Налоги. Их функции и роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:03, реферат

Краткое описание

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

Содержание

Введение………………………………………………………………….стр.3-6
Глава 1: Сущность и природа налогов …………………………….…..стр.7
§ 1.1. Виды и классификация налогов………………………………….стр.7-11
§ 1.2. Функции налогов……………………………………………….....стр.12-14
§ 1.3. Основные принципы налогообложения………………………....стр.15-18

Глава 2. Роль и функции налоговой системы …………………………стр.19-20
§ 2.1. Фискальная и регулирующая функции………………………….стр.21
§ 2.2. Распределительная функция……………………………………...стр.22
§ 2.3. Социальная функция……………………………………………....стр.23
§ 2.4. Стимулирующая функция………………………………………...стр.24
§ 2.5. Контрольная функция……………………………………………..стр.25
§ 2.6. Основные изменения налогового законодательства
с 2009 года………………………………………………………………..стр.26-27
§ 2.7. Налоговая статистика за 2008-2009 гг.………………………......стр.28-30

Глава 3. Проблемы и противоречия действующей налоговой системы………………………………………………………………...…стр.31-33
§ 3.1. Пути совершенствования налоговой системы…………………..стр.34-35

Заключение……………………………………………………………….стр.36-37
Список использованной литературы……………………………………стр. 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

1. Подданные  государства должны, по возможности,  соответственно своим способностям  и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством государства...

2. Налог, который  обязывается уплачивать каждое  отдельное лицо, должен быть точно  определен, а не произволен. Срок  уплаты, способ платежа, сумма  платежа, - все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица...

3. Каждый налог  должен взиматься в то время  и тем способом, когда и как  плательщику должно быть удобнее  всего платить его...

4. Каждый налог  должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит казначейству государства...

Как видно А.Смит исходил из следующих принципов  налогообложения:

равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;

определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;

простата и  удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;

неотягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Роль и функции  налоговой системы 

     Исторически налоги рассматривались и существовали как податные системы. Само их существование порождено необходимостью покрывать общественные потребности. Данная способность налога определяется как фискальная функция. Фискальная функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сути и назначения налога. Однако  тяжесть налогового бремени и полная подчиненность налогообложения интересам казны приводит к тому, что налогоплательщики не только не выполняют возложенных на них налоговых  обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов.

     Теоретический потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой свойственны  определенные функции.  Система налогообложения, принятая законодательство, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения  дает представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы.

     Функциональная результативность системы налогообложения изначально предопределена сущность объективных экономических категорий «налог» и «налогообложение», т.е. их глубинными родовыми свойствами, которые мы называем внутренним потенциалом категории. Скрытый потенциал экономической категории в системе практического хозяйствования выявляется в процессе реализации функций объективной экономической категории «налогообложение». На поверхности экономической действительности категорию   «налогообложение» мы уже воспринимаем как систему экономических (финансовых) отношений, которая конструируется сознательно с заранее заданными в законе целями. Определить цели – значит раскрыть функциональное содержание системы налогообложения. Полнота реализации потенциальных возможностей категории «налогообложение» в принятой законом конкретной страны и на конкретный период времени концепции налогообложения может существенно различаться. Исходя из экономической природы категории «налогообложение» налоговой системе как таковой присущи две противодействующие экономические функции: фискальная и регулирующая.

     В числе налоговых функций ученые также   называют: фискальную,  распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую), социальную. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2.1. Фискальная и регулирующая функции 

     По средствам фискальной функции системы налогообложения удовлетворяют общенациональные необходимые потребности. По средствам регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.

     Таким образом, обе налоговые функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из абстрактно воспринимаемой  ее способности воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.

     Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.

     Регулирующая (макроэкономическая) функция – это роль налогов и налоговой политики  в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления   падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы. 
 
 
 
 
 

§ 2.2. Распределительная  функция 

     Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических  и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2.3. Социальная функция 

     Социальная функция налогов носит много аспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ.  Многие  социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д.).

     Социальная функция  налогов проявляется  и  непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

     Социальная функция налоговой системы требует детального исследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения  неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутри федеральным отношениям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2.4. Стимулирующая функция 

     Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая трудно настраиваемая  функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется  через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений,  запретительных или  ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

     Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2.5. Контрольная функция 

     Контрольная  функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство  налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти.     Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

     Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.

     В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных  санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.

     Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом. 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2.6. Основные изменения налогового законодательства с 2009 года. 

     Множество поправок, внесенных в законодательство о налогах и сборах, которые вступили в силу с 1 января 2009г., вызвали вопросы по их применению на практике, поскольку отдельные моменты не урегулированы Налоговым кодексом РФ. Поправки в Налоговом кодексе затронули почти все основные налоги — налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на имущество и налог на землю. Изменения, надо сказать, положительные. Как минимум они устраняют неопределенность в работе бухгалтера. Как максимум часть поправок выгодна для компаний. Наиболее интересные разъяснения ФНС и Минфина России касаются следующих налогов: 

Налог на добавленную стоимость:

- в счетах-фактурах  на предоплату при выполнении  определенных условий можно указывать обобщенное наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав); 

- счета-фактуры  можно не выставлять, если отгрузка  товаров (выполнение работ, оказание  услуг, передача имущественных  прав) в счет полученной предоплаты  производится в течение пяти дней. В Практическом комментарии обосновывается мнение, согласно которому на авансы, полученные в том квартале, в котором осуществлена отгрузка, счета-фактуры продавец выставлять не должен; 

- нельзя принять  к вычету НДС при предоплате  наличными или в безденежной форме. Противоположная точка зрения по этому вопросу выражена в Практическом комментарии. 

Налог на прибыль организаций:

- амортизационную  премию восстанавливать не нужно,  если приобретенное и введенное  в эксплуатацию в 2008 г. основное  средство, в отношении которого она применялась, было реализовано в том же году; 

- сумма восстановленной  амортизационной премии включается  в доходы того периода, когда  основное средство было реализовано; 

- восстановленная  амортизационная премия в расходах  не учитывается, сумма начисленной амортизации по реализуемому основному средству за предыдущие налоговые периоды не пересчитывается. Иной взгляд на этот вопрос представлен в Практическом комментарии; 

- с 1 января 2009 г. легковые автомобили и пассажирские  микроавтобусы с любой первоначальной стоимостью амортизируются без применения понижающего коэффициента;

- лизинговое  имущество, относящееся к первой-третьей  амортизационным группам, амортизация  по которому начислялась до 01.01.2009 с применением повышающего коэффициента, после этой даты амортизируется без использования такого коэффициента.  

- новая предельная  величина процентов (по долговым  обязательствам в рублях - ставка  рефинансирования, увеличенная в  1,5 раза, по обязательствам в валюте - 22 процента) распространяется на проценты, признанные расходами за период с 1 сентября 2008 г. по 31 декабря 2009 г., независимо от того, когда именно было оформлено обязательство.

Упрощенная  система налогообложения: 

- новым порядком  учета убытков предыдущих периодов  налогоплательщики, которые применяют УСН с объектом "доходы минус расходы", вправе руководствоваться при расчете налоговой базы по итогам 2009г.

Информация о работе Налоги. Их функции и роль в рыночной экономике