Законодательство о налогах и сборах в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 00:26, контрольная работа

Краткое описание

Налоговая реформа является очень важной сферой российских экономических преобразований. Причина этого кроется в том, что государственное управление в области налогов - прямой способ воздействия на развитие производства, потребления, на все сферы экономической деятельности. Государственная власть использует налоги, как в фискальных, так и в регулирующих целях. Обе эти сферы одинаково важны в период переходной к рыночной экономике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Законодательство о налогах и сборах в Российской Федерации………….3
Нормативные правовые акты о налогах и сборах………………………… 6
Налоговый кодекс РФ. Общая характеристика и направления совершенствования……………………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

налоги таня.docx

— 44.87 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

Законодательство о налогах  и сборах в Российской Федерации………….3

Нормативные правовые акты о налогах и сборах………………………… 6

Налоговый кодекс РФ. Общая  характеристика и направления совершенствования……………………………………………………………11

Заключение………………………………………………………………………23

Список литературы………………………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоговая реформа является очень важной сферой российских экономических  преобразований. Причина этого кроется  в том, что государственное управление в области налогов - прямой способ воздействия на развитие производства, потребления, на все сферы экономической  деятельности. Государственная власть использует налоги, как в фискальных, так и в регулирующих целях. Обе  эти сферы одинаково важны  в период переходной к рыночной экономике.

Взимание налогов —  по сути, перераспределение собственности  в пользу государства для выполнения им собственных задач и функций. При этом власть императивным путем  изымает частную собственность, поэтому необходима подробная регламентация  такой деятельности и неукоснительное  соблюдение налоговых норм. Единообразное  исполнение норм налогового законодательства обеспечивает нормальное формирование государственных доходов.

Реформирование налоговой  сферы государства, как правило, проходит в соответствии с утвержденными  принципами и заранее намеченной программой.

Без этого любые реформы  обречены на неудачу, поскольку они  носят хаотичный характер. Для  того чтобы точным образом определить принципы и программу реформирования, желательно проанализировать имевшиеся  и имеющиеся на период реформирования общественные отношения в области  налогообложения и их отражение  в налоговом законодательстве.

Задачей настоящей работы ставится анализ российского налогового законодательства, с целью выявления  проблем, а также путей и перспектив его развития.

 

  1. Законодательство о налогах и сборах в Российской Федерации

Законодательство  РФ о налогах и сборах — совокупность норм, содержащихся в законах РФ, устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения налоговых обязательств.

Законодательство о налогах  и сборах является составным элементом налогового законодательства.

Налоговое законодательство включает совокупность нормативных актов, действующих на территории РФ и регулирующих налоговые отношения. В его состав входят:

  • международное законодательство, действующее на территории РФ;
  • законодательство о налогах и сборах;
  • иные нормативные акты (в том числе и органов исполнительной власти), которые регулируют отношения в сфере налогообложения.

Законодательство о налогах  и сборах регулирует властные отношения (п. 1 ст. 2 НК):

  • по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;
  • возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Основой функционирования налоговой  системы Российской Федерации  на современном этапе является Налоговый  кодекс РФ, в соответствии с которым  законодательство о налогах и сборах РФ включает:

    • НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;
    • законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с  НК РФ;
    • нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятые в соответствии с  НК РФ.

Введение в текст НК понятия «законодательство о  налогах и сборах» и определение  его трехуровневой системы было обусловлено федеральным устройством  Российской Федерации.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принятые до введения в действие НК и не отмененные в связи с его принятием, продолжают действовать в части, не противоречащей части первой НК.

Основные начала законодательства о налогах и сборах

  1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. 
         Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. 
         Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством Российской Федерации.
  3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
  4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  5. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым Кодексом Российской Федерации. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации. 
         Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
  6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
  1. Нормативные правовые акты о налогах и сборах

Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере налогов  и сборов и в сфере таможенного  дела, органы исполнительной власти субъектов  РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством  о налогах и сборах случаях  в пределах своей компетенции  издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (ст. 4 НК РФ).

Нормативные правовые акты о налогообложении  включают:

1) Указы Президента РФ;

2) Постановления Правительства РФ;

3) подзаконные нормативные правовые акты, принятые исполнительными органами субъектов РФ;

4) подзаконные нормативные правовые акты, принятые органами муниципальных образований;

5) акты Министерства финансов РФ, осуществляющие правовое регулирование в налоговой сфере;

6) акты налоговых органов. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов (п. 2 ст. 4 НК РФ).

Действующие в настоящее  время законы федерального уровня, регулирующие вопросы налогообложения, можно разделить на следующие  категории:

1) специализированные федеральные законы, содержащие текст НК. Сюда же следует отнести законы федерального уровня, которые были приняты до 1 января 1999 г., но не утратили силу к настоящему моменту;

2) законы, вносящие изменения или дополнения в текст действовавших законодательных актов, регулировавших порядок налогообложения;

3) федеральные законы о ратификации международных налоговых соглашений и иных международных актов в этой сфере;

4) федеральные законы об утверждении, уточнении или исполнении государственного бюджета или образовании внебюджетных фондов;

5) отраслевые законы федерального уровня, содержащие отдельные предписания, касающиеся процедуры налогообложения.

К актам законодательства о налогах и сборах не относятся  любые приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с  налогообложением и сборами, изданные органами исполнительной власти (налоговыми органами, Минфином России и т. д.).

Порядок принятия и введения в действие законов о налогах  можно рассматривать по трем аспектам:

  1. Действие актов во времени

Направленность  актов

Действие во времени

Акты законодательства о  налогах

Не ранее одного месяца со дня их официального опубликования  и 1-го числа очередного налогового периода

Акты законодательства о  сборах

Не ранее одного месяца со дня их официального опубликования

Федеральные законы, вносящие изменения  в НК РФ в части установления новых налогов и сборов

Не ранее 1-го января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования 

Акты субъектов РФ и  местные акты, вводящие новые налоги и сборы

Не ранее 1-го января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования


Под официальным опубликованием федеральных законов считается  первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской  газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации», а не дата их подписания.

  1. Действие налоговых актов в пространстве. Акты органов местного самоуправления распространяются на управляемую ими территорию. Акты субъектов Федерации действуют лишь на территории данного субъекта. Акты федеральных органов власти исключительно и безраздельно действуют на всей территории страны.
  2. Действие налоговых актов по кругу лиц. Обусловлено в первую очередь принципом территориальности, согласно которому все лица, имеющие объект налогообложения в нашей стране, подпадают под сферу действия налогового законодательства России. Согласно принципу резиденства обязанность по уплате налога распространяется также на лиц, являющихся резидентами РФ.

Порядок применения норм законодательства о налогах и сборах

Не имеют обратной силы акты законодательства о налогах  и сборах:

    • устанавливающие новые налоги и (или) сборы;
    • повышающие налоговые ставки, размеры сборов;
    • устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
    • устанавливающие новые обязанности участников налоговых отношений;
    • иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Независимо от указанного в самом тексте акта порядка его  введения в действие обратную силу будут иметь акты законодательства о налогах и сборах:

    • устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
    • устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

Помимо указанных, если такая  возможность будет прямо предусмотрена  в самом тексте акта, обратную силу будут иметь также следующие  акты законодательства о налогах  и сборах:

    • отменяющие налоги и (или) сборы;
    • снижающие размеры ставок налогов (сборов);
    • устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей;
    • иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

 

Особенности толкования норм законодательства о налогах и  сборах

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов  законодательства о налогах и  сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 НК).

Признание нормативного правового акта не соответствующим НК (ст. 6 НК) осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено в самом НК. Для признания нормативного правового акта о налогах и сборах, не соответствующим НК, достаточно одного из следующих обстоятельств:

1) нормативный правовой акт о налогах и сборах издан органом, не имеющим в соответствии с НК права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает установленные НК права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов;

3) вводит обязанности, не предусмотренные НК, или изменяет определенное НК содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК;

4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК;

5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК;

6) разрешает или допускает действия, запрещенные НК;

Информация о работе Законодательство о налогах и сборах в Российской Федерации