Классификация налоговых систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2014 в 08:55, реферат

Краткое описание

Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Они взимаются в порядке и размере, установленном законом.
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:
Объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
Субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Понятие налоговой системы государства и её структурные элементы...................................................................................................................5
2. Классификация налоговых систем...................................................................10
2.1. Англосаксонская модель................................................................................11
2.2. Евроконтинентальная модель........................................................................14
2.3. Латиноамериканская модель.........................................................................18
2.4. Смешанная модель.........................................................................................19
Заключение.............................................................................................................25
Список литературы................................................................................................26

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги реф.docx

— 68.23 Кб (Скачать файл)

В силу ч.2 ст.76 Конституции РФ законы субъектов РФ по этому предмету совместного ведения должны приниматься в соответствии с федеральным законом об общих принципах налогообложения и сборов. Однако и при отсутствии такого закона признание за субъектами РФ права осуществлять опережающее правовое регулирование по предметам совместного ведения не давало бы им автоматически полномочий по решению в полном объеме вопросов, которые касаются данных принципов в части, имеющей универсальное значение как для законодателя в субъектах РФ, так и для федерального законодателя и в силу этого подлежащей регулированию федеральным законом. Такой вывод следует из ч.5 ст.76 Конституции РФ, согласно которой в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ, принятыми по предмету совместного ведения, действует федеральный закон.

Принципы налогообложения и сборов в части, непосредственно предопределяемой положениями Конституции РФ, в соответствии с п. «а" ст.71 находятся в ведении Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику; единство налоговой системы; равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона. Принцип единой финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплены в ряде статей Конституции РФ, прежде всего в ее п. «б" ч.1 ст.114, согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Эти положения развивают один из основных принципов конституционного строя Российской Федерации - принцип единства экономического пространства (ч.1 ст.8 Конституции РФ), означающий в том числе, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч.1 ст.74 Конституции), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч.2 ст.74 Конституции).17

Становление и развитие отечественной налоговой системы можно разделить на два: до принятия части первой НК РФ (1992-1998гг.) и после введения его в действие (с 1999г). Первый период характеризуется значительной нестабильностью и неурегулированностью налоговой системы, большим объемом подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, снижением всех основных социально-экономических показателей, практически постоянным ростом налоговой нагрузки, жесткой ответственностью налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства, налоговой децентрализацией по введению большого числа региональных и местных налогов, не предусмотренных Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ», необоснованным созданием на территории страны регионов с льготным налогообложением, крайне низким уровнем налоговой дисциплины. В структуре налогов ведущее место занимали налоги с организаций при незначительной доли личного подоходного налога, с традиционным, исключительно фискальным преобладанием косвенных налогов над прямыми, что в условиях сложившейся социально-экономической ситуации в России свидетельствовало о пассивной роли государства в осуществлении экономических преобразований.

При существенных значительных показателях косвенного налогообложения, можно с уверенностью сказать, что российская налоговая политика 90-х годов XX века носила, прежде всего, фискальный характер. Созидательный аспект налогообложения фактически отсутствовал. Это приводило к серьезным перекосам в инвестиционной деятельности, оттоку капиталов из отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства в сферу спекулятивных «коротких денег», в теневую экономику, создавало предпосылки для развития криминального бизнеса и массового уклонения от налогообложения. Чрезмерное многообразие подзаконных актов методико-нормативного характера буквально запутывало законопослушного налогоплательщика, а недобросовестному позволяло обнаружить «правомерную» лазейку для уклонения от уплаты налогов.

С сожалением следует отметить, что становление современной российской налоговой системы сопровождалось значительным ростом числа налоговых правонарушений. По оценкам специалистов, в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегодно недополучало от 30 до 40% бюджетных средств. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение и являлось главной причиной не поступления налогов в государственную казну.

О реальных масштабах налоговой преступности в той или иной степени свидетельствуют: значительный разрыв между официальными и реальными доходами населения: очевидная разница между расходами на потребление отдельных граждан и декларируемыми ими доходами; стабильный рост объема денежной наличности, находящейся во вне банковском обороте: снижение собираемости налогов, отмечающееся даже в период сезонного роста поступлений налогов в бюджет: увеличение из года в год значительными темпами размера бюджетной недоимки.

Преодолев финансовый кризис конца 1998г. в России наметился рост объемов ВВП, замедлились темпы инфляции, впервые были перевыполнены бюджетные назначения. Но самые кардинальные изменения в отечественной налоговой системе произошли с постепенной кодификацией налогового законодательства и с введением в действие с 1 января 1999г. части первой Налогового Кодекса Российской Федерации, регулирующего все стадии налоговых правоотношений.

Во-первых, было законодательно установлены особые требования, предъявляемые к актам законодательства о налогах и сборах, касающиеся как содержания, так и порядка их введения. Согласно НК РФ органы исполнительной власти излают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, только в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях. В связи с этим приказы, инструкции и методические указания органов исполнительной власти по вопросам налогообложения не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и обязательны только для своих соответствующих подразделений.

Во-вторых, был установлен исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации. Мерой обеспечивающей предсказуемость налогового законодательства стало установление на федеральном уровне основных элементов налогообложения по региональным и местным налогам, что призвано оградить хозяйствующих субъектов от необоснованного повышения налоговой нагрузки. С другой стороны, региональные и местные власти могут самостоятельно устанавливать по региональным и местным налогам отдельные элементы налогообложения для проведения собственной налоговой политики. Эти положения НК РФ призваны гарантировать стабильность условий предпринимательской деятельности.

В-третьих, достаточно подробно были прописаны общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, регламентирован процесс налогового администрирования -- комплекса форм и методов осуществления налогового контроля, предусмотрен закрытый перечень видов налоговых правонарушений, в целом, с учетом требований соразмерности и справедливости, значительно снижены размеры налоговых санкций по сравнению с Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ».18

Полнота правового регулирования налоговых отношений обеспечивалась по мере введения в действие, начиная с 1 января 2001 г., и полном объеме глав части второй НК РФ. Все последующие изменения - отмена налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров, снижение налогообложения фонда оплаты труда, установление единой ставки налога на доходы физических лиц, введение регрессивной шкалы обложения ЕСН, снижение ставки по налогу на прибыль организаций - были направлены, прежде всего, на то, чтобы отечественная налоговая система стала более справедливой и нейтральной по отношению к различным категориям налогоплательщиков. И конечно же эти изменения должны были способствовать снижению уклонения от налогообложения.

Таким образом в настоящее время в РФ в целом существует более менее оптимальная структура налогов, действия государства направлены на создание стабильного налогового законодательства, устойчивых налоговых баз и минимизации возможного ухода от налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги, определим основные цели современной налоговой политики государств с рыночной экономикой. Они ориентированы на следующие основные требования :

- налоги, а также затраты  на их взимание должны быть  по возможности минимальными. Это  условие наиболее тяжело дается  законодателям и правительствам  в их стремлении сбалансировать  бюджеты. Но так очень легко  свести налоговую систему лишь  к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения  налоговой базы, о функциях стимулирования  производственной и предпринимательской  деятельности, поддержки свободной  конкуренции;

- налоговая система должна  служить более справедливому  распределению доходов, не допускается  двойное обложение налогоплательщиков;

- налоговая система должна  соответствовать структурной экономической  политике, иметь четко очерченные  экономические цели;

- порядок взимания налогов  должен предусматривать минимальное  вмешательство в частную жизнь  налогоплательщика;

- обсуждение проектов  законов о налогообложении должно  носить открытый и гласный  характер.

Этими основными принципами необходимо руководствоваться и нам при создании новой налоговой системы России. При этом, разумеется, речь идет не о механическом копировании, а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокое изучение истории развития и своевременного состояния российской экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Глубокова Н.Ю., Сычева  Е.И., Шувалова Е.Б. «Налоговое право». - М, 2006 г.

2. Глухов В.В. «Налоги - теория и практика» Учебник. - СПб.: Специальная литература, 2006 г.

3. Горский И.В. «О признаках налога в налоговом кодексе Российской Федерации» Финансы. – 2004 г.

4. Дадашева А.З. , Черника Д.Г. «Налоговая система России» Учеб. пособие. - М.: АКДИ Экономика и жизнь, 2004 г.

5. Землин А.И. «Налоговое право». - М, 2005 г.

6. Ильин А.В. «Российская налоговая система на рубеже XXI века» Финансы. – 2004 г. - №4.

7. Ильин А.Е. «Налоговый механизм государственного регулирования доходов» Финансы. – 2005 г. - №3.

8. Князев В.Г., Черник Д. Г. «Налоговые системы зарубежных стран». - М.: Закон и право, 2007 г.

9. Корский К.В. «Некоторые параметры налоговой реформы». Финансы. -2004. - №2.

10. Масленикова А.А. «Налог на добавленную стоимость. Правовая и экономическая сущность» Финансы. – 2005 г. - №1.

11. Мещерякова О.В. «Налоговые системы развитых стран мира» Учебник. - М.: Правовая культура, 2005 г.

12. Налоговый кодекс РФ, части I, II. - М.:АБАК, 2011г.

13. Пансков В. «Близка ли к завершению налоговая реформа». РЭЖ. – 2004 г. - №3.

1 Пансков В. «Близка ли к завершению налоговая реформа? РЭЖ».2004 г. №3с. 22

2 Ильин А.В. «Российская налоговая система на рубеже XXI века» Финансы. – 2004 г. - №4. – с. 54

3 Налоговый кодекс РФ, части I, II. - М.:АБАК, 2011г.

4 Мещерякова О.В. «Налоговые системы развитых стран мира» Учебник. - М.: Правовая культура, 2005 г.- с. 70

5 Дадашева А.З. , Черника Д.Г. «Налоговая система России» Учеб. пособие. - М.: АКДИ Экономика и жизнь, 2004 г. – с. 16

6 Пансков В. «Близка ли к завершению налоговая реформа». РЭЖ. – 2004 г. - №3. – с. 37

 

7 Пансков В. «Близка ли к завершению налоговая реформа». РЭЖ. – 2004 г. - №3. – с. 39

 

8 Глухов В.В. «Налоги - теория и практика» Учебник. - СПб.: Специальная литература, 2006 г. – с.11

 

9 Ильин А.В. «Российская налоговая система на рубеже XXI века» Финансы. – 2004 г. - №4. – с. 17

 

10 Ильин А.В. «Российская налоговая система на рубеже XXI века» Финансы. – 2004 г. - №4. – с. 26

 

11Горский И.В. «О признаках налога в налоговом кодексе Российской Федерации» Финансы. – 2004 г. с. 12

 

12 Горский И.В. «О признаках налога в налоговом кодексе Российской Федерации» Финансы, 2004 г. – с. 20

 

13 Горский И.В. «О признаках налога в налоговом кодексе Российской Федерации» Финансы. – 2004 г. с. 38

 

14 Князев В.Г., Черник Д. Г. «Налоговые системы зарубежных стран». - М.: Закон и право, 2007 г.

 

15 Глухов В.В. «Налоги - теория и практика» Учебник. - СПб.: Специальная литература, 2006 г. с. 43

 

16 Ильин А.В. «Российская налоговая система на рубеже XXI века» Финансы. – 2004 г. - №4.

 

17 Глухов В.В. «Налоги - теория и практика» Учебник. - СПб.: Специальная литература, 2006 г. – с. 11

18 Землин А.И. «Налоговое право». - М, 2005 г.

 

 


Информация о работе Классификация налоговых систем