Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 02:31, реферат

Краткое описание

Налоги представляют собой один из главных методов мобилизации государственных доходов и сбора дохода в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения, а с расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.DOCX

— 79.87 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Я выбрала данную тему для  курсовой работы из-за ее актуальности в условиях рыночного хозяйства. Регулирующая функция налогов играет первостепенную роль по своему воздействию  на национальную экономику. Трудно даже представить себе экономику, не регулируемую государством, так как все процессы общественной деятельности в совокупности с их социально-гуманитарными составляющими в той или иной мере подвержены воздействию государственного участия. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Оно представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с. принятой правительством концепцией экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Налоги в экономической системе общества

 

Система рыночных отношений  является наиболее универсальной моделью  хозяйствования, создающей условия  для достижения максимального экономического эффекта как на макро-, так и на микроуровне.

В начале своей истории  рынок представлял собой доступное для всех желающих место в населенном пункте, где сходились продавцы и покупатели или пересекались торговые пути страны. Такой порядок существовал в рабовладельческом и феодальном обществах, что не означало наличия рыночного хозяйства, поскольку еще не сформировалась армия наемных работников, у которых главной ценностью выступала способность к труду. Земля еще не была объектом купли-продажи, ремесленники трудились в одиночку, а предоставление денег' взаймы под проценты не носило повсеместный характер.

Исторически возникновение  налогов относится к периоду  разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из главных методов мобилизации государственных доходов и сбора дохода в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения, а с расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

 С начала XVI в. перечисленные выше атрибуты рыночного хозяйства стали более значительными. Этому способствовала растущая заинтересованность в увеличении производства, повышении производительности труда, что радикально изменило значение технологии производства в мастерских, а затем и на капиталистической фабрике. К концу XVIII и началу XIX в. в рыночном хозяйстве европейских стран действовало огромное число предпринимателей, сформировалась новая социальная группа (впоследствии класс), которая в погоне за прибылью активно внедряла технические новшества, умножая капитал и расширяя рынки сбыта.

 

 

 

    1. Сущность налогов

 

Существование любого современного государства неразрывно связано  со сборами налогов. Каждый человек  в определенной мере ощущает их влияние  на себе. Так Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Этот принцип заложен и в российском законодательстве : «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета.

  Существует множество определений налогов, но во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог — платеж обязательный,  их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров. То есть, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налогам (любые добровольные выплаты, взносы, отчисления). К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесенного ущерба). 
  Исходя из вышеперечисленного, следует, что налог - это взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

  Налоги — один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

 Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а так же форм и методов построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль),стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуги другие объекты, установленные законодательными актами. В Российской Федерации основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.

В Российской Федерации в 1990-е гг. велись острые дискуссии, следует  ли относить к налогам платежи  в государственные социальные внебюджетные фонды. Если считать, что к налогам  относятся только платежи, суммы  по которым зачисляются в государственные  бюджеты и бюджеты органов  местного самоуправления, то платежи  в государственные социальные внебюджетные фонды следует исключать из числа  платежей налогового характера. Государство  вправе самостоятельно устанавливать, куда будут зачисляться суммы  тех или иных платежей. Аналогичные  выплаты в США зачисляются  в федеральный бюджет, а во Франции  — во внебюджетные фонды. Природа  этих платежей не изменяется в зависимости  от адресности их зачисления. Аналогичная ситуация возникает с платежами в государственные целевые внебюджетные фонды (например, дорожные). 
 Возможна такая ситуация: законодательством установлена обязательность внесения каких-либо платежей, но при этом у плательщика существует право выбора определения адресности этих платежей. Такая ситуация возникает, например, при обязательном страховании определенных видов имущества, а также гражданской ответственности. Платежи по страхованию в этих случаях не относятся к налоговым, так как плательщик может заключить договор страхования на различных условиях и с различными страховыми компаниями. В тех же случаях, когда на плательщика возлагается обязанность перечислять средства в определенный законом фонд, соответствующие платежи приобретают характер налоговых.

 В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости — национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству. 
 Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

 

1.2 Принципы налогообложения

 

Под принципами налогообложения  следует понимать основные исходные положения системы налогообложения. Принципам налогообложения экономисты различных поколений придавали  и придают большое теоретическое  и практическое значение. Первостепенное значение в этом вопросе отводится  Адаму Смиту, который в своей  работе «Исследование о природе  и причинах богатства народов» (1776) впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее  время: справедливости, определенности, удобства уплаты для налогоплательщиков и экономии (дешевизны взимания):

1) принцип справедливости подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения;

2) принцип определенности налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;

3) принцип удобства каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;

4) принцип экономии каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.

Но мир не стоит на месте. Основные принципы, разработанные  А. Смитом, были изучены и дополнены новыми, экономически обоснованными положениями. В частности, немецкий экономист Адольф Вагнер выделяет три группы принципов взимания налогов:

1. Экономические·

  • Принцип хозяйственной независимости·
  • Принцип справедливости·
  • Принцип соразмерности·
  • Принцип учета интересов·
  • Принцип экономичности

 

  1. Юридические·
  • Принцип нейтральности (равного налогового бремени)
  • Принцип установления налогов законами·
  • Принцип приоритета налогового закона над неналоговым· 
  • Принцип отрицания обратной силы налогового закона· 
  • Принцип наличия в законе существенных элементов налога· 
  • Принцип сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений

 

  1. Организационные· 
  • Принцип единства налоговой системы· 
  • Принцип подвижности налогообложения· 
  • Принцип стабильности налоговой системы· 
  • Принцип множественности налогов· 
  • Принцип исчерпывающего перечня налогов
  • Принцип справедливости (равенства налогообложения). 

 

1.3. Функции налогов

 

 Социально-экономическая сущность и роль налогов проявляется в их функциях, т.е. в основных направлениях воздействия налогов па развитие общества и государства. Функции налогов являются способом выражения их различных свойств. Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

 Налоги используются всеми рыночными государствами как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия па производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и другие общественные проблемы.

 С этих позиций налоги выполняют четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует то или иное практическое назначение налогов.

  1. фискальная;
  2. контрольная;
  3. распределительная.

Между собой эти функции  взаимосвязаны и взаимозависимы. Ни одна из них не может развиваться  в ущерб другой.

1)  Фискальная функция (от слова «фиск» — казна, хранилище денег или совокупность финансовых ресурсов государства) обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Эта функция проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Расходование бюджетных средств производится на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, на административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу. Перераспределение средств с помощью фискальной функции, с одной стороны, должно обеспечить реализацию государственных программ, с другой — не нарушить нормальный ход воспроизводства. За счет фискальной функции налогов достигается перераспределение части ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах.

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики