Курс лекций по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 18:22, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по "Налогам".

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ НАЛОГИ 2013.doc

— 882.00 Кб (Скачать файл)

Камеральная проверка проводится по местонахождению налогового органа. Для выполнения камеральной проверки налогоплательщик представляет в налоговые органы налоговые декларации по уплачиваемым налогам, а также бухгалтерскую отчетность. В бухгалтерскую отчетность входят:

  • форма № 1 «Бухгалтерский баланс»;
  • форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
  • форма № 3 «Отчет об изменениях капитала»;
  • форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»;
  • форма № 5 «Приложения к бухгалтерскому балансу»;
  • форма № 6 «Отчет о целевом использовании денежных средств».

Камеральная налоговая проверка осуществляется без специального разрешения руководителя налогового органа только в течение трех месяцев с момента представления налогоплательщиком всех необходимых документов.

При камеральной проверке налоговые органы изучают:

  • правильность заполнения налоговых деклараций и их соответствие требованиям действующего законодательства;
  • правильность исчисления налогов, применения налоговых льгот и налоговых ставок.

При камеральной проверке налоговые  органы имеют право истребовать  у налогоплательщика документы, подтверждающие данные, отраженные в налоговой декларации. В случае обнаружения неточностей, неясностей и противоречий налоговый орган уведомляет об этом налогоплательщика с требованием внести необходимые изменения.

На сумму доплат по налогам, которая  выявляется в результате камеральной  налоговой проверки, налоговые органы предъявляют требования об уплате налога.

На сегодняшний день камеральные проверки заняли лидирующее положение в системе налогового контроля, что обусловлено рядом факторов:

  1. камеральная проверка – наименее трудоемкая форма налогового контроля (затраты труда на ее проведение на несколько порядков ниже, чем на проведение выездной проверки) и в наибольшей степени поддается автоматизации;
  2. данным видом налогового контроля, как правило, можно охватить 100% налогоплательщиков, представивших налоговую отчетность в налоговые органы, а выездные проверки налоговые органы имеют возможность проводить лишь у 20-25% налогоплательщиков, причем каждый налогоплательщик, сдающий отчетность, кроме крупных, подвергается камеральной проверке один раз в квартал, а крупный – один раз в месяц;
  3. в последнее время камеральные проверки стали более эффективными за счет того, что они заключаются не только в контроле показателей налоговой отчетности, но и стали включать в себя анализ уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации, сравнительный анализ с использованием данных по аналогичным организациям, проверку логической связи между разными отчетными показателями, проверку отчетных показателей на предмет сопоставления с данными внешних источников и др.;
  4. эффективность камеральных проверок по общей сумме дополнительно начисленных налогов год от года повышается;
  5. сегодня налоговые органы имеют возможность проводить камеральный анализ по результатам камеральных проверок с помощью применения программно-информационных комплексов для отбора налогоплательщиков в целях выполнения выездных проверок.

Вполне возможно, что в будущем  камеральные налоговые проверки станут основным видом налогового контроля.

Налоговая декларация – это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах, произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах, начисленной и подлежащей перечислению в бюджет сумме налога.

Налоговая декларация должна содержать ряд сведений, перечисленных  в таблице.

Данные налоговой декларации

Для юридических лиц

Для физических лиц

Название организации

ИНН налогоплательщика

При необходимости коды по ОКОНХ, ОКПО, КПП

Фамилия ответственного исполнителя

Контактные телефоны

Фамилия, имя, отчество; ИНН  налогоплательщика

Адрес, индекс и место  жительства

Паспортные данные

 Данные, относящиеся  к расчету налога

Данные, относящиеся к  расчету налога

Подпись руководителя и  главного бухгалтера

Печать организации

Другие документы, подтверждающие сведения, отраженные в налоговой  декларации


 

Налоговую декларацию каждый налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту своего учета по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком. Способы представления налоговой декларации названы в таблице.

Способы представления налоговой  декларации

Способ представления

Подтверждение сдачи представления

Лично

Налоговый орган обязан поставить отметку о приеме на каждой налоговой декларации

Через своего представителя

По почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения

Налоговая декларация считается  поданной в день отправки, что подтверждается почтовой квитанцией

По телекоммуникационным каналам связи

Налоговый орган передает подтверждение о получении налоговой декларации в электронном виде


 

НК РФ предусмотрены случаи, в  которых внесение изменений и  дополнений в налоговую декларацию освобождает налогоплательщика от налоговой ответственности, если такое изменение проведено:

  • до окончания срока подачи декларации;
  • после окончания срока подачи декларации, но до окончания срока уплаты налога;
  • после всех перечисленных сроков, но до выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка: цели, методы проведения, обжалование результатов

В настоящее время выездные налоговые  проверки остаются основным видом налогового контроля. Существует два вида выездной налоговой проверки: комплексный и тематический.

Комплексная выездная налоговая проверка предусматривает полную проверку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

При тематической выездной налоговой проверке проверяется начисление и уплата одного или нескольких налогов.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных  года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа. В данном решении должны быть отражены:

  • фамилии, имена, отчества, должности, классный чин лиц, осуществляющих выездную налоговую проверку;
  • фамилия, имя, отчество, должность и классный чин лица, вынесшего решение о проведении выездной налоговой проверки;
  • ИНН налогоплательщика;
  • проверяемые периоды;
  • вопросы проверки (виды налогов, по которым выполняется проверка). Если в решении указано: «Проверка правильности исчисления НДС и налога на прибыль организаций», то проверка будет тематической; если «Проверка правильности соблюдения законодательства о налогах и сборах», то это – комплексная проверка, которая охватывает вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов (сборов).

Наличие решения – единственное основание для допуска лиц, выполняющих выездную налоговую проверку, к ее проведению. Отсутствие хотя бы одного реквизита в тексте решения служит основанием, чтобы не допустить проверяющих к проверке.

Запрещают повторные выездные проверки по одним и тем же налогам  за один и тот же период. Исключением в этом случае являются проверки, проводимые вышестоящим налоговым органом в порядке контроля, а также проверки в связи с ликвидацией (реорганизацией) организации.

Срок проведения выездной налоговой  проверки составляет не более двух месяцев. Однако в исключительных случаях по решению вышестоящего налогового органа он может быть увеличен на один месяц. При наличии филиалов и обособленных подразделений срок проверки увеличивается на один месяц.

При выездной налоговой проверке работники  налогового органа осуществляют расчет налоговых платежей на основании первичной бухгалтерской документации налогоплательщика и их сверку с суммами налогов, представленными налогоплательщиком в декларациях.

Особенности камеральных и выездных налоговых проверок показаны на схеме.

При проведении выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа:

  • могут вызывать любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения или обстоятельства, имеющие значение для данной формы налогового контроля. Не могут привлекаться в качестве свидетелей несовершеннолетние лица и лица, не способные в силу своих физических либо психических недостатков правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значения для налогового контроля;
  • имеют право доступа на территории и в помещения, используемые налогоплательщиком для получения дохода, с предъявлением служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверки. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа в эти помещения (на территории) составляется акт, в котором определяются суммы налогов, подлежащих уплате, на основе оценки имеющихся сведений о налогоплательщике или по аналогии;
  • могут проводить осмотр помещений, территорий и документов, принадлежащих налогоплательщику, в присутствии понятых и самого налогоплательщика. По результатам осмотра составляется протокол.

По окончании выездной налоговой  проверки руководитель проверяющей  группы составляет справку с указанием предмета проверки и срока ее проведения. Один экземпляр справки вручается налогоплательщику, другой с отметкой о ее получении остается у налогового органа.

По результатам выездной налоговой  проверки в течение двух месяцев  со дня составления справки уполномоченным лицом должен быть составлен по установленной форме акт налоговой проверки, который в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен налогоплательщику либо его представителю.

Истребование документов. При выездной налоговой проверке должностные лица налоговых органов, проводящие проверку, имеют право истребовать у налогоплательщика документы, необходимые для ее осуществления. В этом случае составляется требование о п


Информация о работе Курс лекций по "Налогам"