Налоговая проверка и ее место в системе налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть налоговую проверку и ее место в системе налогового контроля.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие системы налогового контроля 5
1.1 Понятие и виды налогового контроля 5
1.2 Субъекты и принципы налогового контроля 9
Глава 2 Налоговая проверка – важнейшая форма налогового контроля………………………………………………………………………….17
2.1 Налоговые проверки: понятие, виды 17
2.2 Правовые основы и порядок проведения налоговых проверок 24
Заключение 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

6823 Налоговая проверка и ее место в системе налогового контроля.docx

— 68.31 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1 Понятие системы налогового контроля 5

1.1 Понятие и виды налогового контроля 5

1.2 Субъекты и принципы налогового контроля 9

Глава 2 Налоговая проверка – важнейшая форма налогового контроля………………………………………………………………………….17

2.1 Налоговые проверки: понятие, виды 17

2.2 Правовые основы и порядок проведения налоговых проверок 24

Заключение 30

Список литературы 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственный налоговый  контроль занимает особое место в  государственном финансовом контроле и является обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы  страны. Он представляет собой систему  мер по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов на всех уровнях государственного управления.

Ни один налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. И хотя она является нелегким испытанием для руководства организаций  и бухгалтеров, не стоить думать, что  мы не в состоянии повлиять как  на ход самой проверки, так и  на ее результаты.

Если в организации  прошла проверка, в результате которой  начислили большие суммы недоимки, пеней и штрафов, не следует сразу  же впадать в отчаяние. Практика показывает, что большой процент  вынесенных по результатам проведения налоговых проверок решений можно  оспорить. 

 

Порядок проведения налоговых проверок определяется нормами Налогового кодекса  Российской Федерации. Назначение выездных налоговых проверок  регулируется нормами статей 87 и 89 Налогового Кодекса. Во исполнение ст. 89 Налогового Кодекса  МНС РФ разработало Порядок  назначение выездных налоговых проверок, утвержденный Приказом МНС РФ от 08.10.99 № АП-3-16/318, который в настоящее время  применяется с учетом Дополнения № 1 к указанному выше Порядку (Дополнение № 1 утверждено Приказом МНС РФ от 07. 02.2000 № АП-3-16/34).

Знание его норм позволяет налогоплательщикам не только видеть ошибки инспекторов, но и эффективно защищать свои права, нарушенные вследствие таких ошибок.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод об актуальности данной темы на сегодняшний день.

Цель курсовой работы  - рассмотреть  налоговую проверку и ее место в системе налогового контроля.

Для реализации поставленной цели следует  рассмотреть следующие задачи:

- рассмотреть понятие и виды налогового контроля;

- рассмотреть субъекты и принципы налогового контроля;

- рассмотреть налоговую проверку.

Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру.

Предметом изучения является налоговая проверка.

Объектом для написания курсовой работы послужили общественные отношения, возникающие в результате налоговых  поверок.

Методами курсовой работы являются: исторические методы, монографический, сравнительные.

Материалом для исследования послужил разнообразный монографический  материал, нормативные акты, а также  данные периодической печати.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Понятие  системы налогового контроля

1.1 Понятие и виды налогового контроля

 

Для обсуждения вопросов, посвященных  налоговому контролю, особое значение имеет рассмотрение сущности финансового контроля, а точнее – государственного контроля. В научной литературе финансовый контроль обычно делят на государственный (в том числе муниципальный), негосударственный (аудиторский, общественный) и внутрихозяйственный финансовый контроль.

Финансовый контроль в  соответствии с финансовым правом –  это система институтов, инструментов и методов по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране собственности, правильному, эффективному и экономному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогающая вскрыть нарушения финансовой дисциплины [3, C. 198].

Финансовым контролем  охватываются как сфера образования  денежных фондов государства, так и сфера распределения и использования государственных денежных средств.

По содержанию отношений, складывающихся в тех сферах государственного управления, которые охватываются государственным финансовым контролем, выделяют бюджетный (или бюджетно-финансовый), налоговый, банковский, валютный, таможенный контроль и надзор за страховой деятельностью.

Налоговый контроль осуществляется в сфере отношений, складывающихся в процессе уплаты налогов и сборов, вплоть до момента зачисления налоговых доходов на счета бюджетов, т.е. охватывать все действия банков по исполнению ими платежных поручений налогоплательщиков (налоговых агентов или плательщиков сборов).

Налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, представляет собой фактически первый, начальный этап налогового расследования во всей системе выявления и расследования налоговых преступлений.

Учитывая общие оценки, данные контролю в целом, отметим  наиболее часто встречающиеся определения налогового контроля.

Петрова Г. В. считает, что сущность налогового контроля можно рассматривать с двух позиций: во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства. Эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве, что позволяет представить налоговый контроль в виде классической кибернетической системы, сочетающей в себе разнообразие статический элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие совершенствование [12, C. 215].

А. В. Брызгалин считает, что  «налоговый контроль – это специализированный (только в отношении налогов и сборов) надведомственный (вне рамок ведомств) государственный контроль» [4, C. 186].

Перов А. В. и Толкушин А. В. делают акцент на деятельности уполномоченных органов: «налоговый контроль относится к общегосударственному финансовому контролю и может быть определен как регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд» [11, C. 160].

Таким образом, налоговый контроль можно определить как составную часть формируемого государством организационно-правового механизма управления, представляющую собой особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения, исследование и выявление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий в бюджетную систему, а также установление оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений.

В связи с тем что  в настоящем исследовании налоговый  контроль рассматривается как целостная система составляющих его элементов, критерии классификации видов налогового контроля становятся очевидными: они будут полностью определяться характеристикой того элемента налогового контроля, который будет являться основой для классификации. Таким образом, с известной степенью условности можно предложить следующую классификацию налогового контроля.

1. В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность [7, C. 227]:

а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами;

б) налоговый контроль, осуществляемый таможенными органами.

2.   В зависимости от характеристики контролируемых лиц:

а) налоговый контроль организаций;

б) налоговый контроль индивидуальных предпринимателей;

в) налоговый контроль физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

3. В зависимости от объема контролируемой деятельности проверяемого лица:

а) комплексный налоговый  контроль – подразумевает исследование всего комплекса деятельности подконтрольного лица;

б) тематический (специальный  или выборочный) налоговый контроль – осуществление проверки деятельности подконтрольного лица по уплате определенных налогов;

в) целевой налоговый контроль – производится по отдельным финансовым операциям налогоплательщиков, таким, например, как экспортно-импортные операции;

4. В зависимости от используемых методов и приемов проверки документов налоговый контроль делится еще на два подвида:

1)     в зависимости  от степени охвата предметов  контроля:

а) сплошной налоговый контроль предполагает проверку всех имеющихся документов, связанных с уплатой налогов и сборов;

б) выборочный налоговый  контроль предусматривает проверку только части специально отобранных документов.

2)     в зависимости от источников получения сведений и данных:

а) документальный налоговый  контроль, основанный на изучении документально зафиксированных данных;

б) фактический налоговый  контроль, основанный на изучении фактического состояния объектов налогообложения;

в) встречный налоговый  контроль, предусматривающий получение  информации о действиях обязанных лиц от их контрагентов, банков и других третьих лиц.

5. В зависимости от стадии осуществления мероприятий налогового контроля:

а) предварительный налоговый  контроль – предполагает профилактику и предупреждение нарушений налогового законодательства;

б) текущий налоговый контроль – носит оперативный характер, проводится в отчетном периоде;

в) последующий налоговый  контроль – проверка реального исполнения требований налогового законодательства, решений и предписаний контролирующих органов;

6. В зависимости от места проведения мероприятий налогового контроля:

а) камеральный налоговый  контроль – проводится по месту  расположения налогового органа;

б) выездной налоговый контроль – проводится по месту нахождения проверяемого лица;

7. В зависимости от плана  проведения контрольных мероприятий:

а) плановый налоговый контроль;

б) внеплановый налоговый  контроль, который осуществляется только в установленных налоговым законодательством случаях.

Таким образом, приведенная  классификация в зависимости  от различных критериев показывает многогранность и сложность такого явления как налоговый контроль [15, C. 208].

 

1.2 Субъекты и принципы налогового контроля

 

Основным субъектом налогового контроля являются налоговые органы, которые имеют всеобъемлющие контрольные полномочия в сфере налогообложения на территории Российской Федерации. Важное значение для характеристики субъектов налогового контроля имеет организация их деятельности и предоставленные им властные полномочия.

Налоговые органы Российской Федерации – это организованная государством единая система контрольных органов за соблюдением правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд налогов и других обязательных платежей, а также за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами, плательщиками сборов и другими лицами надлежащего исполнения своих обязанностей, установленных налоговым законодательством.

Единая централизованная система налоговых органов состоит  из [20, C. 219]:

1. федерального органа исполнительной власти – Министерства РФ по налогам и сборам;

2. территориальных органов МНС РФ:

-         межрегиональные инспекции МНС  РФ;

-         управления МНС РФ по субъектам  РФ;

-         инспекции МНС РФ межрайонного  уровня;

-         инспекции МНС РФ по районам,  районам в городах, городам  без районного деления (ИМНС);

3. подведомственных организаций.

Налоговые органы действуют  в пределах своей компетенции  и осуществляют свои функции посредством реализации своих полномочий.

Основными задачами налоговых  органов являются:

-         учет налогоплательщиков;

-         учет поступления налогов;

-         анализ динамики поступления  налогов по всем признакам;

-         информирование органов государственной  власти о поступлении налогов;

-         совершенствование системы налогообложения  (законодательная инициатива, методические разработки, информационное обеспечение);

-         информирование налогоплательщиков  по вопросам налогового законодательства.

Для выполнения обозначенных задач согласно НК РФ налоговые органы имеют право:

Информация о работе Налоговая проверка и ее место в системе налогового контроля