Классификация налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 18:37, контрольная работа

Краткое описание

Налоги как основной источник образования государственных финансов известны с незапамятных времен. В каждой стране взимается большое число разнообразных налогов и сборов, которые различаются как по названиям, так и по способам взимания. Нередко налоги отдельных стран бывают похожи по названиям, но существенно не совпадают по условиям и деталям принципиального характера.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
1. Теоретические основы классификации налогов…………………3
2. Традиционная классификация налогов………………………….10
3. Международная классификация налогов……………………….14
Заключение…………………………………………………………..17
Список литературы………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

Классификация налогов.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

5. По целевой  направленности

По критерию использования налоговых поступлений по целевой направленности налоги и сборы подразделяются на общие и целевые.

К общим (абстрактным, немаркированным) относятся налоги и сборы, не предназначенные для  финансирования какого-либо конкретного  расхода. Такие налоги составляют подавляющее большинство, так как установление налогов обычно не имеет целью покрытие какого-либо конкретного расхода государственного бюджета. Они вводятся государством для формирования бюджета в целом.

К целевым (специальным, маркированным) относятся налоги и сборы, поступления по которым могут быть использованы только для финансирования конкретных расходов. К целевым обычно относятся налоги и сборы, поступления по которым зачисляются в специальные внебюджетные фонды, например, единый социальный налог.

6. По порядку введения налога

По порядку  введения можно выделить налоги общеобязательные и факультативные.

Общеобязательные  налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются  на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают.

Факультативные  налоги предусмотрены основами налоговой  системы, однако непосредственно вводиться  они могут законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов  государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той или иной территории - компетенция органов местного самоуправления.

Обязательными в Российской Федерации являются все федеральные налоги и налог на имущество физических лиц. Остальные налоги являются факультативными (транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций, земельный налог).

7. По характеру установления  налоговых ставок

По характеру установления налоговых ставок налоги и сборы делятся на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и твердый налог.

Твердый налог - это налог, ставка которого устанавливается в  абсолютных суммах на единицу обложения. В Российской Федерации твердыми налогами являются налог на игорный бизнес, транспортный налог, водный налог, сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, акцизы и др.

Прогрессивный налог - это  налог, размер ставки которого растет вместе с ростом размера объекта обложения. Примером такого налога является налог на имущество физических лиц.

Регрессивный налог - это  налог, размер ставки которого снижается  по мере роста размера объекта  обложения. Яркий пример - единый социальный налог.

Пропорциональный налог - это налог, размер ставки которого не меняется при изменении размера объекта обложения. К пропорциональным налогам относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог.

8. По периодичности

Все налоги можно подразделить на периодические и разовые.

Под периодическими обычно понимаются те налоги, платежи по которым  осуществляются с определенной регулярностью. К этой группе относятся налоги на имущество, налоги на доходы как физических, так и юридических лиц, периодические налоги на потребление (акцизы, налог на добавленную стоимость). По периодическим налогам всегда устанавливается налоговый период. Подавляющее большинство взимаемых в настоящее время российских налогов и сборов относятся к периодическим.

К разовым налогам обычно относят налоги, уплата которых связана  с какими-либо особыми событиями, не образующими систему. Примером разового налога является государственная пошлина. Разовые налоги могут выступать  в качестве чрезвычайных налогов, т.е. таких налогов, установление которых вызвано наступлением каких-либо чрезвычайных обстоятельств (война, стихийные бедствия и т.п.). Обычно при введении чрезвычайного налога или сбора особо оговаривается, что налог или сбор будет взиматься либо в течение фиксированного количества лет, либо до момента окончания соответствующего чрезвычайного обстоятельства.

9. По способам определения  налоговых обязательств

По способам определения  налоговых обязательств налоги могут  подразделяться на раскладочные и окладные.

При использовании раскладочных налогов первоначально определяется потребность в денежных средствах, а затем полученная сумма распределяется (раскладывается) между налогоплательщиками  или группами налогоплательщиков. Раскладочные налоги являются исторически более ранними. Они широко применялись в эпоху феодализма. В России раскладочные методы использовались как для сбора доходов в государственную казну, так и для финансирования нужд отдельных территорий, в частности, к раскладочным налогам относилась подушная подать (налог), введенная Петром I.

Окладные налоги - налоги, по которым, налоговые обязательства  каждого налогоплательщика определяются либо расчетным путем с использованием налоговых ставок, либо путем установления твердой суммы налога.

10. В зависимости от оснований возникновения налоговой базы и источника выплаты

По этому критерию налоги делятся на активные и пассивные.

При взимании активных налогов их объект, предмет, база и  источник выплаты формируются в  результате текущей хозяйственной  деятельности субъекта. Пример - налог  на прибыль организаций.

При пассивных  налогах предмет и объект не связан с поведением или деятельностью налогоплательщика. Источник налога не связан с предметом, объектом и базой. Пример - налог на имущество организаций.

 

2. Традиционная  классификация налогов.

Любая классификация  субъективна и зависит от мнения ее разработчиков. Однако множественность налогов объективна, так как позволяет уловить платежеспособность субъектов, воздействовать на потребление и накопление и делать налоговое бремя психологически менее заметным.

Все действующие  классификации налогов можно  свести к нескольким основным типам. В российской литературе о налогах доминирует классификация, которую можно определить как традиционную. В ее основе лежит деление всех налогов на прямые и косвенные. Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными - налоги на товары и услуги.

Впервые деление  налогов на прямые и косвенные  было введено финансовой наукой исходя из практики. Английский философ эпохи  меркантилизма Дж. Локк в конце XVII века предложил в качестве основы их разделения критерий перелагаемости налогов. Он полагал, что всю тяжесть податного гнета несут собственники земли при господствующем церковном землевладении, когда торговцы и посредники свою долю налогов перекладывают в скрытой форме уменьшенной арендной платы и напрямую через увеличение цен на закупаемые для перепродажи продукты от возделывания земли. Дж. Локк предлагал все налоги заменить поземельным, освобождающим землевладельцев от бремени переложения, которое они несут в большей мере при множественном обложении, чем при прямом. Из этого вытекает, что неперелагаемый поземельный налог - это прямой налог, а все остальные налоги - косвенные.

Физиократы, представители  теории «чистого дохода», также говорили о необходимости установления единственного  налога с земледельцев. Они утверждали, что все налоги «падают», в конечном счете, на земледельца, потому что он один производит продукцию. Другие же классы только перерабатывают этот продукт, поэтому они не могут нести налоговое бремя. По этой причине они предлагали облагать налогом непосредственно земледельцев, которые в свою очередь, повышая цены на свою продукцию, будут покрывать свои издержки. Всем остальным налогам они дали наименование «косвенные налоги».

А. Смит считал, что доходы получают не только с  земли, но также с капитала и труда. Расширение понятия дохода, подлежащего обложению, позволило ему включить в прямые налоги соответственно налоги на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. В основу классификации налогов А. Смитом был положен критерий перелагаемости налоговых платежей. Он определял косвенные налоги как налоги, связанные с расходами, а потому перелагаемые на потребителя.

Английский  экономист Д.С. Милль в своем  труде «Основания политической экономии с некоторыми их применениями к общественной философии» дополнил результаты исследований своих предшественников новыми выводами о классификации налогов. В качестве критерия деления налогов им принимались намерения законодателя. При этом он отмечал, что косвенные налоги имеют неоспоримые преимущества перед прямыми, потому что время и способ взимания - самые удобные для плательщика.

Развитие финансовой науки и совершенствование податной практики породило новые взгляды  на содержание и практическое значение такого критерия разделения налогов  на прямые и косвенные как возможность их переложения. К концу XIX века признак перелагаемости налогов был признан ненадежным и условным. Ученые пришли к выводу, что полностью перелагаемых и неперелагаемых налогов не существует.

В настоящее  время критериями деления налогов на прямые и косвенные выступают: 1) место формирования источника выплаты налога (считается, что при прямом налогообложении источник формируется непосредственно у налогоплательщика, а при косвенном - источник поступает плательщику, как правило, в составе цены); 2) теоретическая возможность переложения налогов на конечного потребителя (при прямом налогообложении окончательным плательщиком налогов выступает получатель дохода или владелец собственности, а окончательным плательщиком косвенных налогов выступает конечный потребитель).

Прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные и личные. Такое деление  основывается на том, что реальными  налогами облагается предполагаемый доход, получаемый субъектом от определенного  объекта обложения, а личные налоги взимаются с действительно полученного дохода. К прямым реальным налогам относят земельный налог, налоги на доходы от денежных капиталов на ценные бумаги. В группу прямых личных доходов включают подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль (доход) акционерных обществ и др.

Косвенные налоги делятся на косвенные индивидуальные налоги, которые облагают конкретные группы товаров и возникают только в производственной сфере (акцизы, налог  на добычу полезных ископаемых); косвенные  универсальные налоги, которые облагают товары, работы и услуги и возникают как в сфере производства, так и в сфере обращения (налог на добавленную стоимость); фискальные монополии, которыми облагаются товары и услуги, производство и реализация которых сосредоточена в руках государства, и таможенные пошлины.

В финансовой науке  долго дискутировался вопрос о преимуществах  и недостатках прямых и косвенных  налогов. Цель обсуждения была весьма практичной: какие же налоги использовать предпочтительнее? Общий вывод вполне утешителен для спорящих сторон: и прямые и косвенные налоги имеют как преимущества, так и недостатки.

Косвенное налогообложение  имеет ряд существенных отличий  и, можно сказать, преимуществ по сравнению с прямыми. Прежде всего, поскольку косвенные налоги включены в цену товара, они незаметны для потребителя и уплачиваются без сознания необходимости платежа. Одновременно обеспечивается определенная анонимность уплаты налога, ибо изъятие части дохода связано с движением товаров, работ, услуг, а не получением индивидуальных доходов юридическими и физическими лицами.

Поскольку при  косвенном обложении время реализации дохода и время уплаты налога практически  совпадают, а налоги падают главным  образом на товары широкого потребления, то применение косвенных налогов  обеспечивает государство устойчивыми и регулярными доходами.

В условиях отсутствия дефицита, в том числе и на товарозаменители, косвенное налогообложение оставляет  за потребителем право приобретения и выбора товара (брать, не брать  и по какой цене).

Одновременно  косвенным налогам присущи и определенные недостатки. Косвенные налоги в основном реализуются в ценах на товары длительного пользования, предметы одежды, алкогольные напитки, табачные изделия и фактически представляют собой налог на потребление. Бремя косвенного налогообложения падает на те группы населения, которые больше закупают налогооблагаемых продуктов.

Контроль за правильностью исчисления косвенных  налогов и полнотой внесения их в  бюджет - процесс затратный. Наконец, косвенные налоги все же противоречат интересам предпринимателей, ибо повышают издержки обращения и вмешиваются в процесс движения оборотных средств. Кроме того, удорожание товара уменьшает спрос и, следовательно, в конечном счете влечет за собой сокращение производства. Одновременно косвенные налоги несут заряд инфляционного всплеска.

Прямые налоги - исторически более ранняя форма  налогообложения. Их можно назвать  оценочными налогами, ибо в основе их исчисления лежит расчетный доход, соответствующий индивидуальным характеристикам  конкретного налогоплательщика. Так, по сравнению с косвенными налогами прямые, как правило, учитывают доходность налогоплательщика, его семейное положение. Налогоплательщик точно знает сумму налога с объекта обложения. В результате прямые налоги в большей мере соответствуют принципу справедливости. Наконец, для прямого налогообложения характерны более низкие затраты при взимании.

Таким образом, было признано целесообразным сочетать прямое и косвенное налогообложение  в целях сбалансированности фискальных интересов.

 

3. Международная классификация налогов.

Каждая страна имеет свое налоговое законодательство, которое предусматривает различные  виды и типы классификаций налогов. Это необходимо учитывать при  сопоставлении налоговых систем разных стран. Искажения, возникающие  в результате использования при международных сравнениях несопоставимых данных, приводят не только к неверным теоретическим выводам, но и могут быть причиной крупных практических просчетов. Анализируя данные сравнительной статистики в области налогообложения, надо всегда помнить о том, что конкретные виды налогообложения существенно различаются и это может приводить к значительным расхождениям при международных сопоставлениях даже в тех случаях, когда применяется единая методика группировки налогов, сборов и платежей обязательного характера.

Информация о работе Классификация налогов