Законодательство о налоговых сборах в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 17:27, реферат

Краткое описание

В первую очередь налоги классифицируются в зависимости от того, какой уровень власти устанавливает важнейшие элементы налога и вводит его в действие. По этому признаку налоги подразделяются на государственные и местные. Исходя из федерального устройства Российской Федерации, государственные налоги подразделяются на федеральные и региональные (налоги субъектов Федерации). В связи с этим систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов.

Вложенные файлы: 1 файл

Законодательство о налоговых сборах в РФ.docx

— 32.22 Кб (Скачать файл)

С реальными налогами тесно связаны ресурсные платежи, взимание которых определяется разработкой, использованием и добычей природных ресурсов. Указанные налоги нередко называются также рентными, поскольку их введение и уплата, как правило, связаны с образованием и получением ренты. К этой группе налогов в российской налоговой системе следует отнести налог на добычу полезных ископаемых, акцизы по подакцизным видам минерального сырья, земельный налог и некоторые другие.

В отличие же от реальных налогов личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с доходов физических и юридических лиц способом «у источника» или «по декларации». Примером личного обложения могут служить налог на прибыль, налог на доходы физических лиц. Отличительной особенностью налогов, включенных в группу вмененных, является то, что здесь объектом обложения выступает доход, определяемый государством, который не зависит от фактических финансовых показателей деятельности и определяется потенциальными возможностями налогоплательщика, связанными с владением и распоряжением имеющегося у него имущества. Поэтому данный вид налогов можно назвать одной из разновидностей реальных налогов. В России установлены две формы такого налога – единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности и налог на игорный бизнес.

В частности, единый налог на вмененный доход взимается с потенциально возможного валового дохода плательщика данного налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемого с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций. При этом базовая доходность представляет собой условную доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя (единица площади, численность работающих, единица производственной мощности и другие), характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях.

Одновременно при исчислении единого налога на вмененный доход используются повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности – коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора (место деятельности, вид деятельности) на результат предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога. Следует отметить, что единый налог на вмененный доход пока еще «не нашел себя» в российской налоговой системе ни в фискальном, ни в стимулирующем смысле.

Аналогичный подход применяется при налогообложении игорного бизнеса.

Следующая группа налогов – это налоги, взимаемые с фонда оплаты труда, которые трудно отнести к изложенным выше классификационным группам. В данном случае объектом обложения выступают расходы налогоплательщика, связанные с выплатой зарплаты и других видов вознаграждения работникам. В российской налоговой системе к этой группе налогов относился единый социальный налог.

По способу обложения налоги российской налоговой системы классифицируются по трем группам в зависимости от способов взимания налогового оклада:«у источника», «по декларации» и «по кадастру».

Исчисление и изъятие налога «у источника» обычно осуществляется органом, который выплачивает доход. Этим способом в российской налоговой системе взимается налог на доходы физических лиц, а также облагаются отдельные виды доходов по налогу на прибыль организаций (акциям и другим ценным бумагам). В данном случае налог удерживается фактически одновременно с выплатой дохода, что исключает возможность уклонения от его уплаты. Сумма изъятого налога переводится сборщиком – налоговым агентом непосредственно в бюджет. Этот способ нередко сопровождается подачей декларации в налоговые органы.

В частности, такое сочетание в российской налоговой системе широкое распространение получило до 2001г. по налогу на доходы физических лиц, когда в условиях обложения совокупного годового дохода по прогрессивной шкале обложения при изъятии у налогоплательщика налога по месту его получения многие из них по истечении налогового периода представляли в налоговый орган декларацию о совокупном годовом доходе.

Российское налоговое законодательство предусматривает взимание налога «по декларации», в частности при уплате налогов физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (нефиксированные доходы). В отношении юридических лиц применение декларационной формы уплаты налога предусматривается по таким видам налогов, как налог на прибыль, налог на имущество, НДС, акцизы, и некоторым другим налогам.

Способ взимания налогов «по кадастру» применяется в российской налоговой системе при обложении транспортным налогом, налогом на отдельные виды имущества. В зависимости от применяемых ставок налогообложения налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и кратные минимальному размеру оплаты труда.

В отличие от налоговых систем других стран в российской налоговой системе редко используется прогрессивное налогообложение. Прогрессивные ставки применяются в отношении лишь отдельных налогов, не играющих существенной фискальной или регулирующей роли. До 2001г. в налоговой системе России обложение доходов физических лиц строилось на основе прогрессивных ставок, при этом диапазон прогрессии в отдельные годы достигал от 12 до 45%. Начиная с первого года нового тысячелетия в России установлена практически единая ставка обложения в размере 13%, и только лишь для отдельных видов доходов применяется также пропорциональная ставка в 30%, 35%, 9%, 15%.

В настоящее время прогрессивное налогообложение применяется фактически в двух случаях:

§ Во-первых, при налогообложении имущества физических лиц, когда ставки налога возрастают в зависимости от стоимости принадлежащего гражданам недвижимого имущества;

§ Во-вторых, прогрессивные ставки применяются при налогообложении транспортных средств в зависимости от мощности двигателя. Регрессивное налогообложение возникло в России с принятием Налогового кодекса и начало действовать с 2001г. в отношении одного налога – единого социального налога. По данному налогу ставка уменьшается по мере возрастания размера денежных выплат и других форм компенсаций работникам организации. Введение регрессивных ставок было вызвано необходимостью стимулирования работодателей в части реального отражения производимых работникам выплат и ликвидации получивших широкое распространение в стране теневых форм выплаты заработной платы и других вознаграждений работникам.

В российской налоговой системе преимущественно устанавливаются и применяются пропорциональные ставки налогообложения. При данном налогообложении ставка действует в одинаковом проценте к объекту обложения, т.е. без учета изменений его величины. Такие ставки применяются в отношении НДС, акцизов, налога на доходы физических лиц, таможенной пошлины. Налогообложение прибыли юридических лиц также осуществляется на пропорциональной основе.

Разновидностью пропорциональной системы налогообложения является специфическая для российской налоговой системы форма ставки налога – кратная минимальному размеру оплаты труда. Подобные ставки применяются по двум налогам – на игорный бизнес и по налогу на имущество физических лиц в части обложения движимого имущества.

В зависимости от назначения налоги в налоговой системе Российской Федерации подразделяются на: общие (обезличенные) и специальные (целевые).Отличительной особенностью общих налогов является то, что они после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги, имея строго целевое назначение, закреплены за определенными видами расходов. Примером специального налога в Российской Федерации может служить единый социальный налог, поступления от которого зачисляются не только в федеральный бюджет, но и во внебюджетные государственные социальные фонды. При этом ставка единого социального налога, учитывая его целевой характер, предусматривает его распределение как в федеральный бюджет, так и по каждому фонду – Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования.

Характеризуя классификацию налогов Российской Федерации по источнику обложения, необходимо отметить, что она относится исключительно к налогам, уплачиваемым юридическими лицами, поскольку источник уплаты налога у физических лиц может быть только один – доход. Классификация налогов Российской Федерации, уплачиваемых юридическими лицами по источнику обложения, приведена на схеме (FS10_03_04_09 Классификация налогов Российской Федерации, уплачиваемых юридическими лицами по источнику обложения).

Все источники обложения подразделяются на четыре вида, при этом большинство налогов платится до распределения организацией балансовой прибыли, т.е. за счет увеличения издержек или снижения прибыли. Тем самым уменьшается облагаемая база по налогу на прибыль.

Вместе с тем с качественной точки зрения по влиянию на размер снижения налогооблагаемой прибыли их роль невелика. Решающее значение для финансового положения налогоплательщика имеют налоги, уплачиваемые за счет выручки от реализации и остаточной прибыли, поскольку за счет этих источников уплачиваются наиболее крупные налоги, такие как НДС, экспортная таможенная пошлина, акцизы, налог на прибыль.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Налоговый Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов  и сборов, взимаемых в Российской  Федерации;

2) основания  возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей  по уплате налогов и сборов;

3) принципы  установления, введения в действие  и прекращения действия ранее  введенных налогов и сборов  субъектов Российской Федерации  и местных налогов и сборов;

4) права и  обязанности налогоплательщиков, налоговых  органов и других участников  отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах;

5) формы и  методы налогового контроля;

6) ответственность  за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок  обжалования актов налоговых  органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым Кодексом.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации  и физические лица, признаваемые  в соответствии с настоящим  Кодексом налогоплательщиками или  плательщиками сборов;

2) организации  и физические лица, признаваемые  в соответствии с настоящим  Кодексом налоговыми агентами;

3) налоговые  органы (федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный по контролю  и надзору в области налогов  и сборов, и его территориальные  органы);

4) таможенные  органы (федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный по контролю  и надзору в области таможенного  дела, подчиненные ему таможенные  органы Российской Федерации);

5) государственные  органы исполнительной власти  и исполнительные органы местного  самоуправления, другие уполномоченные  ими органы, должностные лица  и организации, осуществляющие в  установленном порядке прием  от налогоплательщиков (плательщиков  сборов) денежных средств в счет  уплаты налогов (сборов) и их перечисление (перевод) в бюджеты (далее - сборщики  налогов и сборов);

7) органы  государственных внебюджетных фондов.

В Налоговом Кодексе используются следующие понятия:

Информация о работе Законодательство о налоговых сборах в РФ