и незначительный срок практики применения данного налога вызвали отдельные спорные моменты.

 

 

 

 

 

 

Налог на добавленную  стоимость: характеристика налога, налоговая  ставка, объект налогообложения, налоговые  льготы, срок уплаты, порядок освобождения от уплаты налога, порядок и сроки  подачи деклараций.

1.Характеристика  налога.

Налог на добавленную стоимость  и акцизы являются федеральными налогами и в полном объеме уплачиваются в  федеральный бюджет (за исключением  акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья и акцизов на спиртосодержащую продукцию – по нормативу 50 процентов). Эти налоги относятся к категории  косвенных налогов, которые устанавливаются  в виде надбавки к  цене или тарифу товаров (работ, услуг). 
НДС — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

2.Налоговая  ставка.

Статьей 164 НКРФ установлены три  налоговые ставки: 18%, 10% и 0%. Основная масса организаций и ИП платит 18 процентов налога на добавленную  стоимость в бюджет. Льготная ставка 10% применяется при реализации основных видом сельскохозяйственной продукции  и продуктов питания, товаров  для детей, периодических печатных изданий, медицинской продукции. Нулевой  тариф НДС используется главным  образом при экспорте через свободную  таможенную зону и для ряда услуг  по перевозке. Несмотря на то, что оплата налога по нулевой ставке фактически не делается, эти операции все равно надо включать в налоговую декларацию на добавочную стоимость (так называемая «нулевая декларация» о налоге). Как посчитать НДС? Для расчета суммы отчислений можно использовать специальный налоговый калькулятор, который встречается онлайн на некоторых сайтах. Пользоваться таким калькулятором достаточно просто: нужно выбрать вид товара, с продажи которого взимается налог, указать его стоимость, и калькулятор НДС рассчитает сумму, которую нужно уплатить в налоговые органы. В принципе, это легко сделать и без данной опции, поскольку формула для расчета крайне проста: достаточно лишь найти вид продукции или услуги в Налоговом кодексе, чтобы узнать, какая ставка применяется, а дальше умножить цену товара на полученный коэффициент. Чтобы выделить НДС из цены проданного товара, нужно проделать похожую операцию: в зависимости от тарифа взять 10 или 18 процентов от его продажной стоимости, это и будет расчетная сумма.

3.Объект  налогообложения.

Объектом налогообложения  признаются следующие операции: 
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав; 
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; 
3)выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; 
4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

4. Налоговые льготы

Согласно положениям части  второй НК РФ, общие условия применения налоговых льгот по НДС следующие:

Общими условиями применения льгот являются:

  • ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и не подлежащих налогообложению. Таково требование пункта 4 статьи 149 НК РФ;
  • наличие лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такое требование выдвигает пункт 6 статьи 149 НК РФ.

Фактически все льготы можно разделить на три группы:

1.      льготы, предоставляемые при реализации определенных видов товаров (работ, услуг);

2.      льготы, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков;

3.      льготы, предоставляемые при осуществлении отдельных операций.

Льготы, предоставляемые  при реализации определенных видов  товаров:

  • реализация почтовых марок, маркированных открыток и маркированных конвертов;
  • реализация лотерейных билетов;
  • реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
  • реализация некоторых медицинских товаров;
  • реализация монет из драгоценных металлов (кроме коллекционных);
  • услуги по гарантийному ремонту товаров в период гарантийного срока эксплуатации;
  • ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры, а также культовых зданий и сооружений;
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджетных средств;
  • реализация драгоценных металлов и камней, руды, содержащей драгоценные металлы, необработанных алмазов, лома и отходов драгоценных металлов;
  • реализация ценных бумаг и инструментов срочных сделок;
  • производство продуктов питания для учебных и медицинских учреждений, детских дошкольных учреждений;
  • медицинские услуги;
  • услуги по перевозке пассажиров;
  • проведение работ по тушению лесных пожаров;
  • услуги по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, оказываемые непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации;
  • работы и услуги по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах, а также лоцманская проводка;
  • услуги по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения организациями физкультуры и спорта спортивно-зрелищных мероприятий.

Льготы, предоставляемые  определенным категориям налогоплательщиков:

  • услуги в сфере образования;
  • реализация товаров в магазинах беспошлинной торговли;
  • услуги учреждений культуры и искусства, реализация входных билетов организациями физкультуры и спорта;
  • работы организаций кинематографии по производству кинопродукции;
  • реализация товаров общественными организациями инвалидов и организациями, собственниками которых являются общественные организации инвалидов;
  • реализация товаров лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения;
  • услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, оформленные путевками или курсовками;
  • реализация продукции сельскохозяйственными производителями;
  • архивные услуги;
  • ритуальные услуги;
  • банковские операции;
  • услуги по страхованию;
  • услуги по негосударственному пенсионному обеспечению;
  • проведение основанных на риске игр организациями игорного бизнеса;
  • услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях;
  • проведение занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях и студиях;
  • реализация предметов религиозного назначения и религиозной литературы;
  • услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты;
  • услуги аптечных учреждений по изготовлению лекарственных средств, изготовлению и ремонту очковой оптики (кроме солнцезащитной), ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий;
  • оказание услуг членами коллегий адвокатов, а также оказание услуг коллегиями адвокатов членам этих коллегий в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;
  • услуги, за которые уполномоченными органами взимается государственная пошлина;
  • передача товаров для собственных нужд организациями уголовно-исполнительной системы.

Льготы, предоставляемые  при осуществлении определенных операций:

  • услуги по предоставлению в аренду служебных или жилых помещений иностранным гражданам или организациям, имеющим аккредитацию в России;
  • услуги по предоставлению займа в денежной форме;
  • реализация долей в уставном капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах;
  • работы, выполняемые в период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства для военнослужащих;
  • передача товаров безвозмездно в рамках благотворительной деятельности;
  • реализация товаров в рамках оказания безвозмездной помощи;
  • предоставление в пользование жилых помещений.

Возможность применения налоговых  льгот налогоплательщиком, претендующим на ту или иную льготу по НДС, зависит  от соблюдения им ряда условий пользования  льготами, установленных НК РФ. Предусмотренные  НК РФ условия пользования льготами условно можно разделить на общие  условия применения налоговых льгот, то есть условия, распространяемые на всех без исключения соискателей  льгот, и специальные, установленные  в зависимости от конкретной льготы по налогу на добавленную стоимость.

 

5. Срок  уплаты

Налоговый период по НДС  устанавливается как квартал. Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого  налогового периода исходя из фактической  реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных  нужд, работ, оказания, в том числе  для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой  декларации по НДС утверждена приказом Минфина РФ от 15.10.2009 № 104н.

6.Порядок  освобождения от уплаты налога

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право  на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с  исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки  от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два  миллиона рублей.

Данное положение не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные  товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, получившие статус участника проекта по осуществлению  исследований, разработок и коммерциализации их результатов (имеют право на освобождение в течение десяти лет со дня  получения ими статуса участника проекта). 
Освобождение не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащих налогообложению. 
Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев. 
Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики, начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.

7.Порядок  и сроки подачи деклараций.

Если среднесписочная  численность работников налогоплательщика  на 1 января 2007-го года не менее 250 человек, - он обязан представить декларацию в электронном виде в порядке, предусмотренном Приказом МНС РФ от 2 апреля 2002г. №БГ-3-32/169. С первого  января 2008-го года данная обязанность  возлагается на налогоплательщика  при его среднесписочной численности  от 100 человек.      Налогоплательщики и налоговые агенты обязаны представить декларацию в налоговые органы в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, согласно п.5 ст.174 НК РФ.  В 2007-м году налоговым периодом, согласно ст.163 НК РФ, признается календарный месяц или квартал.       Поквартально могут представлять: налогоплательщики (налоговые агенты) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг), без учета налога, не превышающими два миллиона рублей (п.2 ст.163 НК РФ).      Помесячно обязаны представлять: прочие налогоплательщики (налоговые агенты) (п.1 ст.163 НК РФ).       С первого января 2008-го года налоговым периодом для всех налогоплательщиков, в том числе исполняющих обязанности налоговых агентов станет квартал - вне зависимости от объема выручки.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налог на добавленную стоимость (НДС) является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран. Это косвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителем. Представляет собой форму изъятия  в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях  производства и реализации — от сырья до предметов потребления.

Налог классифицирован как  федеральный. Этот налог взимался при  реализации большинства товаров, работ  и услуг и определяется как  разница между суммой начисленной  добавленной стоимости и суммой НДС, уплаченной поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые). Образно  можно выразить, что предприятие  не только покупает товары и услуги, но покупает вместе с ними заявку в  налоговое ведомство, оформленную  в форме счета-фактуры, которая  уменьшает его будущую задолженность  перед бюджетом по НДС. Отсюда и вытекает та высокая требовательность в правилах оформления счетов-фактур, ибо этот документ фактически служит ценной бумагой, по которой налогоплательщик может  получить обратно часть суммы  производственных материальных издержек. Существующий порядок исчисления налога позволяет бюджету извлечь дополнительную выгоду, например, если в цепочке  производителей хотя бы одно лицо освобождено  от уплаты НДС. Ведь, несмотря на уплату налога в бюджет всеми прежними производителями, затраты покупателя по приобретению продукции у предприятия, пользующегося  льготами, не будут квалифицированы  как зачетные по НДС и при их последующей продаже повторно обложены налогом с полного объема.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость