Имущество как предмет налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является подробное изучение теоретических и практических аспектов налога на недвижимость, а также рассмотрение направлений его совершенствования.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить сущность и назначение налога на недвижимость на основании законодательства Республики Беларусь
- рассмотреть применение данного налога в зарубежной практике
- рассмотреть нормативно-правовые акты, регламентирующие взимание налога на недвижимость
- отразить механизм взимания налога на недвижимость

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты взимания налога на недвижимость……………………………………………………………............5
1.1. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь……………..5
1.2. Сущность и значение налога на недвижимость. Опыт зарубежных стран………………………………………………………………………………8
1.3. Основные элементы налогообложения……………………………………13
ГЛАВА 2. Практика взимания налога на недвижимость…………………………………………………………………...20
ГЛАВА 3. Проблемы и пути совершенствования механизма взимания налога на недвижимость на территории Республики Беларусь……………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...38
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

курсач измененный.doc

— 369.50 Кб (Скачать файл)

В заключение данного  раздела можно добавить, что налоговую систему составляют не только налоги. Для успешного и бесперебойного функционирования системы налогообложения необходимы органы, которые будут осуществлять управление и контроль за работой системы. Так, в Республике Беларусь такими органами являются Министерство Финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный Таможенный комитет и др.

Важным звеном налоговой системы является также  налоговое законодательство, которое  устанавливает механизм уплаты налогов, сроки и суммы выплат, определяет виды налогов, субъектов, объекты налогообложения, налоговые льготы. Важнейшим законодательным актом в области налогообложения в Республике Беларусь является Налоговый Кодекс. Разработка и утверждение законодательных актов в Беларуси возложено на Правительство Республики Беларусь, Президента, Парламент.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ

После подробного рассмотрения теоретической части  взимания налога на недвижимость в  Республике Беларусь необходимо перейти  к изучению практической части.

Основой для  начисления такого налога является оценочная  стоимость здания. Ее устанавливают  органы по государственной регистрации  недвижимости или налоговая служба. При оценке учитываются все важные для стоимости недвижимости параметры: метраж, качество среды, тип населенного пункта, стоимость монтажных и других работ. То есть, чем лучше и краше сооружение – тем больше придется отдать за него в государственную казну. Оценочная стоимость одного и того же объекта год от года может меняться в зависимости от того, подорожала она на белорусском рынке или подешевела.

Владелец здания может сам представить налоговым  органам заключение о стоимости  недвижимости, выданное соответствующим  оценщиком, и тогда основой для  расчета налога станет рыночная стоимость  объекта недвижимости.

Годовая сумма  налога на недвижимость исчисляется  как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Т. е. в общем  виде формула расчета налога на недвижимость может быть представлена следующим  образом:

Н = НБ * НС;

Где,

Н – сумма налога на недвижимость, подлежащего уплате;

НБ – налоговая база, которой выступает оценочная стоимость здания или сооружения, определенная по состоянию на 1 января года, за который производится исчисление налога. Оценочная стоимость может устанавливаться различными способами. В первую очередь, для расчета налога принимается оценочная стоимость, определенная территориальной организацией по регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Если такая стоимость отсутствует, то право определения стоимости объекта недвижимости для исчисления налога на недвижимость законодательством предоставлено налоговым органам.

НС – налоговая ставка налога на недвижимость, устанавливаемая в зависимости от того, кто является плательщиком.

Для того, чтобы более ясно представить расчет налога на недвижимость рассмотрим пример.

Иванов Сергей Петрович имеет жилой дом, оценочной  стоимостью 280 000 000 бел. руб. На него так  же зарегистрировано транспортное средство, стоимостью 135 000 000 бел. руб. – автомобиль Аudi А6 с мощностью двигателя 180 л. с. Так же у него в собственности есть машино-место, которое он имеет на условиях аренды. По договору аренды за него он уплачивает  2 200 000 бел. руб. ежемесячно. К жилому дому имеется пристройка, оценочной стоимостью 10 000 000 бел. руб. Необходимо исчислить сумму налога с физических лиц.

Решение:

При решении  задачи необходимо руководствоваться  Налоговым Кодексом Республики Беларусь.

1.Плательщиками  налога на недвижимость в Республике  Беларусь признаются физические  лица, имеющие на территории Республики Беларусь здания и сооружения, а также машино-места. Если физическое лицо взяло данные объекты в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование у физических лиц, плательщиком признается физическое лицо – арендодатель.

Следовательно, налог на  машино-место, имеющееся по договору аренды у Иванова С.П., уплачивает не он, а арендодатель. Т.е. его стоимость в расчетах не участвует.

2.Объектами  налогообложения признаются здания, сооружения и машино-места, расположенные  на территории Республики Беларусь и принадлежащие плательщикам – физическим лицам.

Следовательно, транспортное средство, находящееся  в собственности у Сергея Петровича, не является объектом налогообложения  и в расчетах не участвует.

3.Налоговой  базой для исчисления налога признается оценочная стоимость здания или сооружения, которая рассчитывается территориальной организацией по регистрации недвижимого имущества или налоговыми органами, как говорилось ранее.

4.Исчислим сумму  налога на недвижимость. Т. к.  по условию задачи имущество находится в собственности Иванова С. П., он будет выступать плательщиком налога со стоимости имущества в полном размере, т.е 280 000 000 бел. руб.

5.Налог на  здания и сооружения, а также  машино-места уплачивается ежегодно  по ставкам, устанавливаемым нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от оценочной стоимости недвижимости. Т. к. в условии задачи ставки не даны, при расчете используем ставки, предусмотренные законодательством.

6. Таблица ставок, предусмотренных законодательством

Плательщик

Ставка  налога

Физические  лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, гаражные кооперативы и кооперативы, осуществляющие эксплуатацию автомобильных  стоянок, садоводческие товарищества, жилищно-строительные, потребительские кооперативов, товарищества собственников, созданные для обслуживания жилых домов, в части, приходящейся на граждан – членов кооперативов, товариществ.

0,1 %

Организации, имеющие  в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты сверхнормативного незавершенного строительства организаций, имеющих в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты сверхнормативного незавершенного строительства.

2 %

Организации, за исключением организаций, указанных в предыдущем пункте.

1 %


 

7. Исчислим сумму налога на недвижимость физических лиц.

Иванов С. П. уплатит налог в размере 280 000 бел. руб.(280 000 000 * 0,1%  / 100%) с жилого дома. Так же он уплатит 10 000 бел. руб. (10 000 000 * 0, 1% / 100%) с пристройки. Т. е. общая  сумма налога на недвижимость к уплате составляет 290 000 бел. руб.(280 000 + 10 000).

Ответ: 290 000 бел. руб.

Исчисление  годовой суммы налога на недвижимость физическим лицам производится налоговым  органом ежегодно на 1 января каждого  налогового периода.

Налог на недвижимость в отношении зданий, сооружений, машино-мест, принадлежащих физическим лицам, исчисляется налоговым органом за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором:

- возникло право  собственности на здание, сооружение, машино-место;

- открыто наследство  в отношении зданий, сооружений, машино-мест, принятых по наследству;

- приобретено  (получено, возведено) здание, сооружение, не завершенное строительством.

При отчуждении физическим лицом в течение налогового периода здания или сооружения (их части), машино-места налог на недвижимость исчисляется за период фактического нахождения здания или сооружения (их части), машино-места в собственности физического лица, включая месяц, в котором будет прекращено право собственности, до их отчуждения.

При передаче физическим лицом в течение календарного года в аренду, иное возмездное и безвозмездное пользование здания или сооружения (их части) организации налог на недвижимость физическому лицу исчисляется за истекший период календарного года, включая месяц, в котором была осуществлена передача в аренду, иное возмездное и безвозмездное пользование такого здания или сооружения (их части). Организации при заключении с физическим лицом договоров доверительного управления имуществом, аренды здания или сооружения (их части), иного их возмездного и безвозмездного пользования в течение тридцати дней с даты заключения таких договоров представляют в налоговые органы по месту постановки на учет копии этих договоров.

Если здание, сооружение, машино-место находятся  в общей долевой собственности  нескольких физических лиц, налог на недвижимость исчисляется каждому из этих лиц пропорционально их доле в этом здании, сооружении, машино-месте. В аналогичном порядке налог на недвижимость исчисляется, если здание, сооружение, машино-место находятся в общей долевой собственности физических лиц и организаций.

Если право  собственности на здание, сооружение, машино-место, которые принадлежат  одному физическому лицу или нескольким физическим лицам, в установленном  порядке не зарегистрировано, налог  на недвижимость исчисляется физическому  лицу, в чьем владении, пользовании или собственности находится земельный участок, на котором расположены такое здание, сооружение, машино-место.

Как говорилось ранее, налог на недвижимость является одним из источников пополнения государственного бюджета. Согласно решению о бюджете города Минска  на 2013 год (от 26-го созыва № 269/19/26 - 23 ноября 2012 ), установлены  доходы бюджета города Минска в сумме 25 290 180 657,1 тыс. рублей согласно Приложению 2 к данному решению, из которых сумма поступлений от налога на недвижимость составит 1 246 135 797,0 тыс. руб.(см. Приложение 4).

Сумма поступлений  от налога на недвижимость в 2010 году составила 315 700 000,0 тыс. руб., в 2011 году - 328 624 000,0 тыс. руб., в 2012 году - 661 411 552,0 тыс. руб. в денежном выражении. Следовательно, можно утверждать, что прослеживается стойкая динамика увеличения поступлений в бюджет, которая продемонстрирована на графике (см. Приложение 5) [7].

Практика применения налога на недвижимость была показана на примере решения задачи, что помогло более ясно представить весь процесс взимания данного налога. Данные, взятые из решений о бюджете города Минска, позволяют сделать вывод о том, что налоговые поступления в бюджет увеличиваются с каждым годом, в том числе благодаря налогу на недвижимость, который играет немаловажную роль в данном процессе.  

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В рамках налогового регулирования ещё не удалось  решить целый ряд проблем и преодолеть негативные тенденции. Основным недостатком системы налогового регулирования в республике является её фискальный характер, угнетающий производственно-инвестиционную активность товаропроизводителей. И хотя произошло некоторое снижение уровня налогов и платежей по отношению к ВВП, налоговый пресс остаётся тяжёлым. Уровень налогообложения определяется из фактического поступления налогов и платежей в бюджет. С учётом нарастающей задолженности это соотношение может оказаться выше.

Тяжёлый налоговый пресс привёл к низкой собираемости налогов и неналоговых платежей, усугубил сложное финансовое положение хозяйствующих субъектов, что привело к сокращению производства, уменьшению налогооблагаемой базы. В результате снизились налоговые поступления в бюджет и, что особенно опасно для республики, началась утечка отечественного капитала из страны. Почти полностью прекратился приток прямых зарубежных инвестиций.

Зарубежный  опыт показывает, что в условиях технологического и экологического отставания и необходимости ускорения темпов экономического развития уровень налогообложения должен быть низким. Так, в странах среднего уровня развития (Испания, Ирландия, Португалия, Греция) уровень налогообложения в настоящее время колеблется в пределах 33-40% от ВНП. Таким образом, эти страны стремятся компенсировать неэффективное использование факторов производства и сохранить конкурентоспособность своей продукции.

Недостатки  налоговой системы РБ касаются состава  и структуры налогов, степени  равномерности распределения налогового пресса. Асимметричность налогового обложения проявляется в неравномерном обложении налогами (например, многократное налогообложение оплаты труда), в наличии многочисленных и неупорядоченных льгот, которые ведут к злоупотреблениям и уклонениям (насчитывается более 30 видов льгот для юридических лиц по НДС и налогу на прибыль и доход предприятий).

Количество  налогов, сборов и отчислений приближается к тридцати. Попытка устранить  недостатки налоговой системы носили косметический характер и не дали значительных результатов, не упростили процедуру исчисления налогов и не снизили уровень налогообложения. Поэтому в области налогового регулирования предстоит серьёзная реформа.

Налоговая система  Беларуси за последние 12 лет существенно  изменилась. Тем не менее, по своим основным характеристикам она значительно отличается от применяемой в экономически развитых странах.

Эти отличия  носят как системный, так и  методологический характер. К системным, в частности, можно отнести:

1. Количество применяемых в Беларуси налогов, сборов, различных отчислений и платежей, имеющих налоговый характер, более чем в 3 раза превышает стандартный минимум, который считается оптимальным. Это приводит к избыточному налоговому давлению на реальный сектор экономики, инвестиции и экспорт. Кроме того, сохраняются такие "вредные" налоги, которые взимаются непосредственно с выручки и оказывают наиболее сильное искажающее воздействие на экономику. Предусматривая многократное налогообложение одних и тех же элементов стоимости товаров и услуг, так называемые оборотные налоги к тому же не учитывают наличия у предприятий реальной прибыли, необоснованно завышают цены и уменьшают конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешних рынках.

Информация о работе Имущество как предмет налогообложения