Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:03, реферат
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.
Введение………………………………………………………………….стр.3-6
Глава 1: Сущность и природа налогов …………………………….…..стр.7
§ 1.1. Виды и классификация налогов………………………………….стр.7-11
§ 1.2. Функции налогов……………………………………………….....стр.12-14
§ 1.3. Основные принципы налогообложения………………………....стр.15-18
Глава 2. Роль и функции налоговой системы …………………………стр.19-20
§ 2.1. Фискальная и регулирующая функции………………………….стр.21
§ 2.2. Распределительная функция……………………………………...стр.22
§ 2.3. Социальная функция……………………………………………....стр.23
§ 2.4. Стимулирующая функция………………………………………...стр.24
§ 2.5. Контрольная функция……………………………………………..стр.25
§ 2.6. Основные изменения налогового законодательства
с 2009 года………………………………………………………………..стр.26-27
§ 2.7. Налоговая статистика за 2008-2009 гг.………………………......стр.28-30
Глава 3. Проблемы и противоречия действующей налоговой системы………………………………………………………………...…стр.31-33
§ 3.1. Пути совершенствования налоговой системы…………………..стр.34-35
Заключение……………………………………………………………….стр.36-37
Список использованной литературы……………………………………стр. 38
1. Подданные
государства должны, по возможности,
соответственно своим
2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, - все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица...
3. Каждый налог
должен взиматься в то время
и тем способом, когда и как
плательщику должно быть
4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит казначейству государства...
Как видно А.Смит исходил из следующих принципов налогообложения:
равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;
определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;
простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;
неотягощенность,
т.е. умеренность, ограниченность налога
суммами, уплата которых ложится тяжким
бременем на налогоплательщиков.
Глава
2. Роль и функции
налоговой системы
Исторически налоги рассматривались и существовали как податные системы. Само их существование порождено необходимостью покрывать общественные потребности. Данная способность налога определяется как фискальная функция. Фискальная функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сути и назначения налога. Однако тяжесть налогового бремени и полная подчиненность налогообложения интересам казны приводит к тому, что налогоплательщики не только не выполняют возложенных на них налоговых обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов.
Теоретический потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой свойственны определенные функции. Система налогообложения, принятая законодательство, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения дает представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы.
Функциональная результативность системы налогообложения изначально предопределена сущность объективных экономических категорий «налог» и «налогообложение», т.е. их глубинными родовыми свойствами, которые мы называем внутренним потенциалом категории. Скрытый потенциал экономической категории в системе практического хозяйствования выявляется в процессе реализации функций объективной экономической категории «налогообложение». На поверхности экономической действительности категорию «налогообложение» мы уже воспринимаем как систему экономических (финансовых) отношений, которая конструируется сознательно с заранее заданными в законе целями. Определить цели – значит раскрыть функциональное содержание системы налогообложения. Полнота реализации потенциальных возможностей категории «налогообложение» в принятой законом конкретной страны и на конкретный период времени концепции налогообложения может существенно различаться. Исходя из экономической природы категории «налогообложение» налоговой системе как таковой присущи две противодействующие экономические функции: фискальная и регулирующая.
В числе налоговых функций ученые также
называют: фискальную, распределительную,
контрольную, стимулирующую, регулирующую
(макроэкономическую), социальную.
§ 2.1.
Фискальная и регулирующая
функции
По средствам фискальной функции системы налогообложения удовлетворяют общенациональные необходимые потребности. По средствам регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.
Таким образом, обе налоговые функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из абстрактно воспринимаемой ее способности воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.
Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.
Регулирующая
(макроэкономическая)
функция – это роль налогов и налоговой
политики в системе факторов регулирования
макроэкономических процессов, совокупного
спроса и предложения, темпов роста и занятости.
В условиях России налоговая система проявила
себя как фактор ограничения спроса, особенно
инвестиционного, углубления падения
производства, формирования безработицы
и неполной занятости рабочей силы.
§ 2.2.
Распределительная
функция
Распределительная
функция налоговой системы проявляется
в сложном взаимодействии с ценами, доходами,
процентом, динамикой курсов акций и т.д.
Налоги выступают существенным инструментом
распределения и перераспределения национального
дохода, доходов юридических и физических
лиц. Распределительная функция налогов
влияет на распределение не только доходов,
но и капиталов, инвестиционных ресурсов.
§ 2.3.
Социальная функция
Социальная функция налогов носит много аспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. Многие социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д.).
Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).
Социальная
функция налоговой системы требует детального
исследования, как с точки зрения ее усиления,
так и с точки зрения устранения неоправданных
льгот и преимуществ, не отвечающих характеру
рыночных преобразований, социальным
критериям или внутри федеральным отношениям.
§ 2.4.
Стимулирующая функция
Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая трудно настраиваемая функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.
Стимулирующая
функция налогов является в современной
российской практике слабо реализуемой
и неэффективно используемой.
§ 2.5.
Контрольная функция
Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.
Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.
В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.
Контрольная
функция налоговой системы предопределяет
и определяет, как и уже отмечено, эффективность
других функций. Следовательно, если контрольная
функция налогов ослаблена, то это соответственно
снижает эффективность налоговой системы
в целом.
§ 2.6.
Основные изменения
налогового законодательства
с 2009 года.
Множество
поправок, внесенных в законодательство
о налогах и сборах, которые вступили в
силу с 1 января 2009г., вызвали вопросы по
их применению на практике, поскольку
отдельные моменты не урегулированы Налоговым
кодексом РФ. Поправки в Налоговом кодексе
затронули почти все основные налоги —
налог на прибыль, налог на доходы физических
лиц, единый социальный налог, налог на
имущество и налог на землю. Изменения,
надо сказать, положительные. Как минимум
они устраняют неопределенность в работе
бухгалтера. Как максимум часть поправок
выгодна для компаний. Наиболее интересные
разъяснения ФНС и Минфина России касаются
следующих налогов:
Налог на добавленную стоимость:
- в счетах-фактурах
на предоплату при выполнении
определенных условий можно
- счета-фактуры
можно не выставлять, если отгрузка
товаров (выполнение работ,
- нельзя принять
к вычету НДС при предоплате
наличными или в безденежной форме.
Противоположная точка зрения по этому
вопросу выражена в Практическом комментарии.
Налог на прибыль организаций:
- амортизационную
премию восстанавливать не
- сумма восстановленной
амортизационной премии
- восстановленная
амортизационная премия в
- с 1 января 2009
г. легковые автомобили и
- лизинговое
имущество, относящееся к
- новая предельная
величина процентов (по
Упрощенная
система налогообложения:
- новым порядком
учета убытков предыдущих
Информация о работе Налоги. Их функции и роль в рыночной экономике