Налоги как важнейший источник формирования доходов государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:40, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустимость их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, в связи с этим тема дипломной работы также является актуальной.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Сущность налогово-бюджетной политики Российской Федерации 5
1.1. Социально-экономическая сущность налога как финансовой категории 5
1.2. Принципы построения и функционирования налоговой системы России 12
1.3. Бюджетная система и бюджетное устройство России 20
Глава 2. Налоги и их роль в формировании доходов государственного бюджета 27
2.1. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2009–2011 годы 27
2.2. Анализ и оценка объема поступлений основных налогов Российской Федерации в федеральный бюджет: показатели, структура, динамика за 2009 – 2011 годы 43
Глава 3. Перспективы развития налогово-бюджетной политики Российской Федерации 61
3.1. Основные задачи бюджетной политики на 2012 год и дальнейшую перспективу 61
3.2. Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета 64
Заключение 70
Список использованных источников 75
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

налоги в бюджете.docx

— 718.89 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

В Г. СМОЛЕНСКЕ

(Филиал ФГБОУВПО «РГУТиС» в  г. Смоленске)

 

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

на тему «Налоги как важнейший источник формирования доходов государственного буджета»

 

 

 

Заведующий кафедрой

 

к.и.н. Теленкова О. В.

Руководитель дипломной работы

 

к.ф.н. Титов Ю. М.

Студент

 

Митрахович О. Е.


 

 

 

 

 

 

Смоленск, 2012

Содержание

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой, и выступают важнейшей формой аккумуляции бюджетом денежных средств. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование народного хозяйства.

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета. Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что  в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустимость их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, в связи с этим тема дипломной работы также является актуальной.

Целью работы является анализ состава и структуры налогов как основного источника формирования доходов государственного бюджета.

Поставленная цель будет решаться при помощи следующих задач:

  • рассмотреть социально-экономическую сущность налога как финансовой категории;
  • охарактеризовать принципы построения и функционирования налоговой системы России;
  • изучить бюджетную систему и бюджетное устройство России;
  • исследовать основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2009–2011 годы;
  • проанализировать и оценить объемы поступлений основных налогов Российской Федерации в федеральный бюджет по основным показателям, структуре и динамике за 2009 – 2011 годы;
  • определить основные задачи бюджетной политики на 2012 год и дальнейшую перспективу;
  • предложить совершенствование технологий формирования и исполнения  бюджета.

Предметом исследования являются налоговые доходы федерального бюджета за 2009-2011 гг. Объектом исследования - федеральный бюджет Российской Федерации.

Информационно-методологической основой работы послужили Законы и нормативно – правовые акты: Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральные законы: «О федеральном бюджете на очередной финансовый период», а также работы таких специалистов, как: Абдулогимов А.М., Алиев Б.Х., Гусева С.М., Карпов В.В,  Качур О.В., и так далее.

В дипломной работе рассматривается проблема формирования и распределения налоговых доходов. Налоги являются смысловым содержанием бюджета. Именно они определяют состояние бюджета, от них зависит объём доходов государства, концентрируемый в бюджете. В свою очередь размеры налоговых поступлений зависят от качественных и количественных параметров совокупного дохода общества. Все экономические проблемы в бюджете определяются проблемами доходных источников, то есть состоянием налоговых отношений. Значит от того насколько правильно будет построена система налогообложения, продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование экономики государства.

Решение поднятых вопросов имеет научное и практическое значение для построения эффективной бюджетно-налоговой системы, поэтому выбранная тема еще раз доказывает свою значимость и актуальность.

 

Глава 1.Сущность налогово-бюджетной политики Российской Федерации

 

 

1.1. Социально-экономическая сущность  налога как финансовой категории

 

Основным источником формирования финансовых ресурсов для существования государства и выполнения им своих функций являются налоги, получаемые от физических и юридических лиц, субъектов экономической жизни. Налоговые поступления являются основой доходной «части государственного бюджета, и одновременно наиболее важным регулятором социально-экономических процессов на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях. Налоги уплачиваются периодически, поэтому формируется постоянный поток средств в бюджет.

Под налогообложением принято понимать взимание налога. В экономической теории понятие налога и сбора часто принимают как синонимы, однако, строго говоря, налог существенно отличается от сбора. Налоговый Кодекс РФ разделяет понятие налога и сбора:

Налог в соответствии со ст. 8 пункт 1 часть 1 Налогового Кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Статья 8 пункт 2 часть 1 Налогового Кодекса даёт следующее определение сбора — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

На рисунке 1.1. представлены схожие и различающиеся черты проявления и признаки налогов и сборов.

Рисунок 1.1 – Признаки, определяющие сходства и различия в понимании налогов и сборов

 

Можно выделить следующие отличительные признаки налогов от других финансовых категорий:

Обязательность. Каждый налогоплательщик должен уплачивать установленные законом налоги и сборы.

Индивидуальная безвозмездность. Каждое лицо уплатившее налог взамен прямо не получает за это какие либо блага.

Уплата в денежной форме. Налоги не могут быть уплачены или взысканы в натуральной форме.

Финансирование деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги являются источниками формирования доходов бюджета.

Всеобщее и законодательное установление налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда закону определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Налоги – основа формирования бюджета, однако этим их функции отнюдь не исчерпываются. Следует отметить, что по поводу функций налогов у ученых не выработано единой точки зрения (в различных источниках можно встретить разные, порой противоположные, взгляды).

Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 – Функции налогов и сборов Российской Федерации

 

Фискальная функция (от лат. fiscus – государственная казна). Это главная функция налогов, она означает изъятия денежных средств в казну. Данная функция отражает сущность налогов как особого централизованного инструмента финансовых отношений. Фискальная функция характерна для всех государств во все периоды существования и развития. По средствам фискальной функции реализуется главное общественное назначение налога – формирование финансовых ресурсов государства.

Регулирующая. Она заключается в том, что налоги представляют собой механизм влияния на экономические, происходящие в государстве, которые позволяют формировать необходимые характеристики этих процессов. Сущность этой функции заключается в регулирующем на развитие стороны деятельности закона. Данная функция носит объективный характер, поскольку государство может эффективно использовать с целью регулирования определённых процессов в обществе.

Стимулирующая. Налоги непосредственно влияют на усиление или ослабевание накопление капитала, увеличение или уменьшения платёжеспособного спроса и другие экономические процессы. Данная функция означает использование налогов для стимулирующего или дестимулирующего воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода.

Распределительная функция. Она состоит в том, что с помощью налогов государство через бюджеты и фонды перераспределять из производственной в социальную, а также между отраслями и отдельными гражданами.

Контрольная. Она проявляется в проверке эффективности функционирования и контроля за проводимой финансовой политикой государства.

Все функции налогов тесно взаимосвязаны и реализуется в совокупности.

По Налоговому Кодексу РФ считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Налогоплательщики и плательщиками сборов - организации и физические лица, на которые в соответствие с налоговым кодексом возложены обязанности, соответственно налоги и (или) соборы.

К элементам налогообложения относятся:

Объект налогообложения: юридические факты или действия, которые обязывают заплатить налог.

Налоговая база. Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, например – стоимость имущества.

Налоговый период. Налоговый период – период времени, по истечению которого определяется наличная база и исчисленная сумма налога. Он может состоять из одного или более отчётных периодов, например – один год.

Налоговая ставка – величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы

Порядок исчисления налога. Последовательность действия по определению суммы налога, подлежащую уплате. Он устанавливается применительно каждому налогу.

Порядок и сроки уплаты налогов. Последовательность действий с привязкой ко времени по уплате налога.

Налоги -  неотъемлемый атрибут и органическая часть государства, без них немыслима реализация задач и функций института государства.

Рассмотрим элементы представленной взаимосвязи. Национальное богатство, по методологии Всемирного банка, представляет собой стоимостную оценку совокупности физического капитала (под ним понимается основные производственные и непроизводственные фонды, оборотный капитал), человеческого капитала (накопленных населением здоровья, знаний, умений и навыков, используемых в производственной деятельности) и природного капитала (окружающей природной среды и запасов природных ресурсов). Данные виды капитала традиционно определяют как факторы производства. При их использовании (потребления в определенный промежуток времени (обычно за год) создается валовый внутренний продукт (ВВП).

В процессе создания ВВП и его распределения между владельцами факторов производства посредством косвенных и прямых налогов происходит частичное изъятие доходов в пользу государства, т.е. перераспределение уже распределенного ВВП. Именно в данном процессе заключен экономический смысл налогообложения. При этом в финансовом аспекте воплощена сущность прямой взаимосвязи налогов, экономики и государства.

Государство является надстроечной формой управления обществом. Общество делегирует государству полномочия и компетенции управления, в том числе и в сфере обеспечения доходной части бюджета.

Общество также делегирует государству компетенцию осуществления общественно значимых расходов за счёт этих доходов. При этом налогообложения как основа перераспределительных отношений, т. е. распределение уже распределенного владельцами факторов производства ВВП, выступает не только как доминирующий источник формирования централизованных финансовых ресурсов государства, но и как один из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования экономики, функционирующей в рыночных условиях. В этом и состоит один из аспектов обратной взаимосвязи налогов, экономики и государства.

Другой аспект этой обратной взаимосвязи заключается в выборе приоритетов расходования централизованных финансовых ресурсов государства и возможности создания благоприятных условий для увеличения национального богатства.

Во-первых, государственные расходы напрямую увеличивают накопление всех видов капитала, составляющих основу национального богатства. Так, расходы на разведку месторождений полезных ископаемых, природоохранные мероприятия и воспроизводство возобновляемых природных ресурсов позволяют сохранять и даже увеличивать  имеющийся в стране природный капитал. Расходы экономического характера – государственные инвестиции, государственный заказ, поддержка отдельных отраслей – увеличивают физический капитал страны.

Во-вторых, государственные расходы повышают эффективность использования накопленных в стране видов капитала в сторону увеличения ВВП. Например, расходы на правоохранительную деятельность повышают общественную и личную безопасность, создают условия безопасного ведения бизнеса.

В-третьих, государственные расходы стимулируют повышение спроса на накопленные виды капитала, т.е. на факторы производства, тем самым вызывая экономический рост и развитие. Значительный стимулирующий эффект оказывают, например, государственные инвестиции в общественно полезные сферы экономики. Финансирование государственных закупок и комплексных целевых программ, кроме обеспечения общественно значимых функций (например, обороноспособности), является импульсом к развитию соответствующих отраслей промышленности, стимулирует спрос на продукцию и воздействует на факторы производства в смежных отраслях.

Информация о работе Налоги как важнейший источник формирования доходов государственного бюджета