Значение прямых налогов в формировании доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Участвуя в формировании национального дохода – налоги выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений.
Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.
Согласно ст.8 НКРФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Вложенные файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

 

5) Транспортный налог

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Объектом налогообложения  признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

2) в отношении водных  несамоходных (буксируемых) транспортных  средств, для которых определяется  валовая вместимость, - как валовая  вместимость в регистровых тоннах;

3) в отношении водных  и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 2 - как единица транспортного средства.

В отношении транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 2 налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами  для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации  вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки устанавливаются  законами субъектов Российской Федерации  соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного  двигателя или валовой вместимости  транспортного средства в расчете  на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства. (см. Приложение 2)

Налоговые ставки, могут  быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории  транспортных средств, а также с  учетом срока полезного использования  транспортных средств.

 

6) Налог на игорный бизнес

Согласно ст. 365 НКРФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Объектами налогообложения  признаются:

1) игровой стол;

2) игровой автомат;

3) касса тотализатора;

4) касса букмекерской  конторы;

5) пункт приема ставок  тотализатора;

6) пункт приема ставок  букмекерской конторы.

Каждый объект налогообложения  подлежит регистрации в налоговом  органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.

Заявление о регистрации  объекта (объектов) налогообложения  представляется налогоплательщиком в  налоговый орган лично или  через его представителя либо направляется в виде почтового отправления  с описью вложения.

Налоговые органы обязаны  в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

По каждому из объектов налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:

1) за один игровой  стол - от 25000 до 125000 рублей;

2) за один игровой  автомат - от 1500 до 7500 рублей;

3) за одну кассу  тотализатора или одну кассу  букмекерской конторы - от 25000 до 125000 рублей.

В случае, если ставки налогов  не установлены законами субъектов  Российской Федерации, ставки налогов  устанавливаются в следующих  размерах:

1) за один игровой  стол - 25000 рублей;

2) за один игровой  автомат - 1500 рублей;

3) за одну кассу  тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - 25000 рублей;

Сумма налога исчисляется  налогоплательщиком самостоятельно как  произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

 

7) Налог на имущество организации

Налогоплательщиками налога признаются:

российские организации;

иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.

Объектами налогообложения  для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в  том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Объектами налогообложения  для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации  через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость  имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами  признаются первый квартал, полугодие  и девять месяцев календарного года.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации  при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки устанавливаются  законами субъектов Российской Федерации  и не могут превышать 2,2 процента.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

 

8) Земельный налог

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками  на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве  пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками  организации и физические лица в  отношении земельных участков, находящихся  у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения  признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных  участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Кадастровая стоимость  земельного участка определяется в  соответствии с земельным законодательством  Российской Федерации.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются  нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении  земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении  прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

 

 

 

 

 

 

2 Значение прямых налогов в формировании доходов бюджета

 

2.1 Состав и  структура прямых налогов в  доходах федерального бюджета

 

Роль налогов в формировании доходов бюджета определяется удельным весом следующих показателей:

- налоговых поступлений  в общей сумме доходов бюджета;

- отдельной группы  налогов (прямых или косвенных)  в общей сумме налоговых доходов  бюджета;

- конкретных налогов  (налога на прибыль организаций,  налога на доходы физических  лиц, налога на имущества и другие) в общей сумме налоговых доходов бюджета и пр.

Для определения роли и места прямых налогов в доходах  федерального бюджета рассмотрим доходную часть федерального бюджета РФ. Основные характеристики доходной части федерального бюджета РФ в 2009-2012 гг. представлены в таблице 1, составленной на основе федеральных законов о исполнении федерального бюджета на соответствующий год (см. Приложения 3,4,5).

Таблица 1 Укрупненная структура доходов федерального бюджета РФ за 2009-2012г.г. в тыс.руб.

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год (прогноз)

Сумма

Уд.

вес, %

Сумма, тыс.руб

Уд. вес, %

Сумма, тыс.руб

Уд. вес, %

Сумма, тыс.руб

1

2

3

4

5

6

7

8

Доходы федерального бюджета всего

7 337 750 521,6

100,00

8 305 414 366,8

100,00

11 367 652 622,6

100,00

12 914 597 199,0

Налоговые доходы

3 895 641 856,8

53,09

4 368 680 451,4

52,60

5 984 103 000,6

52,64

 

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

7

8

Неналоговые доходы

3 442 108 664,8

46,91

3 936 248 338,7

47,39

5 381 357 819,9

47,34

 

Безвозмездные поступления

6 206 097,4

0,08

277 204,7

0,003

29 021 948,6

0,23

 

Целевые отчисления от гос. и мун. лотерей

1 368 362,6

0,02

208 371,9

0,0025

632 508,5

0,01

 

 

По данным таблицы  мы видим, что за рассматриваемый  период удельный вес налоговых доходов  превышал удельный вес неналоговых доходов. В 2011 году наблюдается увеличение всех показателей дохода бюджета, т.к. исполнение федерального бюджета происходило в условиях продолжающегося восстановления темпов экономического роста, позитивной динамики цен на основные товары российского экспорта (энергоресурсы), снижения общего уровня безработицы, низких темпов роста потребительских цен.

Динамику роста доходной части федерального бюджета РФ за 2009-2011 гг. представим на рисунке 1.

Рисунок 1. Динамика роста налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2009-2011 гг.

Динамика  изменения поступлений доходов федерального бюджета за 2009-2011 года показывает, что наибольшее поступление налоговых и неналоговых доходов в абсолютной величине приходится на 2011 год. В связи с финансово-экономическим ростом мы видим, что в 2011 году наблюдается увеличение как налоговых, так и неналоговых доходов.

Информация о работе Значение прямых налогов в формировании доходов бюджета