История развития налогообложения с 4-го тыс. до н.э. по V в. н.э.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 13:14, реферат

Краткое описание

Появление налогов обусловлено разделением общества на классы или социальные группы, развитие товарных, а затем и товарно-денежных отношений. Начальной формой налогообложения было жертвоприношение. Затем появилась – церковная десятина, потом «сватая десятина». Такая форма налогообложения просуществовала во всех странах, до средневековой Европы. Впервые в России было упомянуто о налогах в начале 9 века в летописи древнерусского писателя «повесть временных лет». Реформу провел Петр 1, он посадил «прибыльщиков» и приказал им сидеть и «чинить» прибыль, их после этого стали называть «чиновниками». Прибыльщиками были придуманы как серьезные так и курьезные налоги которые в последствии были отменены и сохранились прообразы таможенной пошлины, гос. пошлины и подоходного налогообложения.

Вложенные файлы: 1 файл

История возникновения налогов.docx

— 19.42 Кб (Скачать файл)

Введение

Появление налогов  обусловлено разделением общества на классы или социальные группы, развитие товарных, а затем и товарно-денежных отношений. Начальной формой налогообложения  было жертвоприношение. Затем появилась  – церковная десятина, потом «сватая  десятина». Такая форма налогообложения  просуществовала во всех странах, до средневековой Европы. Впервые в  России было упомянуто о налогах  в начале 9 века в летописи древнерусского писателя «повесть временных лет». Реформу провел Петр 1, он посадил  «прибыльщиков» и приказал им сидеть и «чинить» прибыль, их после этого стали называть «чиновниками». Прибыльщиками были придуманы как серьезные так и курьезные налоги которые в последствии были отменены и сохранились прообразы таможенной пошлины, гос. пошлины и подоходного налогообложения.

 

1.1 История развития налогообложения  с 4-го тыс. до н.э. по V в. н.э.

Точный момент возникновения налогов  как экономического явления науке  установить, пока не удалось. Однако не будет большим прегрешением перед  истиной утверждать, что они возникли вместе с возникновением государств в современном понимании этого понятия. В древнее время первые налоги носили бессистемный характер и взимались по мере необходимости (война, крупные ирригационные и общественные стройки) в натуральной форме (продовольствием для чиновников и армии, строительными материалами, рабочей силой).

Одной из первых сформировалась налоговая система  Древнего Рима, ставшая эталоном для  других государственных систем античности. Достижения этой налоговой системы  находят отражение и в современной  теории и практике налогообложения. 
На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались почти всегда для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами и пошлинами в соответствии с размерами своих доходов и имущественным состоянием. Документальным основанием для исчисления и уплаты налога являлось заявление об имущественном состоянии и семейном положении (прообраз современной декларации о доходах).

Определение суммы налога (ценза) проводилось  специально избранными чиновниками (откупщиками).

В качестве наиболее распространенного налога Древнего Рима, приносящего наибольший доход в бюджеты городов, выступал поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и  иные объекты. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например налог с оборота -1%, налог с оборота при торговле рабами – 4% и др.

Впервые в  Римской империи налоги стали  выполнять не только фискальную (т.е. связанную с пополнением казны  денежными средствами) функцию, но и  функцию регулятора экономических  отношений. Общее количество налоговых  платежей в Древнем Риме было более  двухсот.

Аналогичным образом были построены налоговые  системы других государств античного  мира: Древней Греции, Египта, Ассирии  и т.д. Последующие налоговые системы  в основном повторяли в измененном виде налоговые системы древности. В Древнем Египте введение налогов было связано в первую очередь со строительством ирригационных сооружений в долине Нила. Сбором налогов ведали жрецы храмов. В Китае уже в V в. до н.э. взималась натуральная подушная подать.

По мере увеличения расходов государств налоги начали взиматься в денежной форме более регулярно и стали  основным источником доходов государства. Другие источники государственных  доходов: военная добыча, доходы от использования государственного имущества, доходы от государственных монополий. Например, в восточных деспотиях  налоги взимались в виде арендной платы за проживание и возделывание земель, являющихся собственностью главы  государства.

 

1.2 История развития налогов и  налогообложения в Средние века (V—XVII в.в.)

Вплоть до XVII в. в Европе налоговые системы были слабо развиты и крайне запутаны. В большинстве государств налоговые платежи не были регулярными. Те или иные виды платежей вводились королем в связи с необходимостью покрыть целевые затраты либо «когда в казне кончатся деньги».

В 1215 г. в Англии феодалам удается добиться широких налоговых преференций: в подписанной Иоанном Безземельным Великой хартии вольности закреплен низкий размер рельефа (налог на наследство феодалов — баронов). Кроме того, в ст. 12 Хартии указывалось, что «ни щитовые деньги (сбор на снаряжение королевского войска), ни какие-либо пособия королю не должны взиматься… иначе как по общему совету королевства нашего». В общий совет вошли сами крупные феодалы, несколько ограничив, таким образом, право короля вводить новые налоги. Впрочем, вскоре Хартия была разорвана.

Во Франции новые налоги вводил король, но сбор единовременных налогов  «в связи с опустением казны» —  помощь казне он согласовывал с сословно-представительным органом — Генеральными штатами. С укреплением власти короля с XV в. Генеральные штаты не созывались.

Постепенно все большую роль стало играть косвенное налогообложение  — акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Не в последнюю очередь это связано с экономическим процветанием в XV — первой половине XVI в.в. в первую очередь в Германии. В вольных городах Европы формируются системы подоходного и цехового поимущественного (предпринимательского) налогообложения.

При этом в большинстве стран  Европы фактически складывается следующая  система налогообложения. Сельское население уплачивает феодалу подушный налог — капитицию (через откупщика). Города собирают подоходные налоги с горожан и акцизы. Затем город уплачивает фиксированную законодательным актом или договором сумму подати вассалу короля. Король время от времени изымал часть собственности (земли вместе с «источниками налогов — городами и сельским населением») у своих вассалов. Другой источник казны короля — судебные пошлины (они частично шли на содержание королевских судей, поэтому объемы их сбора быстро росли), гильдейские и ремесленные пошлины, габель (налог на соль), косвенные налоги — акцизы на продукты питания, табак, бумагу.

Сбор налогов становится видом  предпринимательского промысла. Им занимались так называемые откупщики — богатые  буржуа, которые выкупали у государства  право собирать установленные налоги, внося валовую сумму налога в  казну еще до начала сбора. Далее, применяя принуждение через помощников и суб-откупщиков, откупщик осуществлял сбор налогов с населения, учитывая, естественно, и свою прибыль. В помощь откупщикам предоставлялись войска, и сбор налогов напоминал военную кампанию — с убитыми и ранеными. Такая система возникла в период феодальной раздробленности, а затем развивалась. При этом духовенство и дворянство от уплаты налогов было освобождено.

К началу XVIII в. налоги стали главным  источником доходов государственной  казны.

 

1.3 История развития налогов и  налогообложения в Новое время  (XVII—XVIII вв. — конец XIX в.)

Новое время началось буржуазными  революциями в Нидерландах, затем  в Англии. В Европе происходили  бурные социальные и политические изменения, утверждалось юридическое равенство  всех граждан в сфере частноправовых отношений. Либеральные преобразования государственного строя в большинстве государств Европы, эпоха Просвещения и «естественных прав» порождали процесс юридизации налогообложения, придания налоговым системам большей организационной стройности.

В 1776 г. великий шотландский экономист и философ Адам Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также указал, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства. Государства Европы способствовали развитию «налоговой идеологии», направленной на разработку теоретических основ всеобщности налогообложения.

К середине XIX в. число налогов уменьшилось, возросло значение соблюдения юридической  формы при их введении и взимании. Постепенно наряду с развитием финансовой науки формировались научно-теоретические  воззрения на природу, проблемы и  методики налогообложения. Ни одна экономическая  школа, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием вопросы государственных  финансов и налогообложения. Во второй половине XIX в. многие государства предприняли попытки воплотить научные разработки на практике.

 

1.4 История развития налогов и  налогообложения в Новейшее время  (XX—XXI вв.)

Достижения финансовой науки были опробованы и в ходе налоговых  реформ, проведенных после Первой мировой войны и полностью основанных на научных принципах налогообложения. Именно тогда в большинстве индустриально развитых стран была заложена конструкция современных налоговых систем, в которой прямые налоги, прежде всего индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Однако создать приемлемую в  ходе продолжительного времени налоговую  систему на основании упомянутых научных изысканий не удалось. История  налоговых систем индустриально  развитых капиталистических государств после Второй мировой — это история непрекращающихся налоговых реформ, направленных на поиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения, степени налогового воздействия на экономику, величины налогового бремени, налоговых льгот, период бурного совершенствования национального и международного налогового законодательства.

На рубеже XX—XXI вв. в Европе началось формирование налоговой системы  Европейского союза.

 

Заключение

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменения  форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса. В то же время следует признать, что человечество до сих пор не придумало идеальной налоговой системы. Финансовая наука и поныне не может однозначно ответить на многие налоговые вопросы, а постоянные налоговые реформы практически во всех развитых странах свидетельствуют о перманентном процессе создания справедливой, соразмерной и обоснованной системы налогообложения.

 


Информация о работе История развития налогообложения с 4-го тыс. до н.э. по V в. н.э.