Налоги как экономическая, финансовая и правовая категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 10:26, контрольная работа

Краткое описание

Проблема налоговых отношений связана с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет характер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов.
Цель данной работы – изучить экономическую сущность и функции налогов.

Вложенные файлы: 1 файл

налоги вар 1.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Налоги и в прошлом, и сегодня пронизывают все социально-экономические сферы общества. Ни одно государство, как политическая организация общества, не может обойтись без налоговых доходов. Налоги, являясь общественной категорией, отражают конкретные историко-экономические условия жизни людей и государства.

Исторически налоги возникли с разделением общества на социальные группы и появлением государства. Социально-экономическая их сущность, функции и роль определяются экономическим и политическим строением общества, природой и задачами государства. Налоги — одна из древнейших финансовых категорий. Обязательные платежи государству носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества.

Проблема налоговых отношений связана с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет характер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов.

Цель данной работы – изучить экономическую сущность и функции налогов.

 

1. Налоги как экономическая, финансовая и правовая категории

 

Ученые-экономисты, исследуя налогообложение, давали налогам различные определения. Изучая экономическую сущность налогов, классик буржуазной политэкономии Д. Рикардо писал: «Налоги составляют ту долю труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда выплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода».

К.Маркс, анализируя капиталистические производственные отношения, отмечал: «Экономическим воплощением существования государства являются налоги».

Позднее, в начале XX в., определение налогов было дано русским ученым Александром Соколовым: «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия его расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента».

Определение налога приведено в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Это — «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [1].

В определение НК не вошла важная особенность налогов — возможность использовать их для воздействия на экономические процессы.

По определению А.В. Брызгалина, «налог — это категория комплексная, это симбиоз экономики и права, поэтому ни одна область знаний не в состоянии получить здесь безоговорочного приоритета … налог — это экономико-правовая категория» [3].

Во всех определениях налогов подчеркиваются следующие их особенности:

- тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;

- принудительный характер платежей, осуществляемых на основе законодательства;

- участие в экономических процессах общества.

Экономическая сущность налогов заключается в том, что возникают денежные отношения, имеющие четкую объективную обусловленность, а именно они позволяют государству получать определенную сумму денежных средств от первичных получателей доходов.

Все налоговые категории необходимо изучать, следуя по цепочке их иерархической соподчиненности. Эта зависимость имеет такую последовательность:

1. Философская категория (как добровольное жертвование средств каждого во благо всего общества, особенно для социально нуждающихся). Глубокий философский смысл налоговых категорий озвучивает, прежде всего, научная теория, создающая для практики особые функционально-правовые принципы становления и развития налоговой системы государства. Механизм реализации этих принципов должен быть настроен на достижение главной цели — налоги должны служить во благо общественного прогресса, не способствовать обогащению одних за счет обнищания других, не порождать социальных противоречий.

2. Экономико-стоимостная категория (как совокупный компонент экономических  процессов и метод балансирования разных экономических и финансовых интересов собственников). На основе познанных законов экономической логики формулируются научные концепции, а затем, исходя из них, конструируются механизмы практического управления данными процессами или явлениями. Это положение важно потому, что оно обязывает законодателей строить налоговую систему государства соразмерно экономическому потенциалу плательщиков, их платежеспособности, направлять государственные расходы исключительно в общественно значимые сферы потребления.

3. Финансово-перераспределительная  категория (элемент перераспределения  валового внутреннего продукта между субъектами сфер «бизнес» и «бюджет»). Из постижения смысла множественных и многофакторных ценностно-стоимостных процессов распределения и перераспределения денежной формы стоимости (финансовых ресурсов на практике) формируются последующие выводы об общественном предназначении и роли налоговых методов наполнения казны с одновременным балансированием разных экономико-финансовых интересов собственников.

4. Правовая категория (приобретение  налогами политэкономического статуса, демократические процедуры формирования налоговой среды, методы разрешения имущественных противоречий участников налоговых действий). В данном свойстве интегрированное понятие «налоги» осознается как многофункциональный процесс правовой формализации системы отношений «государство — налогоплательщики».

5. Фискальная категория (количественная  оценка денежного потока из  сферы «бизнес» в сферу «бюджет», соизмерение данной величины  с бюджетно-расходными потребностями. Полученные результаты составляют основу расчета других, неналоговых источников наполнения казны государства). Практическое значение данного категориального свойства крайне велико. Тем не менее, до настоящего времени оно трактуется в российской экономической теории и практике исключительно как способность налогов наполнять казну. Следствием является недостаточно тесная связь системы налогообложения как с экономическим состоянием плательщиков (их платежеспособностью), так и с формированием постатейных назначений объемов бюджетного финансирования, бюджетным потреблением строго целевого свойства. Одна из причин этого — исторически обособленное правовое регулирование в России сферы доходов и расходов государства. Российские Бюджетный и Налоговый кодексы, регламентирующие в настоящее время эти функциональные сферы, закрепили их обособление, а это, как известно, противоречит смыслу понятия «фискальный».

Все налоги содержат следующие элементы:

  • объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;
  • субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
  • источник налога – то есть доход, из которого выплачивается налог;
  • единица обложения – единица измерения объекта (денежная единица страны);
  • ставка налога – величина налога с единицы объекта налога (в %);
  • налоговая льгота – полное или частичное освобождение  плательщика от налога (необлагаемый min);
  • налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Определяется в соответствии с налоговой ставкой и предоставленными льготами.

Налоговые отношения являются составляющей частью финансовых отношений. С их помощью происходит: формирование фондов денежных средств государства, необходимых ему для выполнения соответствующих его функций; перераспределение национального дохода; регулирование и стимулирование экономики.

Финансовая категория налогов носит объективный характер, отражает действующие финансовые отношения, которые имеют место в обществе. Эта категория выражает общие закономерности свойственные всем финансовым отношениям, так как налоги находятся в тесной взаимосвязи с другими финансовыми категориями (государственными расходами, государственным кредитом, ценой, заработной платой). И поэтому требовать уничтожения налогов, значило бы требовать уничтожения самого государства. Другое дело в вопросе реализации принципов равенства и справедливости налогообложения. Государство может максимально реализовывать возложенные на него социальные функции при условии построения максимального налогообложения хозяйствующих субъектов. Таким образом, если налогоплательщик отдает часть своих доходов в пользу государства, то он вправе рассчитывать на выгоду от реализации социальных программ государства.

Финансовые отношения охватывают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. По мере развития производительных сил, роста национального богатства реализуются и финансовые отношения. Первичные доходы образуются в сфере производства товаров и услуг и составляют стоимость созданного в стране ВВП, ВВП в свою очередь включает в себя оплату труда, валовую прибыль экономики и налоги. При этом налоги формируют доходы государства, как регулятора экономики и условий хозяйствования. Распределительные отношения проявляются в форме финансовых отношений, которые включают в себя налоговые на стадии распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Источником налогов при этом выступает новая стоимость национального дохода, который включает стоимость необходимого продукта и прибавочного продукта в виде денежных доходов принадлежащих членам общества. Первичное распределение национального дохода дополняется вторичным распределением, точнее перераспределением, где налогам принадлежит главная роль.

Налоги, как часть новой стоимости принудительно мобилизуется государством, для осуществления своих функций.

Фискальная функция — основная. Используя ее, государство формирует денежные фонды. Фискальная функция налоговой системы предполагает ее использование в качестве механизма, обеспечивающего поступление в распоряжение органов государственной власти необходимых объемов финансовых ресурсов, для реализации функций государства в соответствии с его законодательно установленными правами и обязанностями. Конкретизация фискальной функции налоговой системы должна, на мой взгляд, осуществляться путем определения структуры распределения налогового бремени между главными группами налогоплательщиков и объемов налоговых платежей между важнейшими объектами налогообложения.

Экономическая (регулирующая) функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Используя эту функцию налогов, государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений, стимулирует или сдерживает его развитие, усиливает или ослабляет накопление капитала, расширяет или сокращает платежеспособность населения.

Социальная функция заключается в поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. В ней устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов.

Для того чтобы раскрыть суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» в форме четырех положений, ставшими классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

  1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.
  2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.
  3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.
  4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали «аксиомами» налоговой политики.

Сегодня эти принципы дополнены в соответствии с требованиями нового времени. Согласно Г.Ф.Кравцовой, современное налогообложение строится на следующих принципах:

Информация о работе Налоги как экономическая, финансовая и правовая категории