Налоги и налоговая система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Республика Беларусь находится на пути рыночных преобразований, а это требует адекватных изменений механизма государственного регулирования. Среди методов непрямого воздействия на экономику важнейшая роль принадлежит налогам, которые позволяют государству регулировать деятельность предприятий, не ограничивая при этом их хозяйственной самостоятельности.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Обзор литературы……………………………………………………….5
2. Налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание……………………………………………………………...14
2.1. Функции налогов……………………………………………………20
3. Налоговая система. Принципы построения налоговых систем…......25
4. Классификация налогов……………………………………………......31
5. Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции……………………………………………39
Заключение…………………………………………………………………53
Список использованной литературы……………………………………..55

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Курсовая.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

1.      Обзор литературы……………………………………………………….5

2.      Налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание……………………………………………………………...14

2.1.           Функции налогов……………………………………………………20

3.      Налоговая система. Принципы построения налоговых систем…......25

4.      Классификация налогов……………………………………………......31

5.      Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции……………………………………………39

Заключение…………………………………………………………………53

Список использованной литературы……………………………………..55

Приложение 1………………………………………………………………57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Республика Беларусь находится на пути рыночных преобразований, а это требует адекватных изменений механизма государственного регулирования. Среди методов непрямого воздействия на экономику важнейшая роль принадлежит налогам, которые позволяют государству регулировать деятельность предприятий, не ограничивая при этом их хозяйственной самостоятельности.

      Налоговая система Республики Беларусь находится в стадии совершенствования и адаптации изменениям в экономической системе. При этом, как и в других странах, являясь важнейшим элементом функционирования экономического механизма государства, налоговая система выступает не только фискальным рычагом – источником накопления бюджета, но одновременно действенным регулятором экономических отношений и поэтому эффективное управление предприятиями сферы обращения во многом определяется состоянием действующей системы налогообложения.

      Налоги – основная форма дохода государства. Но нельзя забывать главный принцип налогообложения: налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. От принципов построения налоговой системы, методики учета и платежей во многом зависит финансовое состояние предприятий.

       Министр экономики Республики Беларусь пишет, что налоговая система является важным звеном и весьма специфическим инструментом воздействия государства на экономическую жизнь общества. При этом она играет особую, двойственную роль в системе государственного регулирования. С одной стороны, основная задача налоговой системы – обеспечить достаточные поступления в бюджет, с другой, налоги должны взиматься так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали росту и развитию экономики.

      Осуществление рыночных преобразований в Республике Беларусь активизировали работу по совершенствованию системы налогообложения. Вместе с тем, область финансовых отношений, регулирующая налогообложение предприятий, нуждается в дальнейшем улучшении, развитии. Так, несмотря на создание в стране основ налогового законодательства, существуют немалые трудности при исчислении и уплате налогов. Множество вопросов возникают при совершении хозяйственных операций, учете налоговых платежей и их исчислении. Требования налогового законодательства и бухгалтерского учета при переходе на международные стандарты часто не совпадают. Происходящие изменения в налогообложении практически не затрагивают порядок отражения в учете расчетов и платежей по налогообложению юридических и физических лиц. Наличие таких противоречий приводит  к нарушениям в порядке исчисления налогооблагаемой базы, искажению начисленных сумм налогов и, как следствие этого – к огромным финансовым санкциям.

      Негативно отражаются на состоянии расчетов, учета и оплаты платежей, недостаточность научных и практических разработок по организации и методике внутрихозяйственного учета.

      Все выше указанное говорит об актуальности темы. Целью написания работы является изучение особенностей налогообложения, его роли в финансовых отношениях. Исходя из цели, можно поставить следующие задачи:

- рассмотреть сущность концепции налога;

- рассмотреть существующую классификацию налогов;

- определить основные функции налога, как элемента финансовой системы;

- ознакомиться с принципами построения налоговых систем;

- изучить особенности развития налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции.

 

1. Обзор литературы

  

    Налоги – историческое явление, без которого не существовало ни одно общество, а развитие налогообложения – объективно необходимый процесс в любом государстве, обеспечивающий через бюджетно-финансовые инструменты его продвижение вперед. Следовательно, понятие «налог» можно рассматривать как экономическую категорию.

      В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на выполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

      Фактически налоги неотделимы от государства. Они возникли одновременно с созданием власти, развиваясь вместе с нею. Еще в древности возникали общественные потребности.

      Первые упоминания о регулярных налогах, складывающихся в определенную систему, мы находим в 13 – 12 вв. до Рождества Христова. Известно, что тогда подоходный, подушный налоги взимались на территории Персии, Китая и Вавилона. Несколько позднее упоминания о налогах появляются в египетских хрониках.

Как отмечает главный редактор журнала «Налоговый вестник» Александр Гонаго [1], еще с советских времен мы привыкли к тому, что сельское хозяйство – это такая «черная дыра», в которой без следа исчезают огромные государственные средства, а деревни, городские поселки и малые города представляют собой постепенно вымирающие населенные пункты, откуда молодежь «сломя голову» бежит в столицу или областные центры.   Действительно, в современных условиях без поддержки со стороны властей восстановить производство «на селе» очень трудно. Это подтверждает и сложившаяся мировая практика: сельскому хозяйству тем или иным образом помогают в большинстве развитых стран.

В нашей стране кроме низких процентных ставок по кредитам, производители сельскохозяйственной продукции  получают у нас многочисленные «послабления» в налоговой сфере.

В Республике Беларусь существует налог за добычу (изъятие) воды из поверхностных и подземных источников. По сведениям А. Н. Трашковой [2] в соответствии со статьей 24 Водного кодекса Республики Беларусь, с изменениями и дополнениями, специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых Минприроды или его территориальными органами.

Следует отметить, что инструкция о порядке оформления и регистрации разрешений специальное водопользование утверждена  постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от июля 2010 г. № 31 «О некоторых вопросах выдачи разрешений на специальное водопользование и признании утратившими силу постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 2 апреля 2003 г. № 14 и от 4 марта 2008 г. № 18».

Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 15 Водного кодекса Республики Беларусь для обеспечения рационального использования и охраны вод, определения лимитов водопользования водопользователя, осуществляющим забор воды из водных объектов и (или) иных источников водоснабжения, устанавливаются отраслевые и индивидуальные технологические нормативы водопотребления и водоотведения, в которых отражаются обоснованное количество воды с учетом ее качества и соответствующее количество образуемых сточных вод установленного качества, необходимое для производственного процесса в отрасли (отдельно взятой организации).

Отраслевые технологические нормативы водопотребления и водоотведения разрабатываются и утверждаются соответствующими республиканскими органами государственного управления по согласованию с республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что государство разрабатывает и устанавливает лимиты, тарифы и нормативы, которые помогают контролировать рациональное использование воды и количество ее потребления.

По мнению С. В. Еськовой [3] поддержание народных традиций, содействие защите государственных общенациональных интересов по сохранению и дальнейшему развитию самобытных традиций народного декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел, а также создание условий для творческого развития унитарных предприятий народных промыслов, поддержка и сохранение их творческой индивидуальности и самобытности являются важным направлением развития культурных традиций Республики Беларусь.

В целях стимулирования развития данной сферы искусства государством проводится политика, направленная на стимулирование данного направления, в том числе путем введения налоговых льгот.

Так, в соответствии с подпунктом 1.15 пункта 1 статьи 94 Налогового кодекса Республики Беларусь освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь изделий народных промыслов (ремесел) признанного художественного достоинства по перечню таких изделий, утверждаемому Президентом Республики Беларусь.

При направлении работников в служебные командировки за границу возникает обязанность исчисления и уплаты различных налогов. Одним из них является налог на прибыль. Как отмечает экономист Александр Марков [4], с 1 января 2010 г. Вступило в силу Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой затраты на командировки, связанные с производством и реализацией продукции, относятся к прочим затратам по производству и реализации продукции, товаров, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, но только в пределах норм, установленных Трудовым кодексом.

  Как сообщают В. А. Егоров и З. Н. Осипова [5], в целях совершенствования порядка использования результатов научно-технической деятельности, распоряжения имущественными правами на эти результаты был принят Указ Президента Республики Беларусь от 31 августа 2009 г. №432 «О некоторых вопросах приобретения имущественных прав на результаты научно-технической деятельности и распоряжения этими правами».

Таким образом, в настоящее время актуальными являются вопросы налогообложения безвозмездной передачи результатов научно-технической деятельности.

Одним из самых острых вопросов, по мнению Александра Ганаго [6], который стал волновать бухгалтерскую общественность после вступления в силу с 1 января 2010 г. Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, является применение льготы по налогу на прибыль, направленной на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а так же на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. После изменений, внесенных в порядок ее применения, использование данной льготы стало весьма проблематичным для большинства организаций.

Значит, из вышесказанного можно сделать заключение о том, что из-за  неправильной формулировки закона налоговое законодательство усложняет тем самым  процесс уплаты налога для налогоплательщиков.

Как отмечает экономист Анна Уралова [7], наряду с введением с 1 января 2010 г. В действие Особенной части Налогового кодекса РБ внесены многочисленные изменения в Общую часть Налогового кодекса РБ, устанавливающую основные правила налогообложения, в т. ч. правила исполнения налоговых обязательств, обеспечения их исполнения, взыскания налогов, налогового контроля, обжалования решений налоговых органов. Эти изменения значительно упростили налоговые процедуры.

По словам Андрея Недоступа [8], в связи с объединением таможенных территорий Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан и в целях реализации Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполненных работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008 Указом Президента Республики Беларусь от 13.09.2010 № 477 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам взимания косвенных налогов в таможенном союзе» внесены изменения в ряд указов Президента Республики Беларусь, регулирующих взимание косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акцизов).

Общим изменением является то, что из этих законодательных актов исключаются такие понятия, как «таможенная граница Республики Беларусь» и «таможенная территория Республики Беларусь», а Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь заменена Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза.

Кроме того, внесены и иные изменения, наиболее существенные, которые способствуют налаживанию взаимовыгодных отношений между Республикой Беларусь и другими странами таможенного союза.

Сейчас наиболее актуальным является переход на упрощенную систему налогообложения. По мнению Владимира Сергеева [9], действительно, ее использование имеет немало плюсов, и, наверное, главный из них – это замена нескольких налогов и сборов одним налогом при УСН, ставки по которому выглядят весьма привлекательными. Как отмечает О. И. Ефименко [10] одним из обязательных критериев, соблюдение которого дает субъекту хозяйствования право перейти на применение УСН, а также продолжать применение УСН в дальнейшем, является показатель средней численности работников. Так, с 1 января 2010 г. перейти на применение УСН были вправе организации с численностью работников в среднем за 9 месяцев 2009 г. не более 100 человек и размером валовой выручки за этот период не более 2861250000 белорусских рублей.

Информация о работе Налоги и налоговая система РБ