Местные налоги в РФ :виды,основные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:12, реферат

Краткое описание

Налог есть категория комплексная, имеющая как экономическое, так и юридическое значение. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и политическое явление реальной жизни. Русский экономист М.М. Алексеенко еще в XIX в. отметил эту особенность «С одной стороны, налог - один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой (т.е. цены) собственно и началась экономическая наука. С другой - установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства».

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Налоговая система РФ и место в ней местных налогов…………………4
Виды местных налогов
Земельный налог…………………………………………………………...9
Налог на имущество физических лиц…………………………………...13
Единый налог на вмененный доход……………………………………..17
Заключение…………………………………………………......................20
Список литературы……………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

Местные налоги в РФ.docx

— 44.52 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИДЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ  РФ

Земельный налог

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли  в РФ является платным. Формами платы  за использование земли являются земельный налог, арендная плата  и нормативная цена земли.

С 2005 года Налоговый кодекс дополнен главой 31 «Земельный налог», которая введена Федеральным  законом от 29.11.2004 № 141-ФЗ.

Новый земельный налог  устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных  бюджетов. Он будет вводиться в  действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных  образований, а также законами городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Объектом налогообложения  признаются земельные участки, расположенные  в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые  из оборота в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

2) земельные участки, ограниченные  в обороте в соответствии с  законодательством Российской Федерации,  которые заняты особо ценными  объектами культурного наследия  народов Российской Федерации,  объектами, включенными в Список  всемирного наследия, историко-культурными  заповедниками, объектами археологического  наследия;

3) земельные участки, ограниченные  в обороте в соответствии с  законодательством Российской Федерации,  предоставленные для обеспечения  обороны, безопасности и таможенных  нужд;

4) земельные участки, ограниченные  в обороте в соответствии с  законодательством Российской Федерации,  в пределах лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные  в обороте в соответствии с  законодательством Российской Федерации,  занятые находящимися в государственной  собственности водными объектами  в составе водного фонда, за  исключением земельных участков, занятых обособленными водными  объектами.

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками  на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (только организации) или праве пожизненного наследуемого владения (только физические лица) (ст. 388 НК РФ).

В собственность граждан  и юридических лиц могут быть предоставлены земельные участки, находящиеся в государственной  и муниципальной собственности. В постоянное (бессрочное) пользование  земельные участки предоставляются  государственным и муниципальным  учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам  государственной власти и органам  местного самоуправления, гражданам  земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Вместе с тем право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной  собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических  лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется. Также сохраняется  и право пожизненного наследуемого владения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной  собственности, приобретенное гражданином  до введения Земельного кодекса РФ. В то же время предоставление земельных  участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие Земельного кодекса РФ не допускается. Граждане, имеющие земельные  участки в пожизненном наследуемом  владении, имеют право приобрести их в собственность.

В отношении земельных  участков организаций и физических лиц, находящихся на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды, следует отметить, что указанные лица налогоплательщиками  земельного налога не являются, они  платят арендную плату.

При налогообложении земли  в соответствии с гл. 31 НК РФ из объектов налогообложения исключаются отдельные  виды земель. Это, прежде всего, земли, изъятые из оборота. Первостепенная роль в этих землях отведена земельным  участкам, занятым находящимися именно в федеральной собственности  государственными природными заповедниками  и национальными парками.

Поэтому необходимо обратить внимание на то, что государственные  природные заповедники представляют собой форму сохранения и восстановления типичных и уникальных природных  комплексов, генофонда растительного  и животного мира. Правовой режим  земель, объявленных заповедниками, установлен Федеральным законом  «Об особо охраняемых природных  территориях». Заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими некоммерческими  учреждениями, создаваемыми с целью сохранения и изучения естественного хода природных процессов и явлений, генофонда живых организмов, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Земли предоставляются государственным заповедникам на праве постоянного (бессрочного) пользования. На заповедники возлагаются следующие задачи: охрана природных территорий с целью сохранить биологическое разнообразие и поддержать в естественном состоянии охраняемые природные комплексы и объекты; организация и проведение научных исследований, включая ведение летописи природы; осуществление экологического мониторинга; экологическое просвещение, участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов; содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды. Заповедники учреждаются Правительством РФ при условии согласия субъекта Российской Федерации на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. В таком же порядке расширяются территории заповедников. Положение о конкретном заповеднике, его статусе утверждается органом, уполномоченным на то Правительством РФ.

Что касается национальных парков, то ими объявляются территории, природные комплексы и объекты которых имеют особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями и относятся к объектам федеральной собственности. Земля предоставляется национальным паркам на праве постоянного (бессрочного) пользования. На территориях парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национальных парков.

Кроме указанных выше, также к землям, изъятым из оборота и исключенным  из объектов налогообложения новым  земельным налогом, относятся следующие  объекты:

· здания, строения и сооружения, в  которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, пограничные войска, другие войска, воинские формирования и органы;

· здания, строения и сооружения, в  которых размещены военные суды;

· объекты организаций Федеральной  службы безопасности;

· объекты организаций федеральных  органов государственной охраны;

· объекты использования атомной  энергии, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

· объекты, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

· объекты учреждений и органов  Федеральной службы исполнения наказаний;

· воинские и гражданские захоронения;

· инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные  в интересах защиты и охраны Государственной  границы РФ.

Большой круг земель, исключенных из объектов налогообложения новым земельным  налогом, дополнен земельными участками, ограниченными в обороте, также  не признаваемыми объектом налогообложения. К ним относятся:

· земельные участки, ограниченные в  обороте в соответствии с законодательством  Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного  наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными  заповедниками, объектами археологического наследия;

· земельные участки, предоставленные  для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

· земельные участки в пределах лесного фонда;

· земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности  водными объектами в составе  водного фонда, за исключением земельных  участков, занятых обособленными  водными объектами.

В отличие от Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю», согласно которому налоговой базой по земельному налогу является облагаемая налогом площадь  земельного участка, в главе 31 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого  земельного участка как его кадастровая  стоимость. Государственный земельный  кадастр охватывает всю территорию страны и содержит обязательные характеристики земельных участков: местоположение, размер и качество.

 

 

Налог на имущество физических лиц

Плательщиками данного налога являются физические лица, имеющие в собственности  объекты, определяемые Законом РФ от 9 декабря 1991 г. «О налогах на имущество  физических лиц». На основании Закона издана Инструкция ИФНС РФ «О порядке  исчисления и уплаты налогов на имущество  физических лиц»

Объектами обложения в соответствии с Законом  являются находящиеся в собственности  физических лиц жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения  и сооружения. Учитывая, что объект налогообложения - это юридический  факт, точнее было бы определить перечисленное  имущество как предмет налогообложения, а факт нахождения данного имущества  в собственности - как объект налогообложения.

Налог на имущество уплачивается ежегодно по ставке, устанавливаемой нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в  зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и  по иным критериям. Ставки налога устанавливаются  в следующих пределах:

· до 300 тыс. рублей - 0,1%;

· от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - от 0,1% до 0,3%;

· свыше 500 тыс. рублей - от 0,3% до 2,0%.

Платежи по налогам зачисляются в местный  бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Исчисление  налога на имущество производится налоговыми органами. Налог на строения, помещения  и сооружения исчисляется на основании  данных об их инвентаризационной стоимости  по состоянию на 1 января каждого  года, представляемых органами коммунального  хозяйства, а в случае, если таковая  не определялась, - по стоимости, определяемой для расчета суммы по государственному обязательному страхованию. За строения, помещения и сооружения, находящиеся  в общей долевой собственности  нескольких собственников, налог уплачивается каждым из них соразмерно своей доле.

Органы  коммунального хозяйства, осуществляющие оценку строений, помещений и сооружений, также обязаны по требованию налоговых  органов предоставлять сведения, необходимые для исчисления налогов  на имущество физических лиц в  сроки, установленные налоговыми органами. За не предоставление данных, необходимых для исчисления налоговых платежей, на должностных лиц этих организаций налагается штраф. Данные, необходимые для исчисления налоговых платежей, предоставляются налоговым органам бесплатно.

По  новым строениям, помещениям и сооружениям  налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или  приобретением. За строение, помещение  и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников  с момента открытия наследства.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается, начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

За  имущество, не имеющее собственника, собственник которого неизвестен или  учитываемое как бесхозное, налог  на имущество не взимается. В то же время за строения, помещения, сооружения налог уплачивается независимо от того, находится данное имущество в  эксплуатации или нет.

Разъяснения ИФНС РФ по отдельным вопросам, связанным  с применением налогового законодательства о налогообложении физических лиц, предусматривают, что налог на самовольно возведенное строение не начисляется. О данных фактах налоговые органы сообщают в коммунальные органы или  органы, осуществляющие регистрацию.

При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение  календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в  котором он утратил право собственности  на указанное имущество, а новым  собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

При возникновении права на льготу в  течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в  котором возникло это право.

Платежные извещения об уплате налога вручаются  плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа. Уплата налога производится владельцами равными долями в  два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Закон «О налоге на имущество физических лиц» предусматривает освобождение от уплаты налога некоторых категорий  граждан.

От  уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются следующие  категории граждан:

· Герои Советского Союза и Герои  Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

· инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

· участники гражданской и Великой  Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших  в состав действующей армии, и  бывших партизан;

· лица вольнонаемного состава Советской  Армии, Военно-Морского Флота, органов  внутренних дел и государственной  безопасности, занимавшие штатные должности  в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей  армии в период Великой Отечественной  войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне  которых засчитывается этим лицам  в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных  для военнослужащих частей действующей  армии;

· лица, получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию  радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС», а также лица, указанные  в статьях 2, 3, 5, 6 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов  радиоактивных отходов в реку Теча»;

Информация о работе Местные налоги в РФ :виды,основные особенности